Не ждали (Итоги недели с 10.11 по 16.11.2003)
АрхивИтоги неделиЭлектронный мат - Bluetooth начинает и выигрывает - Cейчас из телефона вылетит птичка! - Кто сломал игрофон? - Болливудская революция - Лунные воды
Очередная неделя ознаменовалась сражением между сильнейшими представителями мира машин и человека - сражением, к счастью, только на шахматном поле. Публика, разогретая третьей "Матрицей", встретила Гарри Каспарова (уже не чемпиона мира, но всё ещё самого сильного шахматиста среди людей) почти как героя, несущего избавление от электронного гнёта. Впрочем, холодный соперник Каспарова на предпочтения и предрассудки зрителей никак не реагировал: комплекс X3D Fritz, в основе которого лежит шахматная программа Fritz (родившаяся ещё в 1991-м году), система объёмного изображения X3D (весь матч проходит в виртуальности: зрители и сам Гарри наблюдают за перемещением фигур на специальном экране через стереоочки) и 4-процессорный (использованы процессоры Intel Xeon) сервер с подключенной многогигабайтной коллекцией записей возможных начал и концовок шахматных партий, так вот комплекс X3D Fritz начисто лишён каких бы то ни было эмоций. Что, кстати, говоря, Каспаров назвал самым важным преимуществом машины перед человеком: на электронный "разум" не влияют никакие сторонние факторы - кроме разве что отключения электроэнергии. И X3D Fritz с блеском оправдал возлагавшиеся на него надежды. Сведя первую партию к ничьей, он использовал ошибку Каспарова во второй, выиграв её. Таким образом при сыгранных двух из четырёх партиях матча, счёт составляет 1,5 : 0,5 в пользу машины. Для того, чтобы стать победителем, компьютеру достаточно выиграть ещё одну партию (следующая начнётся в понедельник, 17-го), либо свести вничью две оставшихся. Дискуссия относительно возможной развязки ведётся на форуме "Компьютерры-онлайн". Подключайтесь!
* * *
Вряд ли кто-то из шахматистов станет всерьёз праздновать победу машины - скорее, все огорчатся по поводу проигрыша человека. Впрочем, здесь игроки в шахматы одиноки: для них эволюция техники умножает скорбь, но для гораздо большего числа людей открывает новые горизонты. Среди таких - приверженцы нового высокотехнологического увлечения под названием блюджекинг (bluejacking). Термин этот образован из двух английских слов: bluetooth (популярный стандарт беспроводного обмена информацией) и hijacking (букв. нападение, ограбление). Конечно, на самом деле всё проходит мирно: идея блюджекинга заключается в возможности, оставаясь анонимным, послать на другое Bluetooth-устройство короткое текстовое послание. Главное оружие блюджекеров - мобильный телефон или наладонный компьютер с адаптером Bluetooth. А ставка делается на наличие в непосредственной близости (на обычном для Bluetooth расстоянии около 10 метров) других людей, в карманах и сумках которых лежат Bluetooth-устройства. Блюджекер сканирует окружающее пространство с помощью своего телефона, выявляя включенные цели, и шлёт кому-нибудь из них простой текст. Что-нибудь вроде "У тебя такое глупое лицо!" или "А давай познакомимся!". Конечно, вплоть до того момента, пока жертва не вытащит свой телефон из кармана, чтобы проверить, в чём же дело, блюджекер не знает, кому именно ушло его послание. Зато после наслаждение гарантировано: большинство владельцев суперсовременных мобильных машинок даже не подозревают, что Bluetooth - тем более без их разрешения - можно использовать для переписки.
* * *
При всей кажущейся безобидности, блюджекинг всё же выставляет людей в невыгодном для них свете, а потому предсказать его будущее несложно: со временем эта забава может стать нелегальной, так же, как стали нелегальными телефоны с бесшумными встроенными фотокамерами в Южной Корее. Нет, власти этой страны не имеют ничего против уже произведённых и поступивших в продажу аппаратов, но с этой недели все новые модели мобильников, наделённые камерами, должны издавать в момент съёмки достаточно громкий звуковой сигнал. Функция оповещения должна работать даже при переводе телефона в бесшумный режим. Сделано это для того, чтобы исключить возможность использования мобильников для несанкционированной фотосъёмки. Учитывая, что примерно четверть всего "мобильного парка" Южной Кореи укомплектована фотокамерами, мера предосторожности не кажется излишней: сегодня в этой стране то и дело вспыхивают скандальные разборки, когда выясняется, что телефон в очередной раз был использован для совершения аморальных действий.
Другая громкая "телефонная" история недели относится к мобильному игрофону Nokia N-Gage. Как и полагается всамделишней приставке, цена этой машинки сравнительно невелика и производитель планирует сделать основные деньги на продаже игр. Увы, в планы Nokia вмешались хакеры, едва ли через месяц после выхода N-Gage на прилавки, взломавшие защиту от копирования, применённую в ней. Таким образом теперь ничто - кроме, конечно, законов об интеллектуальной собственности - не мешает извлечь понравившуюся игрушку из картриджа и выложить её на всеобщую потеху в Сеть: воспользоваться ею смогут не только другие владельцы N-Gage, но и пользователи телефонов, работающих под управлением той же операционной системы (Symbian OS Series 60) - а таковы не только многие новые модели Nokia, но и, к примеру, Siemens SX1. Специалисты финской компании приняли новость максимально серьёзно, хоть и выразив сомнение в том, что у каждого обывателя достанет квалификации скопировать понравившуюся телефонную игру, но пообещав модифицировать защиту с тем, чтобы ещё больше затруднить пиратам их работу.
* * *
Сражение с Интернет-пиратами сегодня идёт на множестве фронтов, среди которых софтверный и музыкальный - самые активные. На пиратов, тиражирующих через Сеть цифровые копии кинофильмов, пока обращают сравнительно мало внимания (очевидно, из-за больших объёмов содержащих украденные ленты файлов), но ситуация обещает измениться уже в ближайшем будущем. В США отдельные конгрессмены продвигают законопроект об ужесточении наказания за несанкционированное распространение копий кинокартин вплоть до нескольких лет тюремного заключения, а в Индии вот кинематографисты решились обойти пиратов на повороте и самостоятельно начали дистрибуцию фильмов в Интернет. Что замечательно, избрана для этого самая "пиратская" файлообменная сеть KaZaA. С помощью функций её последней версии возможна продажа цифрового контента, чем индийские бизнесмены и воспользовались: уже сегодня, заплатив всего три доллара, через KaZaA можно приобрести легальную версию свежего шедевра болливудских мастеров под названием "Супари". Ролики к фильму и видеоклипы из него распространяются там же и бесплатно. Конечно, учитывая, что "Супари" выпущена в Сеть на языке оригинала (хинди), желающих приобрести его вряд ли найдётся много - но лиха беда начало: при таких ценах Болливуд (индийский центр кинематографии) по популярности может вскорости обставить своего консервативного американского коллегу.
* * *
При всей мощи и динамике современного кинематографа, теорию о лунной воде, к сожалению, не успел обыграть ни один режиссёр. К сожалению - потому что отныне её можно считать несбывшейся мечтой, а то и больше - мифом. Идея о наличии в вечно покрытых тенью полярных кратерах Луны перемешанного с пылью льда родилась во второй половине 90-х годов в лабораториях NASA, после того, как сразу два космических аппарата независимо друг от друга принесли данные, свидетельствующие в пользу существования ледяных пластов. Лёд на нашем естественном спутнике сулил необычайно много для космонавтики: лунные базы были бы обеспечены не только водой, но и кислородом для дыхания, водородом для заправки топливных баков межпланетных кораблей. 7 миллиардов тонн - таковы были далеко не самые оптимистичные оценки общей массы лунного льда.
Увы, последнее исследование, проведённое учёными с помощью гигантского радиотелескопа в Аресибо (этот телескоп размещён в вулканическом кратере и использовался, в частности, при сборе информации о Галактике для проекта SETI@Home), не подтвердило теорию. Изучив пятую часть всех полярных кратеров Луны, астрономы пришли к выводу, что ледяной прослойки нет вообще, либо толщина её столь незначительна, что практической ценности она не представляет: ведь для получения кубометра воды придётся переработать не менее одного кубического километра лунного грунта. Похоже, нас действительно не ждали...