Последний из могикан
АрхивКомментарий дняГигантский музыкальный портал MP3.com через две недели исчезнет с лица Земли.
Последние три недели ноября будут навсегда отмечены чёрным цветом в памяти тысяч и тысяч музыкантов со всего мира. В эти дни независимое музыкальное сообщество прощается с порталом MP3.com, история взлёта и падения которого вместила в себя черты целой эпохи, именуемой сегодня бумом Интернет-компаний.
MP3.com родился в начале 1998-го года, когда 32-летний, никому тогда не известный предприниматель Майкл Робертсон зарегистрировал доменное имя и основал одноимённую компанию, главной задачей которой виделось создание онлайнового сообщества музыкантов и любителей музыки, для общения и обмена музыкой в только-только обретшем популярность звуковом формате MP3. Робертсон, окончивший университет в 1998-м, до того занимался разного рода мелочами в Веб, руководя то одним, то другим небольшим Интернет-бизнесом. MP3.com стал его звёздным часом. Впрочем, когда в марте 98-го Майкл официально принял сан президента компании, никто не мог и предположить, что меньше чем через два года его имя будет причислено к списку миллиардёров. То, что сегодня известно каждому зелёному новичку, пришедшему в Сеть, Робертсону и его коллегам приходилось открывать самим: отличное имя сайта и новая идея, которая обещала быть привлекательной для широких масс - вот два главных фактора, поспособствовавших взрыву популярности MP3.com
Вспомнить первые месяцы и год работы портала сейчас не так просто. MP3.com предоставлял возможность всем желающим разместить на своих страницах любые музыкальные материалы. То было смутное время, когда большие звукоиздательские компании ещё не прочувствовали, какую угрозу представляют для них современные форматы аудиокомпрессии. А потому на портале шёл бурный обмен не только собственными композициями малоизвестных музыкантов, но и музыкой, права на распространение которой принадлежали гигантам звукозаписывающего бизнеса. К июлю 1999-го сайт насчитывал свыше 18 тысяч авторов и больше ста тысяч файлов с аудиозаписями. Уже случившийся к тому моменту общий всплеск интереса к высоким технологиям, приведший к резкому росту акций, в частности, Интернет-компаний, на фондовых рынках, коснулся и MP3.com: тогда же, в июле, компания провела процедуру IPO, выпустив свои акции на рынок по цене в 28 долларов за штуку и немедленно оказавшись оценённой почти в три миллиарда долларов. Робертсону принадлежало 38% всего пула акций MP3.com, а потому его личное состояние - пусть и только на бумаге - оценивалось почти в миллиард.
К этому моменту MP3.com уже обрёл своё лицо: посетителям сайта предоставлялся доступ к огромной фонотеке, получать композиции из которой можно было совершенно бесплатно. Помогали в поиске нужного контента многочисленные хит-парады и собственная поисковая система. Впрочем, платные сервисы тоже были: так, желающие могли заказать компакт-диски с приглянувшимися записями. Доходы от торговли дисками и рекламы частично возвращались самим музыкантам, справедливо распределяясь между ними пропорционально их популярности. Имя портала гремело в Сети, в конце концов сделав MP3.com чрезвычайно привлекательным местом для желающих начать или подтолкнуть свою пробуксовывающую музыкальную карьеру. Именно MP3.com стал стартовой площадкой для популярного российского электронного дуэта ППК. Использовали портал как средство продемонстрировать свою "продвинутость" и профессиональные музыканты: так Мадонна разместила здесь свой "Music".
В следующие два года молодой компании довелось пережить все неприятности, которые только могли постичь дот-ком, родившийся на переломе тысячелетий. Прежде всего, на портал обратили внимание звукоиздатели - выставившие миллионные иски и требование удалить весь нелицензионный контент. А к 2000-му году часть внимания переманил на себя Napster и его P2P-потомки, оказавшиеся ещё более удобным средством для обмена музыкой. Впрочем, фантастическому успеху проекта не смогли помешать никакие преграды: в 2001-м году в зените славы (свыше миллиона композиций от 200 тысяч авторов!) MP3.com был продан почти за 400 миллионов долларов музыкальному гиганту Vivendi. Роберстон выбрал удачный момент: под влиянием общего экономического спада рыночная стоимость его компании уже упала более чем в десять раз, но Майкл всё же покинул своё детище миллионером. Позже он вложит эти деньги в новую компанию - Lindows.com
А MP3.com с тех пор медленно угасал: в Vivendi не нашлось достаточно инициативного руководителя, который смог бы заменить Робертсона - и основанный им портал был превращён в ещё один музыкальный сервис, которых сегодня десятки, если не больше. Впрочем, вполне возможно, и в таком виде он смог бы существовать безбедно, но едва не похороненная под тяжестью долгов Vivendi уже не думала о развитии своих дочерних бизнесов, активно от них избавляясь. После некоторого сокращения музыкальной коллекции летом этого года MP3.com был выставлен на продажу и на прошлой неделе покупатель нашёлся. Им стала компания CNET Networks, владеющая, помимо известного новостного сервиса News.com, рядом информационных Интернет-ресурсов. Сумма сделки не разглашается, но известно, что именно в информационный ресурс, посвящённый цифровой музыке, планируется превратить бывший гигантский музыкальный портал. Вся его коллекция авторских страниц и композиций будет пущена под нож: 2 декабря старый сайт попросту исчезнет с лица Земли, жёсткие диски будут очищены, ленты стёрты, а компакты, очевидно, сожжены. Авторам разослано соответствующее предупреждение. Прощай, MP3.com! Ты был нам дорог.