Огород Козловского: Волшебная флейта
АрхивОгород КозловскогоЧитатели тех, давних, моих "Огородов" наверняка запомнили моего первого компьютерного учителя Игоря Книжного. В последнее время стали встречаться реже: дела, заботы. Однако ж вот тебе: я возобновил "Огороды", - и снова без него не обошлось.
Читатели тех, давних, моих «Огородов» наверняка запомнили фигуру некоего Игоря Книжного, программиста и моего первого компьютерного учителя. Во всяком случае, когда на «Огороды» писали пародии, ни одна без этой фигуры не обходилась. Бытовала даже версия, что фигура эта вымышленная… Ну, в определенном смысле любой человек, переезжающий из реальности на бумагу, становится фигурой вымышленной, однако Игорь Книжный существует на самом деле. В последнее время мы с ним стали встречаться сильно реже, чем прежде: дела, заботы; однако ж вот тебе: я возобновил «Огороды», — и снова без него не обошлось.
Он пришел в гости и спросил: «Женя, а нет ли у вас «Волшебной флейты» Моцарта?» «Есть, — ответил я. — Но только на DVD: великолепная фильм-опера. Никогда не догадаетесь какого режиссера: Бергмана!» «Ну, это мне не так интересно… Хотелось бы слушать ее с потаскунчика, в метро или гуляя…» «Н-ну… наверное, можно поставить «Волшебную флейту» на компьютер и, подав выход на вход, ее записать…» «Можно, — согласился Игорь. — Но не интересно. Во-первых, придется писать в реальном времени; во-вторых, все равно дважды получатся преобразования: сперва цифро-аналоговое, потом — аналогово-цифровое». Я подумал-подумал, до конца всего так и не понял, но интуитивно согласился, что без преобразований, похоже, не обойтись. И — совершенно точно — решение получалось неизящным. Но коль в DVD-фильме существует цифровая стереодорожка (а практически в любом DVD-фильме, во всяком случае — музыкальном, такая дорожка существует), — неужели нельзя извлечь ее в цифровом виде?
Игорь, конечно, перетоптался бы и без «Волшебной флейты»; в крайнем случае, я мог бы съездить в «Пурпурный легион» или на Горбушку, приобрести аудиовариант и сделать ему подарок, — однако поставленная задача меня заела.
Когда около года назад я приобрел DVD-писалку, тут же начал решать проблему копирования защищенных DVD-дисков: своих для друзей, друзьевых — для себя. Там главное — сломать защиты, разновидностей которых довольно много. Так сказать, подобрать ключики к щедро навешанным производителями замочкам. Подробностей до конца я так и не выяснил, в общих же чертах дела таковы: каждый из замочков отвечает за какое-нибудь ухудшение качества — например, за сбой звука или понижение его кристальности, за уход из картинки одной составляющей цвета (и картинка, скажем, буреет) и т. п. До «Волшебной флейты» я сломал не менее полусотни DVD-дисков с помощью простой и гениальной программы SmartRipper («Смышленый Взломщик», как я его назвал): в зависимости от степени защищенности он трудился над подбором ключей от двадцати минут до трех часов на диск; порою бывало, что один-другой замочек оказывался ему не по зубам и он спрашивал позволения применить к нему ключ от предыдущего или оставить замочек невскрытым. Но независимо от ответа я ни разу не получил на копии ухудшения качества, во всяком случае — его не заметил. Забавная подробность: просто вставить диск в DVD-дисковод и пытаться подобрать ключики к нему не удается; нужно сделать сначала, чтобы замочки открылись, — то есть запустить диск на проигрывание (замочки откроются) и, чтоб дело шло быстрее (то есть проигрыватель не толкался со Взломщиком), — нажать на «паузу».
Но на «Волшебной флейте» SmartRipper спасовал. Он трудился над одним из замочков часа три, потом еще часа три, — и этим дело кончалось. Пришлось полезть в Сеть в поисках взломщика еще более смышленого, — и поиски увенчались успехом. Сверхсмышленый взломщик называется Alcohol 120% (www.alcohol-soft.com) и имеет тысячу всяких опций и примочек. Он, например, создает виртуальный DVD-дисковод, на который записывает взломанные варианты фильмов, умеет «игнорировать ошибки», выдавая более чем приемлемый результат, — и многое другое. «Волшебная флейта» поддалась Алкоголю как раз после взведения флажка «игнорирования ошибок»: их набралось многие сотни, но на результат это не повлияло. Получился образ фильма уже со всеми открытыми замочками.
Не исключено, что Alcohol 120% позволил бы проделать с этим образом и все прочие нужные мне операции, — но пришлось бы слишком долго разбираться. Потому я снова позвал на помощь Смышленого Взломщика и попросил его из созданного Алкоголем виртуального диска, где все защиты, включая зонную, были уже сняты, делать vob-файлы, — и не по гигабайту (как обычно, по умолчанию), а согласно главкам (chapter’ам). Спустя буквально несколько минут у меня на винчестере был полный набор этих самых vob’ов: двадцать четыре штуки. Теперь предстояло извлечь из них звуковую дорожку, причем именно стереофоническую LPCM (в «Волшебной флейте» она одна только и существовала). Для этого я воспользовался программой Graphedit. Как и SmartRipper, она запускается прямо с винчестера, не требуя установки (Alcohol 120% — требует), но сначала следует установить специальный фильтр — WaveDest: запустить из командной строки regsvr32.exe с параметром wavedest.ax.
Поначалу меня смутило название программы, включающее слово «graph»: какая, дескать, графика, когда мне нужен звук? Но, запустив Graphedit, я понял, в чем дело: проводя мышкой линии, ты соединяешь блоки выдаваемой программой блок-схемы, чтобы нужный выход подавался на нужный вход.
Так вот, запустив программу, мы открываем из нее получившийся при разборке DVD-диска vob-файл и видим в окне этот файл в форме блока, из которого выходят все его составляющие. Очевидно, что для решения нашей задачи видеоблоки нас не заинтересуют, — поэтому их можно убрать (клавишей Del). Впрочем, можно и оставить. А вот выход на Audio Input Pin убрать надо непременно: нам ведь не послушать звук хочется, а получить wav-файл для записи на CD. Теперь понадобится загрузить фильтр, который и превратит VOB AC3 Audio Codec (или, в зависимости от звукового содержания vob-файла, — LPCM-дорожки; если в vob-файле заключены оба или больше вариантов, оставляйте единственный, который вам более подходит; AC3, например, — формат сжатый, а LPCM — нет, так что имеет смысл выбрать — при возможности — именно его) в привычный wav-файл. Для этого понадобятся кое-какие из тех самых фильтров, которые мы уже установили в систему. Сказать по правде, их столько, что разобраться, какой за что отвечает, — нужно стать отдельным специалистом. Поэтому я действовал, как один из таких специалистов мне подсказал: загрузил — через меню Graph — из группы DirectShow Filters фильтр WAV Dest. Из той же группы добавил File Writer, попросту задав файл, в который должен записаться результат (непременно нужно прибавить к произвольному имени файла расширение .wav — сам GraphEdit делать это ленится). На блок-схеме появились два новых прямоугольничка, и осталось только соединить мышкой выход аудиочасти VOB’а со входом WAV Dest’а, а выход последнего — со входом заданного мною wav-файла. Нажав на зеленый треугольник «воспроизведения», я дождался, пока красный квадратик «записи» не погас. После чего пошел в соответствующую папку и запустил получившийся звуковой файл на контрольное проигрывание с помощью Windows MediaPlayer’а.
Всё отлично проигралось.
Теперь, когда каталог был полон wav-файлов, соответствующих главкам исходного DVD-диска, мне, вроде бы, осталось только положить их в соответствующее окошко Nero и записать стандартный CD (вернее, два или три CD: на один не уместится). Но когда я поставил получившийся диск в проигрыватель, — услышал не только музыку, но и скрипы, трески и щелчки поверх нее. Ну да! Конечно! Ведь на DVD звуковые дорожки обычно пишутся с частотой 48 кГц, в то время как стандарт для CD — 44,1 кГц. То есть требуется преобразование, причем — нетривиальное, ибо 48 не кратно 44,1. Nero берется за такое преобразование, но справляется с ним, увы, очень посредственно.
Понятно. Преобразовывать звуковые файлы в нужный формат придется вручную. Я вызываю приложенную к Audigy2 Creative WaveStudio, загружаю туда первый из звуковых файлов «Флейты», вхожу в меню Options и выбираю строчку Convert Format. И задаю, соответственно, частоту дискретизации 44,1 кГц.
Преобразование звукового файла среднего размера (под 100 Мбайт) занимает не больше минуты; результаты получаются лучше, чем у Nero, однако все равно далекие от идеала: порой возникают артефакты — поскрипывания, посвистывания… Что ж, придется испробовать тяжелую артиллерию: один из самых мощных звуковых редакторов Cool Edit Pro 2.0. Там преобразование идет раз в десять медленнее, но результат оказывается идеальным; во всяком случае, моему уху дефектов уловить не удалось.
После чего результаты записываются на CD с помощью того же Nero безо всяких проблем.
То есть в идеале, может, и стоило бы внимательно прослушать каждый файл и подрезать паузы, вполне оправданные в фильме и не очень нужные на «чистом звуке», — но делать это я уже поленился. Пусть Книжный, если захочет, занимается этим сам: я передам ему вместе с компактами и исходники.
Возникает вопрос: стоит ли выделки овчинка? Не проще ли купить CD, соответствующий DVD-диску? Наверное, проще (хотя, если набить руку, можно щелкать CD-варианты, что называется, на раз). Но бывают ведь случаи, когда CD-вариантов просто не существует… Во всяком разе, я не счел прибавление моих знаний по этому поводу источником прибавлений многих печалей. Хотя… кто знает…