Каждому — свое
АрхивИнтернет хоть и космополитичен, но все же несет в себе черты каждого региона.
Интернет хоть и космополитичен, но все же несет в себе черты каждого региона. Порой национальную принадлежность сайта вычислить легко (по доменному имени, отличному от «всемирных» .com и .net, или по языку); порой — трудно, ведь есть немало «комовских» сайтов, информация на которых представлена в том числе и на английском и которые при этом относятся к такому эфемерному образованию, как Рунет.
Те, кто считают Рунет уникальным образованием, явно не бывали в немецкой, французской или британской части Всемирной паутины, каждая из которых по объему информации и количеству сайтов превосходит российский сегмент в несколько раз, а немецкая — и вовсе на порядок, недаром домен .de — второй по частоте использования после .com. Я уж не говорю о китайском Интернете, который, в отличие от европейского, для нашего брата совсем уж terra incognita. Если, зная английский, ориентироваться на немецком или французском сайте с грехом пополам можно, то здесь не поможет знание и десятка европейских языков. А английская версия есть лишь у малой части китайских ресурсов.
Впрочем, на некоторые из них скоро невозможно будет даже попасть. И вовсе не потому, что Китай, как давно грозится, создаст собственный закрытый аналог Интернета, а просто потому, что не удастся набрать URL-адрес — он будет… на китайском! (можно, конечно, использовать IP, но ведь его еще надо где-то узнать). Точно так же владелец любого компьютера, не оснащенного русской раскладкой, не сможет попасть на некоторые российские сайты — их доменное имя будет кириллическим. Интернет продолжит распадаться на локальные куски.
Именно такие планы последние несколько лет вынашивала компания VeriSign. И о завершении очередного этапа по предоставлению возможности использования доменных имен на национальных языках было объявлено на прошлой неделе. VeriSign, совместно с РосНИИРОС, RU-Center и РБК, провела пресс-конференцию, на которой сообщила, что отныне национальные раскладки могут использоваться в названиях доменов .com и .net, а представители российских компаний пообещали вскоре предоставить такую возможность и для домена .ru.
Тут необходимы пояснения. Во-первых, на данный момент ваш браузер поймет адрес, набранный нестандартными ASCII-символами, только если на компьютере будет установлен плагин
i-Nav. Во-вторых, пару лет назад РБК уже пыталась выйти на рынок с услугой по вводу русскоязычных доменных имен, тоже с использованием плагина, но та попытка закончилась скандалом, поскольку компания зарегистрировала на себя ряд доменов, совпадающих с известными торговыми марками. С тех пор тема кириллических доменных имен не поднималась, да и сама эта возможность не вызывала особого интереса.
Однако теперь уже никуда не деться: раз VeriSign решила — таким доменам быть! Вот только что с ними делать?
Понятно, что технология пока сыровата. Скажите на милость, многим ли пользователям придет в голову загружать плагин ради того, чтобы иметь возможность набирать в браузере адрес по-русски, если они не знают ни одного сайта с русским адресом? И многих ли сайтовладельцев заинтересует перспектива обладания доменным именем, которое не сможет использовать большинство потенциальных посетителей?
Очевидно, что радикальным решением вопроса может стать либо включение плагина i-Nav в официальную поставку основных браузеров (точнее — Internet Explorer, остальные после этого сами подтянутся), либо отказ от плагина и работа с не-ASCII-символами на уровне DNS.
На вопрос о возможном сотрудничестве с Microsoft Барт Маккай, директор VeriSign по международным делам, ответил уклончиво, сказав, что «проводится работа со многими производителями программного обеспечения». Скорее всего, это означает, что никаких подвижек в сотрудничестве с Microsoft в ближайшее время не предвидится, поскольку, если бы дело обстояло иначе, VeriSign наверняка раструбила бы об этом.
Что же касается второго варианта, то он вроде бы уже должен отчасти работать. Увидев адрес www.компьютерра.com, браузер должен переходить на страницу, где пользователю предложат скачать плагин. Но и при отказе, по словам представителя VeriSign, браузер все равно будет перенаправлен на одноименный англоязычный сайт. Это в теории. На практике далеко не всегда возможно осуществить транслитерацию на лету. К тому же выяснилось, что миновать окно, предлагающее установить плагин, нельзя — это требования IETF. Впрочем, на практике все оказалось куда прозаичней. В качестве примера г-н Макай приводил адрес www.рбк.com. Здесь браузер действительно переходит на страницу плагина. Как и в случае www.неприличное_русское_слово. com. Но если набрать адрес www.компьютерра.com (и не только его), в ответ выдается: Not Found. До свидания.
Куда более важен другой вопрос: кому вообще нужны домены не на английском языке? В VeriSign считают, что они необходимы пользователям, для которых английский — не родной язык (а таких, по подсчетам компании, больше 60%), и тем более для тех, кто вовсе не говорит по-английски. Не скажу за весь мир, но вот в России, по-моему, основная масса пользователей Интернета, нынешних и потенциальных, владеют английским на уровне, достаточном для запоминания и набора адреса в окошке браузера. Более того, и тут уже не боясь ошибиться, скажу за Интернет-пользователей всея земли: когда человеку надо найти что-то на своем родном языке, он в первую очередь воспользуется поисковой системой, а не начнет набирать искомое слово в адресной строке браузера.
Второй аспект касается пресловутого разделения Интернета. На данный момент я уверен, что в любой точке мира мне будет доступен любой домен (надо понимать, что это не только сайт, но и, возможно, почта и ftp). Не могу представить себе ситуацию, в которой более или менее серьезный владелец доменного имени согласился бы иметь только кириллический вариант, автоматически отрубая доступ к сайту и почте со всех компьютеров, лишенных кириллицы. Это значит, что, появись в реальном обороте (а не фиктивном, как сейчас) русские доменные имена (а тем более для зоны .ru, для которой, повторюсь, скоро обещана аналогичная возможность), большинство в лучшем случае предпочтет продублировать названия сайтов еще и на русском языке, единственным итогом чего станут лишние 20 долларов, полученные регистратором. Вдобавок мы, возможно, столкнемся с новым витком разгула киберсквоттерства (захвата доменных имен с чужими торговыми знаками). Сейчас-то, казалось, почти все «вкусные» домены уже разобраны, а тут глядишь — и новый простор для деятельности.
Вот кому пригодятся новые возможности — так это китайцам. Им и так не особо нужен весь этот «большой Интернет», а тут появится прекрасная возможность еще больше обособиться, при этом формально оставаясь в рамках глобальной Сети. В общем, китайцы, как всегда, в выигрыше.