Подайте "Нобелевку"!
АрхивЧеловек и ОбществоНе секрет, что присуждение международных научных премий нередко сопровождается громкими скандалами, при этом "уровень шума", как правило, находится в прямой зависимости от престижности наград.
Не секрет, что присуждение международных научных премий нередко сопровождается громкими скандалами, при этом «уровень шума», как правило, находится в прямой зависимости от престижности наград. Что уж говорить о Нобелевской премии, вокруг которой подчас бушуют и вовсе шекспировские страсти. Так, совсем недавно настоящий крестовый поход за «Нобелевкой» объявил 67-летний физик и изобретатель из Нью-Йорка Рэймонд Дамадьен (Raymond Damadien), являющийся по совместительству президентом основанной им компании Fonar, которая выпускает магниторезонансные датчики.
Тщеславный американец убежден, что результатами его исследований тридцатилетней давности воспользовались нынешние лауреаты по медицине (см. «КТ» #514) — его земляк Пол Лотербур (Paul Lauterbur) и англичанин Питер Мэнсфилд (Peter Mansfield). Как отмечают историки науки, подобные случаи нередки: изобретатели высокоточной аппаратуры номинируются на премию вместе с исследователями, но их, как правило, в последний момент «отцепляют от поезда». Правда, нью-йоркского физика это обстоятельство отнюдь не утешило: в интервью, данном на следующий день после вручения премии, он обвинил недооценивших его членов Нобелевского комитета ни больше ни меньше — в переписывании истории.
В отличие от многих коллег по несчастью, Дамадьен решил не сидеть сложа руки, а надавить на обидчиков агрессивной саморекламой в прессе. Для начала он изложил свои претензии к Нобелевскому комитету на страницах Washington Post, а затем выкупил с той же целью сразу две полосы New York Times. По нынешним газетным расценкам, у Рэймонда ушло на это 122 тысячи долларов — примерно треть суммы, которую он мог бы получить, если бы призовой фонд был поделен на троих. Как следует «промыв мозги» соотечественникам, борец за справедливость решил выйти и на международный уровень, тиснув для начала свою рекламу в шведском еженедельнике Dagens Nyheter.
Разумеется, сатисфакции уязвленный физик так и не дождался: члены Нобелевского комитета наотрез отказались пересматривать вынесенное ранее решение. Впрочем, терять надежду на вожделенный приз Дамадьену пока рановато: кто знает, вдруг со временем список нобелевских номинаций пополнится премией в области пиара?