Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Безмасштабная телефония: от хаоса к порядку?

Архив
автор : Георгий Башилов   27.11.2003

14 ноября в Москве завершилась 8-я конференция по IP-телефонии, организатором которой по традиции стал CompTek, а спонсорами — Avaya, Cisco Systems, Intel, ITXC, корпорация OCC, РТКОММ, MERA Networks, ТрансТелеКом, Equant, ECI Telecom и Kraftway.

14 ноября в Москве завершилась 8-я конференция по IP-телефонии, организатором которой по традиции стал CompTek, а спонсорами — Avaya, Cisco Systems, Intel, ITXC, корпорация OCC, РТКОММ, MERA Networks, ТрансТелеКом, Equant, ECI Telecom и Kraftway.

По мнению CompTek, особенностью нынешней конференции стала повышенная активность крупных операторов, а также уменьшение доли технических специалистов за счет увеличения количества коммерческих и генеральных директоров. Я бы добавил к ним многочисленных и весьма привлекательных особ женского пола — видимо, сменивших тех самых технических специалистов и приехавших явно по делу. Последнее  становилось понятно из ведущихся в кулуарах выставки телефонных разговоров (несмотря на стоящий рядом IP-телефон — по сотовому): «передай, я договорилась, можем поставить Косово по 14 центов…»
Вот так, постепенно и происходит коммерциализация отрасли. Высокие технологии прячутся за отработанными интерфейсами и софтом. Наступает эра стабильности и коммерческого освоения — одно из прозвучавших на выставке мнений гласило буквально следующее: «через год-другой вы, уважаемые господа операторы, будете брать в лизинг программное обеспечение, минимизировать расходы и заниматься своим непосредственным делом — продажами…»

Все. Конец истории? Разумеется, нет. Скорее, только начало.

Наиболее обсуждаемой темой восьмой конференции (и, к слову, осенней конференции Voice on the Net) стали пограничные контроллеры сессий (Session Border Controllers, или SBC). В прошлом году такой темой были программные коммутаторы. Ответа на вопрос, что станет коньком конференции следующей, не знает, пожалуй, никто. О появлении самого понятия SBC и организаторы, и разработчики узнали незадолго до выставки — минувшим летом, а информация о новом продукте SIP-HIT, превращающем MVTS в загадочный пограничный контроллер сессий, появилась на сайте Mera Networks лишь первого ноября. Вот как вспоминают историю разработки SBC в самой Mera: работали, старались во всем следовать пожеланиям заказчиков — операторов IP-телефонии. Пригляделись — SBC…

Впрочем, даже столь последовательно выстроенная логическая цепочка не спасла участников конференции от обвинений в попытке продвижения еще одного «калгона» (боюсь, усилиями телерекламщиков слово «калгон» действительно станет нарицательным) от IP-телефонии.

Что же представляет собой пограничный контроллер сессий? По сути, одна из разновидностей программного коммутатора, дополненная возможностями проксирования RTP-трафика (напомним, именно в RTP-пакетах передает речь IP-телефония, а сигнализация, как правило, путешествует отдельно), согласования сигнальных интерфейсов и, если требуется, транскодирования, или преобразования потока голосовых пакетов от одного кодека к другому (оно необходимо в случае использования на разных концах линии устройств с несовместимыми форматами сжатия речи). По общему мнению участников одного из «круглых столов», SBC — это устройство, идеально подходящее для объединения и подключения IP-телефонных сетей разных операторов, приоритезации IP-телефонных потоков, сокрытия структуры сетей, преодоления NAT и межсетевых экранов и т. д.

Новое применение для SBC было анонсировано в докладе Гармана Мызовского, сотрудника Tario Communications. Докладчик назвал текущее состояние российской IP-телефонии хаотическим: четыре тысячи лицензиатов пытаются минимизировать расходы на IP-телефонный трафик, устанавливая друг с другом непосредственные договорные отношения, причем сумма ежемесячных платежей может не превышать нескольких десятков долларов (другое довольно распространенное сравнение — питательный бульон). Поддержание множества договоров и прописывание постоянно меняющихся маршрутов превращается в постоянную головную боль для операторов, увеличивает накладные расходы и не позволяет обеспечить необходимое качество услуг.

Выход, по мнению докладчика, в переходе к иерархической организации IP-телефонных сетей (к слову, нынешний Интернет — большая иерархическая сеть, см. рис.). Иерархические (или безмасштабные) сети, в отличие от случайных (или многосвязных) сетей, характеризуются существенно меньшим числом связей между участниками и более устойчивы к сбоям (с другой стороны, они более подвержены вирусным и хакерским атакам на ядро сети). Ядрами, или концентраторами, такой сети должны стать биржи по обмену IP-телефонным трафиком (одна из задач бирж — проведение взаиморасчетов между участниками). Уже через несколько лет, считает Мызовский, в России должно остаться лишь несколько — не больше семи — крупных концентраторов. Тогда будет решена и проблема качества IP-телефонии, причем немалую роль в решении этой проблемы сыграют пограничные контроллеры сессий. До их появления торговые площадки были вынуждены использовать для ведения статистики качества соединений (один из параметров, на основании которого производится выбор партнера для приземления трафика) только косвенные показатели — продолжительность звонка и процент успешно установленных соединений. SBC смогут определять реальные параметры голосового IP-трафика — время продвижения пакетов, проценты потерь, задержки, джиттер и т. д. — и предоставлять участникам биржи объективную информацию о состоянии соединений (и, соответственно, о качестве услуг операторов-участников торгов), причем делать это в реальном времени.
Не исключено, что именно возможность объективного и гибкого выбора услуг необходимого качества — от «самого факта звонка» до услуг бизнес-класса — и станет долгожданным «убойным» приложением IP- телефонии. Вернее, убойным для телефонии традиционной.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.