К дальнейшим исследованиям готовы!
АрхивЗа научную добросовестность в сочетании с незаурядным чувством юмора редакция премирует Бориса телефоном Rolsen и нашумевшей «Книгой о странном» Берда Киви.
За научную добросовестность в сочетании с незаурядным чувством юмора редакция премирует Бориса телефоном Rolsen и нашумевшей «Книгой о странном» Берда Киви.
Здравствуйте, уважаемые редакторы.
В «КТ» #38 (513) от 7 октября Леонид Левкович-Маслюк от лица всей редакции отметил отрадный факт, что вам «стали чаще и больше писать женщины». Этот факт я и решил проверить. Проверить «больше» труднее, чем «чаще», — пока что я ограничился количеством писем в период с III квартала 2000 года по III квартал 2003 года (первый номер в моей подшивке датирован 26 октября 1999 года, но первое письмо от женщины в ней опубликовано в #43 (321) от 4 июля 2000 года; что интересно, в том самом номере от 26 октября опубликовано первое и последнее письмо от представителя сексуальных меньшинств, что к делу не относится и упомянуто исключительно для общего либерализма).
- Первая порция данных приведена на диаграмме 1 — количество писем по кварталам. Как видим, колебания количества писем носят случайный характер, но стоит заметить, что в последнем столбике — III квартал 2003 года — сразу два письма, хотя за этот период вышел только один номер (тот самый 38-й). Рост количества писем лучше виден по годам — диаграмма 2.
- Кроме того, это явление носит сезонный характер. Как можно увидеть на диаграмме 3 (сумма писем по всем кварталам, за I и II кварталы 2000 года количество писем — 0), количество писем увеличивается с номером квартала. Однако полностью доверять именно этим данным нельзя, так как отсутствие писем в I и II квартале 2000 года недостоверно (я нашел не все журналы), а рост третьего столбика может быть обусловлен именно замеченным редакцией ростом количества женских писем. Впрочем, четвертый столбик (четвертые кварталы 2000, 2001, 2002 и 2003 годов) вполне точен — больше всего женщины пишут в конце года. При желании, можно вычесть из него два письма за этот год (незавершенный квартал) — все равно останется самым высоким.
- Наконец, на диаграмме 4 приведено распределение писем по редакторам, отвечающим на эти письма (то есть по выпускающим). Как видим, максимум приходится на Леонида Левковича-Маслюка, причем во II квартале 2003 года он ответил на четыре письма, в октябре — на два. Следующий за ним Сергей Леонов наверняка разделяет его мнение, остальные скорее всего затруднятся ответить.
Отсюда можно сделать вывод: ответивший за три года на десять женских писем, из них за последние полгода — на шесть, Леонид действительно сталкивается с ними все чаще, однако общий рост количества писем от женщин не вполне очевиден и требует дальнейшего исследования.
Примечание. Речь, естественно, идет о количестве публикуемых, а не присылаемых писем. Необходимый коэффициент отбора может внести только уважаемый Леонид как самый компетентный в женском вопросе редактор (см. диаграмму 4).
С уважением,
Борис
ОТ РЕДАКЦИИ: Такое письмо в обычный «Письмоносец» не заформатируешь, оно требует простора, который мы и предоставили. От себя могу добавить следующее. Во-первых, мне действительно приходят столь удачные письма от женщин, что я почти всегда нахожу для них место в журнале. Во-вторых, диаграмма 4 позволяет дополнить вышеприведенный анализ одним наблюдением. Как отметил автор, редакторы на диаграмме объединяются в два очевидных кластера — мы с Сергеем Леоновым и все остальные. Но он не обратил внимания, что из шестерых попавших во второй кластер трое уже не работают в редакции. Насколько этот факт статистически значим и в чем именно может заключаться его значимость, судить не берусь.