Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Скажи мне, какой у тебя телефон…

Архив
автор : Олег Кобельский   27.11.2003

Скажи мне, какая у тебя «труба», и я скажу, кто ты?.. Мысль, конечно, интересная, но постараемся все же не переходить на личности.

Скажи мне, какая у тебя «труба», и я скажу, кто ты?.. Мысль, конечно, интересная, но постараемся все же не переходить на личности. Мы поставили своей задачей рассмотреть характеристики мобильных телефонов в зависимости от характеристик их хозяев — этим и займемся. Разумеется, в обобщенном виде.

Многое ли могут рассказать о хозяине вещи, которые его окружают? Разумеется, много. Тем более такая прямо-таки интимная штука, как мобильный телефон.

Оставим в стороне заманчивую тему психического портрета владельца той или иной «трубы» (не то чтобы эта тема казалась неинтересной — напротив, но пока маловато клинического материала; быть может, вернемся к ней позже). Остановимся на том, как распределяются технические параметры и потребительские свойства мобильных телефонов в зависимости от половозрастных характеристик их владельцев. Ну и местами добавим динамики, благо данные, полученные с сайта helpix.ru — коллекции отзывов о мобильных телефонах, написанных их владельцами собственноручно, — позволяют.

При желании можно даже сделать вид, что данным исследованием мы выполняем некую гуманитарную миссию. Потому на невежливый вопрос: «Зачем мы вообще страдаем этой ерундой?», договоримся отвечать: «Чтобы имярек некоторого возраста и пола мог представить себе, какую группу аппаратов предпочитают его коллеги по полу и возрасту, и не маялся лишний раз тяжелыми раздумьями, а топал по наезженной колее. Ну, или поперек колеи — это уж нас не касается».

Что в имени тебе моем?

Начнем традиционно — с названия. Хит-парад популярности производителей мобильных телефонов открывает Siemens, затем идут Nokia и Motorola. Эта тройка лидеров характерна для лиц обоего пола, а вот с четвертой строки начинаются расхождения. Мужчины предпочитают Alcatel и Ericsson, в то время как дамы прежде выбирают изделия Samsung, затем — Alcatel, после — LG и лишь седьмым вспоминают Ericsson.

С конкретными моделями все, разумеется, не так однозначно. Лидером общего зачета остается Nokia 3310, любовь народа к которой, похоже, сложилась исторически, причем первенство ей обеспечивают мужчины. Другие изделия этой фирмы даже не входят в общую двадцатку, хотя, рассматривая списки мужских и женских предпочтений по отдельности, мы найдем Nokia 3510i на пятнадцатом месте и Nokia 8310 — на шестнадцатом соответственно. Странно, а казалось, что Nokia пользуется большой популярностью…

Второе место у мужчин держит Alcatel One Touch 715. Дамам он явно не нравится — в их списке этой модели нашлось лишь 31-е место. Третье — у Siemens ME45 (тоже нехарактерная для женщин моделька, им больше по душе Siemens C45 — первое место, C55 — третье и A35 — пятое). Motorola во владении у мужского населения представлена в основном моделью C350 (шестое место), дамы предпочли Talkabout 191, отдав ей четвертую строку рейтинга.

Выяснилось, что в первых рядах широко распространенных моделей с примерно равной вероятностью можно встретить бессменную Nokia 3310, Siemens C45, C55, A50 и M50, а также Alcatel One Touch 310 и 511.

Выходит, найдя одну из таких мобил на улице, пытаться нарисовать портрет того, кому вы будете торжественно вручать потерю, бессмысленно. Лучше уж сосредоточиться на поиске других, более характерных вещиц. Или других мобильников… Тем более что обнаружились среди более или менее популярных моделей и чисто мужские, и чисто женские телефоны. Так, Samsung SGH-A800 если и оказывался в мужских руках, то явно по случайности, уж больно мало среди их хозяев представителей сильной половины человечества. В то же время Ericsson R520m, довольно часто встречающийся у мужчин, не соблазнил ни одну даму. Его близкий, хоть и слегка устаревший, родственник R320s преуспел больше — одна женщина-обладатель из 817, фигурирующих в нашей статистике, все же нашлась.

Опять двойка?

Перейдем к субъективной оценке трубок их владельцами (по десятибалльной шкале). Тут тоже есть свои интересные особенности1. В частности, женщины крайне редко дают какой-то модели более низкую оценку, чем мужчины, даже когда речь идет об истинно «мужских» телефонах, таких как Siemens ME45 (8,93 в оценке мужчин и аж 9,50 — женщин) и Alcatel One Touch 715 (8,64 и 9,20 соответственно). Видимо, женские чувства глубже: раз судьба сложилась именно так, значит, будет нежно любима та модель, которая есть в наличии. Вот и верь после этого утверждениям, что женщины вечно всем недовольны.

Рейтинги оценок ведущих производителей имеют мало общего. На рис. 1 хорошо видно, что лишь Моторолам выставлен одинаково низкий балл. Зато оценивая конкретные модели, мужчины и женщины порой проявляли редкостную солидарность.

Так, выдавая минимальную оценку Нокиям, обе половины человечества сошлись во мнении: это Nokia 5110, пострадавшая, по-видимому, за немалый вес и возраст. Максимального успеха у мужчин удостоилась Nokia 2100, у женщин — 3410 и 7210.

Среди Сименсов наивысших баллов заслужили трубки S45 и S55, причем как у мужчин, так и у женщин. Худшей тоже признана одна и та же модель — A35.

В оценках Алкателей мнения, наконец, разделились. Дамам по душе пришелся One Touch 512, чья оценка достигла заоблачных вершин — 9,75, мужчины предпочли One Touch 525.

Из моделей фирмы Samsung, хотя они и были весьма по-разному приняты мужской и женской аудиториями, хором воспет SGH-C100, получивший 9 баллов от мужчин и 9,33 — от женщин. А второй по популярности у женщин и самый распространенный среди них SGH-A800 мужиков явно не порадовал, заслужив 5,5 балла — очень низкую оценку.

Лидером по баллам, полученным от мужчин, оказался Siemens SL45i, от женщин — Alcatel One Touch 512. А чем эти модели приглянулись своим обладателям, надеемся, выяснится в процессе дальнейшего исследования.

В общем, будем считать, что с именами разобрались. Переходим к следующей части балета, будем снимать мерки.

Пятьдесят квадратных попугаев

То есть — сантиметров, конечно. Была шальная мыслишка назначить попугаев дюймовыми, но избыточное количество знаков после запятой отвратило от этой затеи. Итак, такой важный параметр, как площадь лицевой поверхности телефона2, в среднем составляет именно упомянутое число, и далее плясать нам предстоит от этой печки.

Вряд ли стоит напоминать анекдот о единственном предмете, минимальными размерами которого охотно хвастаются мужчины. Он уже устарел, дамы переплюнули. Как и следовало ожидать, счастливыми владельцами самых маленьких из рассматриваемых телефонов (различных моделей VK Mobile) оказались исключительно особы женского пола. Судя по отзывам, миниатюрные мобилы еще и в качестве украшения используют — как медальончик. Правда, это изделие явно не для мужчин было задумано — зеркальце на крышке и все такое…

Усредненные значения тоже демонстрируют тягу дам к миниатюрности, косвенно подтверждая мнение, что маленькие размеры — один из основных параметров выбора телефона. Чем дальше мы уходим от нашего 50-сантиметрового эталона в сторону микро- и наноразмеров, тем четче вырисовывается приоритет женщин в данном вопросе — даже при том, что абсолютное большинство мобил и без того имеет размер меньше среднего, находясь в диапазоне от 41 до 50 кв. см. Хотя это еще от характера дамы зависит. Некоторые, как истинные амазонки, предпочитают вещи основательные (что, кстати, и веса касается).


1 Рассматривались, разумеется, лишь те трубки, на которые было не менее десятка отзывов.
2 Да-да, знаем, что нас можно обвинить в поверхностном подходе к вопросу, но вы и в самом деле полагаете, что вам интереснее был бы объем? В принципе нетрудно и плотность трубки посчитать, помните такую физическую величину?

Своя ноша не тянет?

В век цифровых технологий быстро привыкаешь к тому, что можно передвигаться налегке, тем не менее прихватив с собой все необходимое. Сколько сил имеет право отнимать при переноске вещица, в самом названий которой недвусмысленно указано, что сложностей с ее транспортировкой возникать не должно? Мнения производителей в этом вопросе могут расходиться весьма кардинально — в нашем исследовании, в частности, фигурируют «экстремумы» в лице Nokia 720 (1,4 кг) и Ericsson T66 (59 г). Потребители же, напротив, оценивают свою грузоподъемность приблизительно одинаково. Средний вес мужского мобильного телефона составляет 101,2 г, женского — 96,75 г.

В принципе факт наличия силы у «пола сильного» можно считать доказанным. Все-таки их мобилы тяжелее. Да и обладательницами особо легких моделей, от 50 до 70 г, дамы являются раз в шесть чаще мужчин.
Общая картинка распределения тяжести мобильной ноши (рис. 2).

Человек-оркестр

Вам не случалось подскакивать на месте от очень натурального вопля дикой обезьяны (волка, милицейской сирены), раздавшегося у вас над ухом? Да-да, теперь о нем, о лучшем достижении разработчиков телефонов — таком технологически бессмысленном и столь широко востребованном, — о полифонии.

Ярко выраженных половозрастных особенностей у любви к полифонии не оказалось — разве что чуть более высокий процент полифонических трубок у юношей до двадцати лет. Девушки, похоже, начинают ценить музыку мобил попозже, зато нуждаются в ней несколько больше, чем мужчины того же возраста.

Летящие на цвет

Потребность в цветном дисплее, вероятно, еще более спорна, чем потребность в полифонии (той хоть окружающих можно радовать), но тоже распространена довольно широко (12% от числа рассматриваемых телефонов).
За семь месяцев, в течение которых собиралась статистика, использованная при написании данного опуса, количество упоминаний мобильников, оснащенных цветным дисплеем, неуклонно росло. Динамика этого процесса, может, и не самая резвая, зато строго положительная — ежемесячно наблюдается прирост по 2–4%, а в октябре — целых десять. Причем последний всплеск был обеспечен мужчинами — из общего числа отзывов в 35% случаев речь идет о трубках с цветным экраном. Надо отметить, что, вопреки сложившемуся мнению о преимущественно женском интересе к цветному экрану, у особ мужского пола такие трубки встречаются почти вдвое чаще.

Если же смотреть на возраст счастливых обладателей цветастых мобил, выявляется забавный факт, намекающий на некоторую тенденцию. Тут опять отличились юноши-тинэйджеры (19% против 6% у девушек того же возрастного диапазона). И кто ж им, интересно, такие трубки оплачивает, ведь недешево…

И что мы умеем?

Мы так долго говорили о характеристиках, значимость которых определяется в основном вкусами потребителя, что чуть не забыли о параметрах объективных — специфических способностях, которыми могут обладать трубки помимо своих чисто телефонных функций. Тут уж все просто: либо функция у аппарата есть, и его купит тот, кто в ней нуждается, либо ее нет, и говорить не о чем. Возможен, правда, еще один вариант — коллекционирование наворотов из чистой любви к искусству, но сухие цифры не дают возможности оценить этот параметр. Впрочем, можно зайти с другого бока, ибо логику пока никто не отменял.

Фичи, которыми бог-производитель милостиво наделяет мобильники, можно условно разделить на две группы: дополнительные возможности и нетелефонные излишества. К последним мы склонны отнести все то, что существует отдельно от трубок и никакого отношения к ним не имеет: диктофон, фото- и видеокамера, fm-приемник и mp3-плейер. Сюда же можно отнести и MMS — эдакий аналог электронной почты. Список можно продолжить. Трудно представить, что мобильник, умеющий работать в качестве какого-то из упомянутых девайсов, может быть остро необходим.
Итак, приступим к подсчетам.

Любителей насладиться звуками музыки, передаваемой в fm-диапазоне, нашлось около 4%, mp3-плейер встречается и того реже — всего в 2% случаев. По причине редкости явления пытаться выявлять какие-либо тенденции пока бессмысленно. Вероятно, когда цены на соответствующие девайсы в очередной раз упадут, полку их обладателей заметно прибудет, пока же, надо полагать, многим приходится удовлетворять свою потребность в прекрасном, играя с мелодиями звонка.
Шпионские замашки заметно чаще демонстрируют мужчины: их телефоны оснащены диктофоном в 40% случаев (против 30% у женщин), а фотокамерой — в 1,2% (вдвое больше, чем у женщин).

Надо полагать, вы уже догадались, кто чаще других выбирает трубки с поддержкой MMS (оно же — сервис мультимедийных сообщений, то есть — возможность принимать сообщения большого размера с текстом, картинками и звуком). Правильно, именно уже упоминавшаяся золотая молодежь мужского пола — одиннадцать процентов против средних восьми при характерных для женщин трех. Даже не странно. Похожая картина наблюдается и в возможностях поддержки Java, хотя тут она выражена не столь ярко. Максимум 19% приходится на мужчин до двадцати лет, в то время как среднее значение составляет 15%. Способность поддерживать Java, кстати, имеет очевидную положительную динамику — количество трубок, оснащенных подобным талантом, растет от месяца к месяцу.

Но вернемся к тому, что мы назвали дополнительными возможностями. Мотивировка выбора моделей с соответствующими функциями обычно иная, потому и статистическая картина, по идее, должна быть другой.

Инфракрасный порт — причиндал древний, отношение к нему у потребителей сложилось давно. В частности (с некоторой натяжкой, конечно) можно утверждать, что чем солиднее возраст телефоновладельца, тем с большей вероятностью его трубка оснащена ИК-портом. Мужской пол хозяина повышает эту вероятность еще в два раза (28% против 14%). Положительная динамика прироста количества телефонов с ИК-портом имеется, но незначительная и не слишком стабильная, всего же их на данный момент 24%.

О наличии GPRS тоже чаще беспокоятся мужчины, причем от их возраста степень беспокойства зависит довольно слабо. Способностью заходить в Интернет таким путем обладают 37% мобильных телефонов, находящихся в распоряжении мужчин, и только 23% тех, что живут в женских руках. Однако поголовная интернетизация — вопрос практически решенный, и с каждым месяцем этот процент неуклонно возрастает, так что равенство полов в данном аспекте не за горами.

Напоследок остался Голубой Зуб, называемый в народе также BlueTooth’ом, — вещь редкая, цены немалой, в связи с чем встречается лишь в 5% трубок. Причем, в отличие от мужчин, славящихся своей любовью к технике со сложными названиями и широкими возможностями, они отращивают этот зуб в шесть раз чаще женщин. Быть может, последние отказываются от него из эстетических соображений?

Ну вот, подсчеты закончены, пыльные стопки бумаг с таблицами отправлены в архив, и что же мы имеем в сухом остатке? Пожалуй — очередное доказательство того, что мужчины отличаются от женщин, а тинэйджеры — от людей зрелых. И отличаются значительно — вкусами, потребностями, интересами. А что чем обусловлено — оставим домысливать другим, у нас специальность непсихиатрическая.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.