19.01.2004
Архив=+=+=+=
Ну что за жизнь… На каждом шагу — охи, ахи. Какая прелесть — мобильные телефоны, всеобщая мобилизация… как это круто, как замечательно. На-до-е-ло!!! Так и хочется взять да и сбросить этого маленького уродца с шестнадцатого этажа. Прямо на асфальт…
Что-то я излишне нервным стал… Вроде бы нет веской причины косо смотреть на мобильную связь. У самого уж не первый телефон…
— Ха! Второй! — сказал внутренний голос, ехидно ухмыляясь.
— Ну а тебе какое дело? — ответил голос внешний. — Хорошие телефоны, чего их менять-то без конца?
Действительно, чего их менять? Разговаривать можно — и славно. Но вообще — если поразмыслить, все эти сотовые телефоны — такая головная боль… А от нее, как известно, есть лишь два средства: аспирин и гильотина. Причем первое, увы, не помогает… Но, несмотря на все проблемы, так или иначе связанные с мобильниками, человечество избавляться от них не стремится. Ну не стремится, так не стремится — его дело. А я попробую порассуждать под эту самую головную боль — про то зло, про те самые проблемы, которые привносит в нашу жизнь мобильная связь. Дабы оттенить вкус телефонного меда ароматом свежего дегтя.
Мани-мани-мани
Начнем с вещей легких, понятных и очевидных.
Деньги, конечно, — зло. Но, увы, зло необходимое. Ибо без них скучно и тоскливо. Причем, как гласит известная истина, денег много не бывает. Тут-то и возникает проблема: мобильные телефоны способны сыграть важную роль в деле уменьшения количества принадлежащих вам денежных знаков.
Телефон — штука прожорливая. Я даже не говорю о том, что он потребляет драгоценное электричество, тем самым способствуя истощению природных ресурсов и повышая температуру окружающей среды. Но деньги…
Во-первых, владельцу телефона приходится платить за разговоры — абонентская плата, поминутно-посекундная тарификация и т. д. О да, операторы постоянно ведут ценовые войны, рапортуют о снижении платы, о новых, еще более выгодных и удобных тарифах. Но от этого количество улетучивающихся денег почему-то не уменьшается.
Помимо разговоров, зачастую приходится оплачивать и всякие полезные штуки — SMS- (EMS-, MMS-) сообщения, информационные каналы, GPRS, всевозможные дополнительные услуги типа детализации счетов. И, уверяю, подобных источников добавочных расходов со временем будет все больше — операторы и производители телефонов об этом позаботятся.
Раз телефон есть — за ним надо ухаживать. Одеть-обуть в красивый чехольчик, повесить на прикольный шнурок… А еще можно прикупить гарнитуру, более мощный аккумулятор, зарядное устройство для автомобиля, антенну на дачу… Да мало ли что еще? А ведь все эти прибамбасы тоже денег стоят, и немалых. К тому же порой ломаются. А еще можно вспомнить, что при смене телефона, как правило, приходится менять большинство причиндалов, ибо с их совместимостью дела обстоят… м-м-м… не слишком хорошо. А вы чего хотели? Чем хуже дела с совместимостью, тем больше аксессуаров будет куплено. Тем больше прибыли кто-то получит.
Ну и, наконец, собственно телефоны. Долговечностью они не отличаются. Хотя бы потому, что никто, кроме потребителей, в ней не заинтересован. Да и те, на самом деле… Мозги давно прокомпостированы назойливой рекламой. Вот люди и стремятся покупать все новые и новые телефоны, хотя прекрасно могли бы обойтись и старыми. Но, увы, лезущие из кожи вон маркетологи Самсунгов, Сименсов и прочих Нокий им этого не позволят. И в результате телефон, впрочем, как и большинство современных товаров, начиная от одежек и заканчивая автомобилями, на длительную эксплуатацию не рассчитан. Год-два — и извольте телефон поменять, выкладывая за это сомнительное удовольствие пару-тройку сотен вечнозеленых долларов. Если еще до этого его не сломаете, не потеряете или же он не будет позаимствован у вас нехорошими дядями-тетями.
В общем, вливаясь в ряды широких масс, осчастливленных мобильной связью, будьте готовы к дыре в семейном бюджете.
Воруют…
Причем воруют много.
Кража мобильного телефона — оно ведь не только материальный урон, наносимый несчастному обворованному субъекту. Это еще и психологическая травма (а нервы, как известно, не восстанавливаются), и потерянная информация (одни записные книжки чего стоят).
Воровство мобильников — это бич. Предмет-то маленький, довольно дорогой и распространенный. Плюс, ко всему прочему, в большинстве случаев не слишком ревностно охраняемый. Да и со сбытом ворованного — никаких проблем. Рынок б/у телефонов цветет и пахнет всеми цветами и запахами среднестатистической загородной свалки.
У меня есть небольшой сайт, посвященный мобильникам (www.helpix.ru). Честно говоря, на первых порах я был шокирован количеством повествований о телефонах, которым пришлось покинуть своих владельцев. Потом (к третьей тысяче рассказов) привык… Отношусь к этому как к неизбежному злу. Такому же неизбежному, как:
- осенняя слякоть (бр-р-р…);
- мусор на улицах;
- уроды-водители;
- всеобщая патологическая неграмотность…
И многое, многое другое.
Бороться с подобным злом практически невозможно. Можно лишь предпринять какие-то минимальные действия, чтобы оно не коснулось лично вас. (Например, уехать к черту из этой страны. Хотя нет, пожалуй, это слишком радикально. Да и зло-то никуда не денется. А вот, например, не покупать подержанные телефоны — можно вполне. Понимаю, сам говорил, что деньги счет любят. Но уж лучше жить с тощим кошельком, чем с грязной совестью.) Самый надежный способ — взять телефон и немедленно выкинуть. Или спрятать в банковский сейф и понадеяться, что в этом году банк не лопнет. Или оставить дома, под защитой сигнализации и бабушки-вахтера.
Вы считаете, это излишне? Ну, тогда можно действовать и более традиционными способами, относящимися не только к телефонам, но и ко всем ценным предметам, носимым с собой. Не держать в наружных карманах, не носить на шнурочке на шее (срезается в полсекунды; или срывается — вместе с головой, — чего не сделаешь ради дорогого аппарата), не носить на поясе, не «светить» в людных местах (на оживленных улицах, например: подскочат, выдернут и убегут, прямо через дорогу на красный свет). Не давать незнакомым людям, разумеется.
По поводу последнего. Меня очень порадовала история, пробежавшая недавно по Сети. Про группу товарищей, воровавших мобильники в лифтах. Классная идея. Не могу удержаться, чтоб не пересказать.
Итак, вы в лифте. Вдруг… лифт застревает. Между этажами, разумеется. Вы вызываете помощь. Помощь быстро приезжает. Дверцы лифта приоткрываются, в кабинку просовывается физиономия ремонтно-пролетарской национальности и сообщает, что поломка серьезная, помощь нужна и, мол, позвонить надо. Вы, ничтоже сумняшеся, передаете физиономии свой телефон, ибо жаждете выбраться поскорее. И… правильно. Больше никогда не видите ни лица, ни мобильника. Красиво, черт возьми. Люди в психологии разбираются. Уважаю.
Прерванный полет
Некоторые вещи обожают случаться не вовремя… Казалось бы, при чем здесь мобильник?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Молодой человек наслаждается неторопливой прогулкой в обществе прелестной девушки, собираясь с духом, чтобы наконец признаться ей в своих сокровенных чувствах. И вдруг, ровно в то мгновение, когда он открывает рот, чтобы начать проникновенную речь, у девушки звонит телефон. И все, и улетучилось волшебство, и звезды тускнеют. И хеппи-энд откладывается до следующей мыльной серии.
А представьте, сколько важных переговоров пошло не тем путем из-за внезапно запиликавшей трубки. А сколько раз телефонный зуммер нарушал звенящую тишину зрительного зала, в одну секунду убивая тщательно срежиссированное гениальными творцами напряжение? А если еще вспомнить про мобильники, вопящие под руку неопытным водителям или радующие вас нежной трелью, когда вы возвращаетесь из магазина, держа в каждой руке по десятикилограммовой сумке и разместив на коленях картонку с куриными яйцами?
Увы и ах! Если раньше ненужные звонки могли настичь вас только вблизи стационарного телефона, то теперь они повсюду. Даже в сортире от них не спрячешься. И попробуйте только сказать, что это — благо. Не поверю!!! Хорошо, конечно, всегда быть на связи — но не любой же ценой?
Милый неудачник
На долю телефона выпадает столько неприятностей…
Безусловно, среди них попадаются на редкость прочные экземпляры. Мне, например, присылали историю про мобильник (Ericsson R310s), по которому проехался троллейбус. И ничего, оба выжили. А уж про падение на покрытия разной степени твердости и купание в разнообразных жидкостях (от воды до пива и кетчупа) и говорить не приходится. Нет, по-моему, на свете телефона, которому не довелось бы пройти через подобные испытания. Свой первый (Nokia 7110) я однажды уронил в таз с грязной мыльной водой. Ничего, заработал как миленький, едва просох. И до сих пор работает, насколько мне известно. Глючит, правда, помаленьку, а так — все в порядке. Нынешний же, Alcatel 715, регулярно служит игрушкой для моего годовалого сынишки (одного не пойму, как Сева умудряется его находить). И ничего, тоже жив. Пока.
Купания, на самом деле, телефонам весьма вредны. Водичка или другая жидкость может чего-нибудь немножечко окислить. И хорошо еще, если это приведет к мгновенной смерти аппарата (в одном из присланных мне рассказов говорилось про телефон, моментально захлебнувшийся в детском горшке). Куда хуже, если мобильник начнет интенсивно глючить: с одной стороны, вроде бы работает, с другой — разве это работа?
Падения… Падения бывают разные. Любой телефон без особого вреда можно уронить на мягкий диван — при условии, что на нем не лежит кирпич. Падения на линолеум тоже, как правило, проходят бесследно. На асфальт? От высоты зависит. Да и вообще — тут уж как повезет. Везет же обычно телефонам в чехлах. Не только, конечно. Есть масса примеров, когда трубки падали с диких высот, даже разваливались на части — и успешно продолжали работать. После сборки. Что ж, бывает…
А еще с телефона может облупиться краска. Или отломаться антенна. А у одной модели (по секрету скажу, что это Motorola T191) антенна очень любит пачкаться. Причем вернуть ей былой вид, по утверждению людей, пытавшихся это сделать, практически невозможно.
А еще телефон может убежать. Если оставить его на столе с включенной виброй. А еще… А еще… Да что тут рассказывать. Можно подумать, у вас у самих телефона нет.
Маленький глючный компьютер
Глюк есть свойство любой сколь бы то ни было сложной программы — это вам подтвердит любой программист. Недаром говорится, что «в каждой программе есть хотя бы одна ошибка». То же самое, разумеется, относится к любому техническому устройству, будь то радиоприемник, электромясорубка или летающая тарелка. И мобильник не исключение.
Как известно, телефоны (не мобильные, обычные) появились чуть раньше, чем первые компьютеры. Но телефоны тех времен имеют столько же общего с современными, сколько боевая колесница времен Саши Македонского с Мерседесом в исполнении Брабуса. И глючить они если и умели, то совсем вяло и невпечатляюще. То ли дело нынешние…
Увы, современные мобильники являются по своей сути настоящими компьютерами. Со всеми вытекающими последствиями, а также с процессором, монитором, клавиатурой, оперативной памятью, постоянной памятью и т. д. и т. п. И, разумеется, с программным обеспечением.
Любуясь на синий экран смерти, нарисованный Windows, посылаешь немало теплых слов по адресу одного известного персонажа. Когда виснет телефон (увы, самое обычное явление), слова вспоминаются те же самые. Только посылаешь их уже по некому абстрактному адресу. А потом дико ругаешься, сообразив, что клавиши Reset в аппарате не предусмотрено.
Бывают, конечно, глюки и более безобидные. Например, мой нынешний телефон почему-то разучился стирать значок, сигнализирующий о том, что есть непрочтенные сообщения. Не помогает даже выключение/включение аппарата. Приходится вынимать аккумулятор.
Читая оптом рассказы людей об их мобильных любимцах, замечаешь ряд любопытных закономерностей. Одная из них такая: чем телефон моложе и навороченнее, тем он капризнее. Правда, и «доисторические» модели порой взбрыкивают. Увы, ожидать чего-то другого трудно. Вон Microsoft свои операционки уж сколько лет выпускает — и то от глюков избавиться не может…
На удочке
Как только у вас появляется сотовый телефон, вы тут же к нему привыкаете и уже не можете обходиться без этой электронной «железки». И если вдруг мобильная связь недоступна, вам становится не по себе.
Причин исчезновения связи великое множество. Самая элементарная — кончились денежки на счету. Ну, тут уж, кроме себя, винить некого. Или вот еще: сел аккумулятор — забыли подзарядить вовремя… Кстати, производители сделали все возможное, чтобы затруднить выход из этой ситуации1. У каждой модели телефона аккумулятор свой — с чужого не позаимствуешь, даже при согласии хозяина. Зарядные устройства тоже несовместимы: забыл дома — не надейся, что удастся найти такое же у кого-то из коллег на работе. Кстати, говорят, раньше были телефоны, работавшие от обычных батареек — того же Дюрасела с его розовыми электрозайцами повышенной спортивности. Но то было раньше…
А еще бывает, что связь пропадает «по вине» оператора. Самый яркий пример — Новый год. Как известно, с последним боем курантов все тридцать три (или сколько их там) миллиона абонентов сотовой связи Российской Федерации бросаются друг друга поздравлять. И вовсе не факт, что сети подобную нагрузку выдержат. То же самое может произойти в чрезвычайных ситуациях — после терактов, землетрясений и пр. Если в некой местности количество звонящих становится слишком большим, сеть может не выдержать. Я сталкивался с подобной проблемой всего один раз — когда больше часа стоял в мертвой пробке. И ведь не было бы телефона — и не дергался бы. Если нет возможности сообщить, куда ты потерялся, — ну дык чего дергаться-то понапрасну? А тут — вот она, эта волшебная возможность. Но не работает, р-р-р… редиска.
Финита ля
Жизнь, как ни грустно, конечна. Как наша с вами, так и телефонная. И, увы, окончание любой жизни связано с некоторыми хлопотами для окружающих. И вряд ли кто осмелится сказать, что с хлопотами приятными.
Я уже упоминал, что срок службы мобильников недолог. И даже в нашей стране, где телефоны эксплуатируются до полной выработки ресурса, в конце концов их приходится выбрасывать — по причине естественной смерти. Количество подобного мусора, по самым скромным прикидкам, составляет тысячи тонн в год. И это не пищевые отходы, свинкам не скормишь. Перерабатывать? Хм. Да, пробегала новость, что весной в Москве открыли линию по переработке телефонов, мощностью (проектной) до трехсот тонн в год. В принципе немало. Но, думаю, процент перерабатываемых трубок в России навсегда останется мизерным. Ведь чтобы дохлый аппарат попал в разделочный цех, нужно приложить некоторые усилия. Скажите, среднестатистический гражданин этой страны такие усилия задаром прикладывать будет?
Почти постскриптум
А самый главный недостаток сотового телефона в том, что он предлагает нам, живым людям, суррогат общения. Бесспорно, это может быть и полезно, и забавно, и необходимо. Но настоящего общения заменить не может. Ведь недаром иногда говорят: «Извините, это не телефонный разговор». И мне почему-то кажется, что каждый раз говорящий просто хочет увидеть собеседника вживую. Зачем? Позвоните, спросите.
1 Особо преуспела в этом компания Motorola, опять же с моделью Т191: при аккумуляторе, разряженном «в ноль», трубка вообще не может зарядить его штатным способом. Причина в том, что через пару секунд после подключения зарядника, софт аппарата без всяких действий с вашей стороны зачем-то включает подсветку экрана, транжиря только что накопленные милливольты; как следствие, обнаруживает внезапное падение напряжения на батарее; решает, что батареи нет либо она неисправна, и отключает подсветку, а заодно и подзарядку. Через те же пару секунд «цикл» повторяется снова. В таком «мигающем» режиме телефон может лежать неделю — и батарея не зарядится ни на йоту. — С.Л.
мобильное