Колдовство как реальность цифрового века
АрхивИтак, колдуны. Ну и ведьмы с ними совокупно. Процессы против них — безусловная реальность. На нее не покушался, кажется, никто из самых лихих интерпретаторов истории.
Итак, колдуны. Ну и ведьмы с ними совокупно. Процессы против них — безусловная реальность. На нее не покушался, кажется, никто из самых лихих интерпретаторов истории. Вполне реальные костры за взаимодействие с некими высшими силами, каковые высшие силы посредством тех или иных символических действий понуждаются к совершению зла — отдельным лицам или же общине, вплоть до всего прогрессивного (ну или же родственно-деноминационного) человечества. Как же охота на колдунов обосновывалась идеологически?
Ведь что такое колдовство?
Призывается тот или иной падший дух и тем или иным образом натравливается на того или иного ближнего. С целью, естественно, сделать ближнему зло. (Случаи, когда духи употреблялись для добычи злата или для гражданской инженерии, типа строительства дворцов или мостов, в поле зрения охотников на ведьм попадали куда реже.)
За это судили. За это карали. По нынешним понятиям — с садистской жестокостью.
А обоснованно ли?
Ведь (если ограничиться христианством) признанный и Восточной и Западной Церквями богослов Иоанн Дамаскин писал, что злым духам «…хотя и позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти».
Так что за исключением теологически неграмотных инквизиционных процессов (их тоже хватало, и порой инквизиторы отправлялись за излишнее рвение вслед за своими жертвами) ведьм и колдунов осуждали не за причинение ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО вреда, а за факт зловредных намерений.
Но для вальса, как известно, нужны двое. Все подряд процессы колдунов фальсифицированными быть не могли, хотя часть из них, очевидно, не имела другой мотивации, нежели получение двух десятков шиллингов, причитающихся охотнику за ведьмами. Часть ведьм и колдунов, что и подтверждено массой свидетельств, искренне верила, что, общаясь со злыми духами, то есть с бестелесными существами, они получали способность влиять на МАТЕРИАЛЬНЫЙ мир.
Но в монотеистической вселенной, мироздании, созданном всеведущим Творцом, который способен направить каждый фотон по наикратчайшей траектории, сделать все процессы подчиненными принципу наименьшего действия, в такой вселенной места колдовству нет.
Это знали и средневековые колдуны, бывшие теологически подкованнее не только нынешних авторов фэнтези, но и кое-кого из богословов.
Об этом говорят нам приговоры. Ведьмы, как правило, обвинялись не только в злых намерениях, но и в ереси. Каковую ересь они действительно признавали в те времена, когда о свободе совести и помыслить-то было не полезно для здоровья…
Ереси (то бишь учения), были разнообразны, но сводились, как правило, либо к манихейству, либо к гностицизму. Манихейство, признание Зла силой, равной Добру, для темы нашего разговора менее интересно.
А вот гностицизм1 заслуживает более подробного рассмотрения. Ну, хотя бы в том объеме, в котором он изложен в культовом романе Умберто Эко «Маятник Фуко». Не вдаваясь в удивительное разнообразие этих синкретических систем, пытавшихся соединить иудеохристианскую теологию с греческой философией и мифологией древнеегипетских и вавилонских культов, выделим лишь то, что творение материального мира в них отведено не всеведущему и всемогущему Богу монотеизма, а действующему по той или иной per procura2 Демиургу, местами весьма напоминающему бригадира шабашников-строителей.
И вот как раз в таком несовершенном мире и может действовать магия. Говоря компьютерными аналогиями, такая Вселенная полна «пасхальных яиц», и колдуны искренне верили, что, совершив ритуал поклонения злу, ничуть не более человечный, нежели инквизиционные костры, они-то уж смогут воспользоваться «задними калитками», недокументированными функциями Мироздания в своих интересах, ограничиваемых только воображением.
Но вот что интересно. Ни богословы средневековья, ни представители позитивной науки нового времени не признавали за Бытием таких свойств. И реальное зло если и совершалось ведьмами, то лишь при помощи сугубо обыденных средств. Ведь чтобы сдоить молоко у крестьянских коров, не обязательно быть в состоянии волшебной невидимости. Наивному пастушку можно отвести глаза и проще…
Но это в прошлом. А у новой эры, как говаривал Микеланджело Буонарроти, новые химеры. И мы, всё в большей и большей степени, живем не в естественном мире, но во Второй природе. В инфраструктуре, созданной руками человека. А человек… Что ж, человек… Errare humanum est3… Ну что вы хотите от жителей третьей планеты желтого карлика. Не всеведения же, право.
Вот и порождают самые совершенные технологии системы, во-первых, с непросчитанными до конца свойствами, а во-вторых, с недокументированными функциями. Последние порой очень полезны, но если кто-то применит их в злых целях… Ломать-то не строить. Не только душа не болит, но даже и Второе начало термодинамики помогает. Один лишь пример — немаленькая армия Саддама Хусейна дважды была размазана за считанные дни. А злоупотребивший «недокументированными возможностями» Усама бен Ладен нанес удар в самое сердце единственной сверхдержавы. И чем дальше, тем эти эффекты будут проявляться сильнее. Ведь цифровые технологии дают возможность реализовать любые по сложности (и по произвольности!) алгоритмы, в отличие от механических игрушек прошлого, завязанных на железную логику Мироздания. А тут «пасхальные яйца» будут множиться… Ждем реальных колдунов?
1 Для более подробного знакомства с историей гнозиса автор рекомендует: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.:1994.
2 Per procura — по доверенности.
3 Errare humanum est — человеку свойственно ошибаться.