Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
12.11.2003

Wanted dead or alive - Урви себе кусочек Гугла! - Новая жизнь Novell - Ящики голубеют - Биг Мак - Терафлопы на поток - Да будет свет! - Сейф на системной плате - Экстремальщики - И на старуху бывает проруха… - Привет от кариеса - Брильянтовый мой! - Еще по чуть-чуть? - По коням! - Там, где-то там... - Мы свой, мы новый… - Старье не жалко - Ссылка за ссылку - Миллиард китайчонка Ли - Йо, камон в магАзин! - Сикока-сикока? - Я — хакер! - Глаза боятся, а руки делают - Крючкотворы

Wanted dead or alive

Microsoft анонсировала беспрецедентную акцию по охоте за вирусописателями. 5 ноября на пресс-конференции, при участии представителей ФБР, спецслужбы Secret Service и Интерпола, вице-президент Microsoft Брэд Смит (Brad Smith, на фото) объявил о создании специального фонда в 5 млн. долларов, из которого будет финансироваться поиск и поимка создателей зловредных кодов. В качестве пробного камня назначено вознаграждение в размере 250 тысяч долларов за информацию, которая поможет арестовать авторов сетевых червей Sobig и Lovesan (Blaster).

По мнению экспертов «Лаборатории Касперского», эти вредоносные программы вызвали крупнейшие вирусные эпидемии не только в текущем году, но и вообще за всю историю вычислительной техники. Даже оптимистические оценки масштабов распространения заразы говорят о нескольких миллионах пострадавших компьютеров. А учитывая, что жертвами Sobig и Lovesan стали пользователи Windows, Microsoft трудно найти более подходящий объект для объявления вознаграждения.

А теперь, внимание: включаем переводчик. 250 тысяч долларов за создателя Sobig, которого знает практически любой антивирусный эксперт (многие даже в лицо), очень напоминает историю про компанию из трех человек, где один предлагает другому вознаграждение за поимку третьего, стоящего здесь же рядом. Доподлинно известно, что авторство червя Sobig принадлежит международной хакерской группе Metaphase, идейным вдохновителем которой является 19-летняя бельгийка под псевдонимом Gigabyte. Она многократно давала интервью, публиковавшиеся на страницах популярных изданий, и даже участвовала в телепередаче французского телевидения.

Далее: 250 тысяч долларов за автора Lovesan. Четыре месяца активных поисков не дали ровным счетом ничего. Были найдены лишь любители, которые взяли «исходник» червя и выпустили в Сеть его модифицированные версии. Как показывает практика, если первый месяц поисков не принес следствию ни единой зацепки, то дело переходит в разряд почти безнадежных — такова уж архитектура Интернета. Расчет на то, что автора Lovesan выдадут подельники, тоже не работает: если бы они были, то enfant terrible был бы найден за неделю в обмен на обещание оставить информаторов в покое.

Неувязки налицо. С одной стороны, четверть миллиона долларов за общеизвестный факт (спрашивается, а где были компетентные американские службы все это время?). С другой — еще столько же за иголку в стоге сена. Создается впечатление, что инициаторы проекта с трудом представляют реальное положение вещей и мы имеем дело не столько с борьбой с киберпреступностью, сколько с пиар-акцией. Резонно спросить, насколько можно улучшить защиту Windows за эти пять миллионов, если направить их на нужды разработки? — Д.З.

Урви себе кусочек Гугла!

Скандальная шумиха — впрочем, приятная уху каждого, кто помнит золотые времена бума дот-комов — поднялась в последние недели вокруг популярнейшей поисковой системы Google. В конце октября из источников, близких к руководству компании, стало известно, что фирма якобы готовится к выпуску публичных акций и выходу на фондовый рынок (процедуре IPO) в первой половине следующего года.

Напомним, что Google, которая недавно отметила свой пятый день рождения, до сих пор остается частным предприятием. По сей день все подробности об организационной структуре, схемах распределения прибыли и финансовых потоках внутри компании носят закрытый характер. Публичной с подачи руководства становилась лишь полуофициальная информация об общих объемах размещаемой рекламы, количестве запросов и непосредственно о самом главном — впечатляющих прибылях компании, которые оцениваются сейчас примерно в 150–200 млн. долларов в год при обороте до миллиарда. По разным оценкам, стоимость Google может составлять 16–25 млрд. долларов, что сопоставимо с капитализацией таких гигантов, как Yahoo! и Amazon.com. По мнению множества аналитиков, прокомментировавших новость, хорошие финансовые показатели вкупе с ажиотажем вокруг имени компании могут сделать процедуру IPO одной из крупнейших в мировой истории, принеся Google несколько миллиардов долларов.

Согласно публикациям в авторитетных изданиях Wall Street Journal и New York Times, компания рассматривает различные варианты выхода на биржу: как с использованием услуг инвестиционных фондов (уже идут переговоры с крупнейшими игроками — Goldman Sachs, Morgan Stanley, Credit Suisse First Boston, Citigroup и др.), так и самостоятельно, выставив акции на продажу на своем сайте. В любом случае суммарная начальная стоимость акций вряд ли превысит два миллиарда долларов. Есть и еще один, совсем уж необычный вариант развития событий: если верить New York Times, ссылающейся на высших руководителей Microsoft, корпорация последние два месяца ведет переговоры об участии в дальнейшей судьбе крупнейшего поисковика и о возможной его покупке.

Как надеются многие эксперты, если Google все-таки решится выйти на фондовый рынок (и ее не купит Microsoft), это сможет сыграть для американской экономики ту же роль, что в 1995-м выпуск акций Netscape: считается, что именно это событие положило начало  буму дот-комов. — Т.Б., Е.З.

Новая жизнь Novell

Компания Novell, которую многие считали «выбывшей из большой игры», преподнесла ИТ-миру сюрприз, объявив о намерении приобрести немецкую фирму SuSE Linux — производителя второго (после Red Hat) по популярности коммерческого дистрибутива ОС Linux. Сумма сделки составит 210 млн. долларов, причем все они будут выплачены «живыми деньгами». Условия поглощения должны быть одобрены акционерами, а также государственными регулятивными органами США и Германии; в случае успеха все формальности планируется уладить уже к январю.

Для Novell это будет вторая по счету крупная покупка за последний год: в августе ею была приобретена Ximian, также занимающаяся разработкой Linux-продуктов (в частности, пакета Ximian Desktop, среды Gnome и платформы Mono — свободного аналога Microsoft .NET). Очевидный крен в сторону Linux не случаен. Аналитики считают, что, сосредоточив в своих руках две действующие в различных областях Linux-компании (Ximian ассоциируется с десктоп-приложениями, тогда как SuSE — с серверными) и закончив перенос на ядро свободной ОС собственного сетевого инструментария (оставшегося от NetWare), Novell сможет предложить корпоративным клиентам комплексный программный продукт в виде мощной серверной операционной системы, основанной на Linux. Здесь она не только составит конкуренцию Red Hat, но и получит шанс на реванш в новой битве с Microsoft.

Главным препятствием на пути к будущему успеху, как ни странно, аналитикам видятся культурные различия американской и немецкой компаний и их территориальная удаленность. Но благоприятное отношение к сделке рынка и партнеров должно помочь завершить слияние: в первый же день после анонса акции Novell подскочили в цене на 40%, а IBM пообещала инвестировать в компанию 50 млн. долларов, надеясь на взаимовыгодное сотрудничество. — Е.З.

Ящики голубеют

В начале ноября компании Microsoft и IBM сделали сенсационное заявление: следующее поколение игровых консолей Xbox будет построено на базе процессора IBM. Стороны пока отказываются разглашать подробности. По слухам, в приставке Xbox 2 будет работать процессор IBM PowerPC 970, уже использующийся в Power Mac G5.

Напомним, что ранее Microsoft сменила поставщика видеоподсистем Xbox — место NVIDIA заняла ATI. Теперь же на место Intel и Pentium III приходит Голубой Гигант с 64-разрядным процессором, не совместимым с набором команд x86. Следовательно, Microsoft придется переписывать операционную систему приставки под новую архитектуру. При таком положении дел обеспечение совместимости игр для первого Xbox с начинкой и софтом Xbox Next станет нетривиальной задачей. Однако в Microsoft уверяют, что справятся, — для этих целей будет задействована специально доработанная технология Virtual PC, приобретенная у компании Connectix в прошлом году. В ноябре также стал известен еще один разработчик «железа» для Xbox 2 — компания SiS займется системами ввода/вывода в тесном сотрудничестве с ATI.
Следующее поколение Xbox должно появиться на свет в 2005 году. — Т.Б.

Биг Мак

Кластер из 1100 компьютеров Power Mac G5, построенный в Вирджинском технологическом институте, занял третье место в мировом рейтинге суперкомпьютеров. Результат Terascale Cluster на тесте LINPACK составил 9,6 терафлопа, что довольно далеко от лидера — японского Earth Simulator (35,9 терафлопа). Но «Большой Мак» сумел «вклиниться» между компьютерами крупнейших научных центров США: ASCI Q, из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (13,9 терафлопа) остался на втором месте, а Linux-кластер MCR из Ливермора перешел на четвертое (официальное оглашение новой версии списка Top500 состоится 18 ноября на суперкомпьютерной конференции в Финиксе).

Любопытно, что автор проекта «яблочного суперкомпьютера» Шринидхи Варадарьян (Srinidhi Varadarajan) никогда не был поклонником платформы Apple, и в числе кандидатов на использование в кластере были системы на базе Intel Itanium, Sun UltraSPARC и AMD Opteron. Но для научных расчетов, где велика доля операций над числами с плавающей запятой, наиболее привлекательным показался процессор IBM PPC 970, а Power Mac — пока единственная доступная система на его базе (blade-серверы IBM появятся только в самом конце года). По суперкомпьютерным меркам кластер получился весьма недорогим— всего 5,2 млн. долларов, включая стоимость кабельных систем. Обычно же в таких проектах речь идет о десятках и сотнях миллионов долларов, — например, Earth Simulator обошелся в 350 млн. долларов. Свою роль в этом сыграло и то, что сборкой «Биг Мака» занимались студенты-добровольцы, — на их кормежку потребовалось около 600 пицц и немереное количество газировки.

В дальнейших планах строителей Terascale Cluster — переход на новую версию Mac OS X 10.3 «Panther» и доработка программного обеспечения — теоретический предел производительности в 17 терафлоп оставляет простор для роста. — В.К.

Терафлопы на поток

Сразу множество новых интересных подробностей опубликовано о 40-терафлопном суперкомпьютере Red Storm, который сооружается корпорацией Cray в американском ядерном центре Sandia Labs и должен быть введен в строй в 2004 году. Эта массивно-параллельная система, уже получившая второе имя «Молот Тора» (Thor’s Hammer), создается по заказу Министерства энергетики США и предусматривает работу как над секретными задачами (моделирование поведения ядерного оружия), так и над открытыми научными проблемами. Сотрудники центра Билл Кэмп и Джим Томкинз (Bill Camp, Jim Tomkins) опубликовали в Интернете 77-страничное описание архитектуры этого суперкластера, собираемого под ОС Linux на основе 10368 процессоров AMD Opteron с тактовой частотой 2 ГГц (www.lanl.gov/ orgs/ccn/salishan2003/pdf/camp.pdf, размер файла 3,5 Мбайт).

Развернутое описание секретного, вообще говоря, суперкомпьютера — дело, конечно, неслучайное. В последних числах октября корпорация Cray объявила, что намерена производить системы на основе архитектуры Red Storm и продавать их «другим клиентам». Клиенты эти пока не названы, но известно, что корпорация AMD с выпуском линии процессоров Opteron существенно укрепила свои позиции на рынке и уже заключила ряд крупных суперкомпьютерных контрактов с Лос-Аламосским ядерным центром США, японским Национальным институтом передовой промышленной науки (National Institute of Advanced Industrial Science) и китайским научно-исследовательским центром Dawning Information Industry. — Б.К.

Да будет свет!

На выставке военной электроники MILCOM 2003 в Бостоне молодая израильская компания Lenslet (www.lenslet.com) представила «первый в мире коммерческий оптический процессор» EnLight256, демонстрирующий рекордную производительность 8 тераоп (триллионов арифметических операций в секунду). Как можно догадаться из названия устройства, операции выполняются за счет манипуляций потоками света, а не электронов. Благодаря этому и удалось достичь производительности, примерно на три порядка превышающей скорости работы стандартных на сегодня микросхем.

Строго говоря, EnLight является не чисто оптическим устройством, а гибридным цифровым сигнальным процессором (DSP), включающим в себя как оптические, так и электронные схемы. Но именно оптические операции позволяют достигать высокой степени параллелизма и столь внушительного быстродействия. Ядро обработки данных в этом устройстве построено на процессе, именуемом векторно-матричное перемножение, позволяющем оперировать данными, одновременно поступающими от 256 оптических входов. Лучи 256 лазеров складываются или перемножаются, когда освещают специальную матрицу — пространственно-световой модулятор размером 256х256. Выходные оптические сигналы результата вычислений считываются массивом из 256 световых детекторов.

В компании Lenslet, созданной в 1999 году и насчитывающей тридцать сотрудников, полагают, что их разработка будет полезна в самых разных приложениях — от военных проектов (радаров высокого разрешения) до сотовой связи и компрессии HDTV-видеопотоков. Конечно, EnLight — это не процессор общего назначения, и под каждую конкретную задачу его придется подстраивать. Поскольку стоимость готового устройства очень сильно зависит от размера заказанной партии, в компании не берутся заранее декларировать цену. Но и не скрывают, что речь идет о десятках тысяч долларов за устройство.

Сейчас фирма Lenslet ведет переговоры о совместных проектах с рядом компаний и правительственных ведомств США, Европы и Японии. Реальный заказ уже выполняется для Министерства обороны Израиля, куда процессоры начнут поставляться через несколько месяцев. Первые коммерческие устройства EnLight256 имеют довольно внушительные размеры — 15x15x1,7 см. Но технологические заделы разработчиков позволяют надеяться, что лет через пять устройство удастся довести до размеров обычного чипа. — Б.К.

Сейф на системной плате

Корпорация Intel выпустила на рынок новую системную плату D865GRH (форм-фактора microATX), которая содержит необычный для ПК элемент — чип-модуль TPM (Trusted Platform Module). Он выполняет функции электронного сейфа для хранения криптографических ключей, защищающих всю важную для пользователя информацию. Любопытно отметить, что новость об интересном продукте прошла только в европейских средствах массовой информации и фактически проигнорирована в США (что может служить косвенным свидетельством серьезности реализованной в D865GRH криптографии — в Америке, старательно сражающейся с терроризмом, подобные публикации не приветствуются).

Особых подробностей о конкретном устройстве модуля TPM не публикуется, поскольку для аппаратных устройств криптографической защиты это не принято. Общая же информация о его функциональности, почерпнутая из разрозненных источников, выглядит следующим образом.

Основная задача TPM — «создать защищенное пространство для работы с криптографическими ключами и для решения других задач, критично важных при обеспечении безопасности» (то есть поддерживается не только шифрование файлов, но и аутентификация удаленных компьютеров и пользователей). Используя как аппаратное, так и программное обеспечение, TPM защищает ключи шифрования и подписи в наиболее уязвимой фазе — в операциях, когда ключи приходится использовать в открытом виде. Модуль TPM специально разработан так, чтобы стойким криптоалгоритмом со 128-битным ключом закрыть всю хранимую информацию от программных атак злоумышленников.

Аппаратное и программное обеспечение для TPM корпорация Intel сама не делает. Собственно чип TPM изготовлен германской фирмой Infineon (www. infineon.com/tpm), а пакет специального ПО EMBASSY Trust Suite, идущий в комплекте с D865GRH, разработан фирмой Wave Systems (www.wave.com/ products/ets_pro.html). В пакет входят «Менеджер документов» для шифрования файлов и папок на дисках, «Менеджер приватной информации» для защиты данных при работе в онлайне, программа SmartSignature для цифровой подписи документов и работы с цифровыми сертификатами. Все это хозяйство работает под Windows 2000 Professional (SP4) или Windows XP Professional (SP1), и совместимо со стандартными программами Windows. По умолчанию система Trusted Platform Module не активизирована, для ее включения надо специально зайти в настройки BIOS. В Intel с готовностью соглашаются, что TPM — это, конечно, не полное решение проблем безопасности, но уверены, что шаг сделан в правильном направлении. Тем более — за совсем небольшие деньги (чип добавляет 5 долларов к общей стоимости платы).

Комментируя новинку, Марк Аткинсон (Mark Atkinson), менеджер по техническому маркетингу Intel, выразился так: «Это как будто вы водите машину, и появляются ремни безопасности. Следующим шагом станет эквивалент пневмоподушек для всех пассажиров». О подробностях «следующего шага» фирма пока не распространяется, но во всех публикациях Intel о TPM подчеркивается, что эта технология не имеет ничего общего с DRM — «управлением цифровыми правами», т. е. весьма непопулярными у публики технологиями защиты контента и программ от копирования. Цель подобных заявлений понятна — не отпугнуть клиентов раньше времени, но есть в них и доля лукавства. Модуль TPM, по свидетельству его изготовителя, это универсальное средство безопасности. И если оно эффективно защищает процедуру аутентификации, то проверять аутентичность в принципе можно у чего угодно — удаленных компьютеров, подсоединяемых аппаратных средств, запускаемых программ или обрабатываемого контента.

Подробности о плате D865GRH и системе Trusted Platform Module можно найти на www.intel.com/design/motherbd/rh/index.htm. — Б.К.

Экстремальщики

Компания Intel официально представила долгожданную новинку — Pentium 4 Extreme Edition (P4 EE).

Напомним, что этот «стероидный» процессор, предназначенный прежде всего для hardcore-геймеров, содержит 512 Кбайт кэша второго и 2 МБайт третьего уровня — за основу был взят серверный Xeon MP на ядре Gallatin (см. www. terralab.ru/system/29365). Такой огромный кэш позволил не бороться за повышение частоты (что при используемом в новинке 0,13-мкм техпроцессе довольно проблематично) — она осталась на уровне обычных P4 — 3,2 ГГц. Конечно, P4 EE имеет уже привычную 800 МГц шину и технологию Hyper-Threading. Новинка поддерживается материнскими платами на чипсетах i865/ i875, с обычным разъемом Socket 478. Стоимость процессоров просто астрономическая — 925 долларов (в партии от тысячи штук), так что P4 EE можно расшифровывать как Extremely Expensive (ну ОЧЕНЬ дорогой).

О желании продавать Gaming PC и рабочие станции на базе P4 EE уже заявили Dell, Gateway и Alienware — цены на подобные машины начинаются где-то с трех тысяч долларов. Первые поставки игровых монстров от Dell начнутся лишь в конце ноября. Причина — отсутствие у Intel необходимого количества процессоров. Задержка и высокие цены на новинку объясняются огромной сложностью производства и большим процентом отбраковки. — Т.Б.

И на старуху бывает проруха…

…утверждает народная мудрость, справедливость которой в очередной раз подтверждена сотнями жертв «Пантеры». Продажи новой операционной системы Mac OS X 10.3, стартовавшие 24 октября в рамках акции «Ночь Пантеры» (всю ночь ОС и другие продукты Apple можно было приобрести со скидкой 10%), ознаменовались сперва невиданными очередями в компьютерные супермаркеты, а затем сотнями жалостных постингов в форумы пользователей Mac OS X об одной и той же проблеме: установка «Panther» иногда приводила к уничтожению всей информации на внешних FireWire-винчестерах. Беда, как правило, случалась в момент загрузки системы или при выключении компьютера.

Специалисты Apple полагают, что к порче данных приводит некая нестыковка драйвера в новой версии ОС с управляющей программой, зашитой в BIOS жестких дисков, которые основаны на чипсете 922 от компании Oxford Semiconductor и оснащены интерфейсом FireWire 800. Поэтому до выхода обновленной версии драйвера компания советует не использовать подобные устройства с Mac OS X 10.3. В свою очередь, Oxford Semiconductor заявила, что ее продукция здесь ни при чем, а проблема вызвана тем, что Apple в последний момент внесла какие-то изменения в код «Пантеры», отвечающий за работу с FireWire (в предварительных версиях системы все функционировало нормально).

Ряд производителей FireWire-винчестеров на чипсетах Oxford Semiconductor (LaCie, WiebeTech, Other World Computing) в начале ноября выпустили обновленные версии драйверов, которые должны устранить ошибку с 922-й серией. Однако по информации с Mac-форумов, проблеме подвержены и другие накопители (в частности, на FireWire 400), так что эта история, похоже, далека от завершения.

Ну и как обычно, беда не приходит одна. Практически одновременно стало известно о странном баге в ноутбуках серии Apple PowerBook с 15-дюймовым экраном, продажа которых началась в сентябре. Многие владельцы этих компьютеров сообщают, что через некоторое время после покупки на дисплее появляется белое пятно 1–2 см в поперечнике, иногда даже не одно. Обращения в службу сервиса, как правило, не помогают, после ремонта все возвращается на круги своя. Разгневанные жертвы объединились и разместили на сайте Petitiononline.com требование решить проблему или вернуть деньги, в начале ноября его подписали уже более тысячи человек.

Среди покупателей PowerBook ходит несколько версий, объясняющих причину возникновения бага. Одна из самых логичных — банальный просчет в конструкции машинки: чтобы дисплейная часть алюминиевого корпуса не слишком прогибалась, в нее вставлено несколько распорок, которые и оказывают чрезмерное давление на экранную матрицу. — Е.З.

Привет от кариеса

У пользователей «голубозубых» сотовых телефонов и наладонников появилась очередная забава. Называется она bluejacking и состоит в отправке анонимных текстовых сообщений с помощью технологии Bluetooth.

Этимология нового термина проста: bluejacking=Bluetooth+hijacking. Последнее слово означает «нападение, ограбление». Не менее простым является и исполнение идеи: пользователь устройства, поддерживающего Bluetooth, активирует поиск других устройств беспроводной связи в пределах досягаемости (около десяти метров на открытой местности) и отправляет им электронную визитную карточку (возможность приема таких карточек без предварительной авторизации реализована во многих сотовых телефонах). Вместо имени отправителя вводится короткое текстовое сообщение обычно шутливого содержания, вроде «Привет от киберведьмы». Смысл забавы заключается в получении удовольствия от реакции «жертвы» на неожиданное послание — она, как правило, варьируется от легкого недоумения (многие владельцы мобильных устройств не подозревают о возможности передачи «анонимок» с помощью Bluetooth) до откровенного замешательства.

Развлечение, идея которого родилась на одном из форумов www.esato.com, весьма популярного среди пользователей телефонов Sony Ericsson, наконец обрело свой сайт www.bluejackq.com, который поддерживает одна из ярых активисток bluejacking’а из Лондона. Причиной популярности забавы является достаточно высокая плотность «голубозубых» устройств в современных мегаполисах, а также бесплатность рассылки электронных визиток и картинок в отличие от платных SMS-сообщений.

Кажущаяся бесполезность и безвредность затеи обманчива. Противники bluejacking’а всерьез опасаются, что данный метод могут взять на вооружение спамеры, оборудовав Bluetooth-передатчиками места массового скопления людей (аэропорты, вокзалы, стадионы) и рассылая рекламные сообщения всем мобильным устройствам в пределах досягаемости. С другой стороны, подобные действия могут быть легко отслежены и пресечены, учитывая малый радиус действия связи (да и далеко не у всех «телефоновладельцев» Bluetooth постоянно включен). Кроме того, bluejacking могут использовать для «точечной» рекламы и владельцы торговых заведений, приглашая прохожих заглянуть в магазин в связи с обновлением ассортимента.

Пока автономных устройств, осуществляющих автоматический поиск и отсылку рекламных сообщений на мобильные устройства с помощью Bluetooth, не существует (в то время как SMS для этих целей используется весьма активно), однако можно не сомневаться, что в ближайшем будущем они появятся. Законы рынка неумолимы: есть спрос — будет и предложение. — Д.Б.

Брильянтовый мой!

Компания ATI расширила список своих стратегических партнеров — производителей видеокарт. В ноябре их стало четырнадцать — прибавилось гонконгское подразделение тайваньской компании YUAN и калифорнийская компания Best Data Products.
Фактически зачисление в ряды партнеров означает, что компания намерена пополнить список своей продукции решениями на базе чипов от ATI. Но Best Data производством заниматься не будет, а ограничится реализацией OEM-продукции под собственными торговыми марками, как это делает, например, Creative, использующая продукцию MSI (NVIDIA) и Gigabyte (ATI). Кого из производителей Best Data выберет в качестве OEM-партнера, пока неизвестно.

Уверенность в успехе затеи придает то, что Best Data является владельцем торговых марок некогда известной Diamond Multimedia. Компания давно распродала свою интеллектуальную собственность — в том числе и торговые марки, которые разошлись по рукам десятков фирм. Брэнды Diamond Stealth (акселераторы на базе чипов S3), Viper (Riva 128, TNT и TNT2 от NVIDIA) и Monster (Voodoo и Voodoo2 от 3dfx) достались компании Sonicblue (ранее известной как S3 Inc.). Sonicblue была куплена фирмой VIA, а весной этого года, после банкротства предприятия, не использовавшиеся с 2000 года брэнды и прочие активы ушли в солнечную Калифорнию. Как теперь  выясняется — не напрасно.

Первые акселераторы на базе решений не только от ATI, но и NVIDIA (об этом Best Data также договорилась) появятся в ноябре. На сайте Diamondmm. com уже вывешен анонс: «Crashing the 3D Graphics Party. Coming Soon». Известно, что для hi-end-решений будет использоваться брэнд Diamond Viper, а для продуктов средней ценовой категории — Diamond Stealth. Заниматься продвижением полузабытых имен, с которыми у целой армии hardcore-геймеров связаны самые теплые воспоминания, будет специальное подразделение компании.

Трудно сказать, удастся ли Best Data протолкнуть свою продукцию на и так уже перенасыщенный рынок. Ведь как только не изощряются нынче производители видеокарт. ASUS, например, представила «Limited Edition»-редакцию карты Radeon 9800 XT, отличающуюся от обычных упаковкой, выполненной в виде стильного чемодана, подарками в «нагрузку» — устройством чтения флэш-карт и кожаной сумкой для CD (ценой в 629 евро). Выпущено таких карт всего 2000 штук. Другой производитель — AОpen — представил плату GeForce FX 5200 White Monroe. Не мудрствуя лукаво дизайнеры использовали в оформлении образ незабвенной Мэрилин. Вероятно, в Best Data рассчитывают, что с неизбежным в ближайшем будущем засильем на рынке подобных «хохоряшечных» решений пользователи с «серьезным стажем», благосклонно отнесутся к старым добрым «Монстрам» и проголосуют своим кошельком за возрождение некогда славных имен. — Т.Б.

Еще по чуть-чуть?

Коробки с новыми Radeon 9800XT, продающиеся по заоблачной цене в полтыщи баксов, имеют надпись «Включает бесплатную Half-Life 2». Естественно, к огромному разочарованию покупателей, игры в коробке нет (она появится лишь весной, см. «КТ» #514), зато есть персональный ключ к новым игровым сервисам Valve — STEAM. В октябре Valve и ATI снова извинились перед игровым сообществом за невыполненные обещания и попросили подождать еще «чуть-чуть». А пока предложили покупателям новых Radeon скоротать время с помощью бесплатного для них Valve Premier Pack, который включает Half-Life, Counter Strike, Team Fortress Classic, Deathmatch Classic, Half-Life: Opposing Force and Ricochet.

Компании уверили, что как только Half-Life 2 будет готова, владельцы новых видеокарт сразу смогут скачать игру с серверов STEAM либо доплатить еще «чуть-чуть» за доставку коробочной версии. Похоже, большинству придется платить: по утверждению представителей Valve, игра весит не менее полутора гигабайт, поэтому скачивание будет затруднительным даже для стран с развитой сетевой инфраструктурой. А уж какой канал придется арендовать самому разработчику и какой трафик «поднимут» пользователи, даже трудно представить. — Т.Б.

По коням!

Компания Team17 наконец-то завершила работу над продолжением сериала о войнах Червей («КТ» #480) — Worms3D. Двухдисковая версия игры для всех игровых консолей и ПК уже появилась в продаже в Европе, Австралии и лучших подземных переходах вашего города!

Теперь мир Червей стал по-настоящему трехмерным, но битвы происходят в прежнем стиле — на передвижения по карте и выстрел дается определенное время, по окончании которого ход переходит к команде противника. К радости поклонников классической серии, разработчики не стали превращать Червей чуть ли не в 3D-шутер, как ожидалось ранее. Впрочем, в игре можно включить вид от первого «лица» — оружие появляется на экране, держащие его отростки дрожат от волнения — и тут промахнуться можно на раз. Ветер, дующий в трехмерном мире, создает дополнительные трудности — прицеливаться придется куда тщательнее, чем в 2D. С авиацией тоже надо обращаться очень осторожно. Малейшая неточность — и бомбы уйдут в сторону от нор врага! Арсенал проверенного в боях оружия остался почти неизменным — овцы и базуки с динамитными шашками и святыми гранатами — что еще нужно для отрыва?! Трехмерность игры также позволяет легко оценивать глубину водоемов — их теперь можно пересекать вброд — главное, не оступиться.

Системные требования игры впечатляют — полтора гигабайта на винте, полгига RAM, процессор не ниже гигагерца, видеокарта с 64 мегабайтами памяти и поддержкой DirectX 9.0а.

Конечно, сразу хочется сразиться с друзьями, но погодите — сначала лучше пройти одиночную миссию. Это поможет открыть дополнительное оружие, миссии, озвучку, типы ландшафта и прочие бонусы. Правда, новый искусственный интеллект червей заставит вас серьезно попотеть! В перерывах между играми можно полистать «Червивую энциклопедию» и посетить Галерею Червей. И не забудьте посетить сервис www.startawar.com для онлайновый сражений.
Die, worm, die!!! — Т.Б.

Там, где-то там...

В конце октября распахнул свои виртуальные двери онлайновый мир There (www.there.com). Проект, выпестованный одноименной американской компанией, может считаться одним из старейших: он был основан еще в 1998 году двумя маститыми учеными — Уиллом Харви и Джефри Вентреллой (Will Harvey, Jeffrey Ventrella), специализировавшимися на компьютерных технологиях и искусственном интеллекте. Основатели задумали создать метавселенную — виртуальный мир, максимально приближенный к настоящему по многообразию способов взаимодействия его жителей между собой и с окружающими объектами. Во времена бума дот-комов под проект удалось собрать 37 млн. долларов, нынешней зимой началось тестирование основных механизмов, а сейчас There переведена в режим ограниченной коммерческой эксплуатации: владельцы намереваются впустить в него пока только две тысячи человек, чтобы не перегрузить серверы.

На первый взгляд There похожа на многопользовательскую игру с полностью объемной графикой. Ее участники, представленные качественно смоделированными аватарами, попадают в мир, похожий на земной, но лишенный ограничений, накладываемых законами физики. Окружающие объекты делятся на псевдоживые (фауна) и неживые (домашняя утварь, дома, ландшафты и т. п.). Изюминка скрыта в свободе манипуляций: население There может общаться, играть (в том числе с применением посторонних предметов), исследовать мир (пешком, на машинах или животных), создавать новые объекты и даже торговать. Для этого в Тhere существует собственная валюта therebucks (T$), связанная плавающим курсом с американским долларом. Участники виртуального мира могут покупать вещи в специальных магазинах либо устраивать аукционы, перепродавая их (возможны финансовые спекуляции). А потратить therebucks можно, например, на оплату социальных привилегий или превратить виртуальные деньги в настоящие.

За девять месяцев бета-тестирования проект оброс массой фан-сайтов, на которых можно прочесть о последних событиях в виртуальном мире, узнать об интересных местах, что-либо приобрести и т. п. Впрочем, будущее There под вопросом: теперь проживание здесь платное (примерно пять долларов в месяц), и неизвестно, сколько из 27 тысяч тестеров останутся верны проекту. Популярность же жизненно необходима для того, чтобы сделать There прибыльным предприятием. Помочь в раскрутке должны партнеры в лице HP и ATI, которые планируют поставлять программу-клиент There (пока только для Windows) вместе со своими компьютерами и видеокартами, а также ряд Интернет-провайдеров и сторонних веб-проектов. — Е.З.

Мы свой, мы новый…

Еще один из «птенцов Mozilla» готов перерасти в самостоятельный программный проект: компания Lindows. com взяла под свое крыло Mozilla Composer, который она хочет развить до полнофункционального редактора веб-страниц уровня Front Page или Dreamweaver. Новый редактор получил название Nvu (читается «эн-вью», www.nvu. com) и рассчитан на работу в визуальном режиме. В Lindows.com считают, что он прекрасно подойдет для быстрой верстки и пригодится тем, у кого нет времени на изучение HTML. Планируется поддержка нескольких операционных систем, но прежде всего Nvu ориентирован на Linux-пользователей.

Обещана поддержка форм и фреймов, многооконный режим для одновременной работы с несколькими страницами и встроенный файловый FTP-менеджер. Те, кто предпочитает творить непосредственно в HTML, смогут быстро переключиться в окно с исходным кодом страницы. Предусмотрена и возможность создания внешних модулей, например, для вставки типовых элементов (календарей, форм для голосования и т. п.) на базе JavaScript.

Lindows.com заключила контракт с одним из создателей Mozilla Composer Даниелем Глазманом (Daniel Glazman), который станет координатором и ведущим разработчиком проекта, что дает надежду на активное развитие Nvu. Выход релиза под лицензиями MPL/LGPL/ GPL намечен уже на первый квартал следующего года.

Ну а те, кому «навороченный» HTML-редактор под Linux нужен уже сейчас, могут пойти другим путем, — компания CodeWeavers выпустила очередную версию своего CrossOver Office, который позволяет запускать в Linux программы, написанные для Windows. Среди новинок версии 2.1 — поддержка Office XP и столь любимых web-дизайнерами Adobe Photoshop, Macromedia Flash MX и Dreamweaver MX. Однако этот вариант уже не бесплатен — один только CrossOver Office обойдется в 60 долларов. — В.К.

Старье не жалко

Как известно, в США запрещен любой обход средств защиты интеллектуальной собственности, охраняемой авторским правом, — будь то компьютерная игра или DVD. Запрет этот устанавливается DMCA (Digital Millennium Copyright Act). Кроме того, закон обязывает каждые три года пересматривать правила, что диктуется меняющимися жизненными реаличми.

Нынешней осенью Бюро патентов и торговых марок США и Библиотека Конгресса сформулировали четыре новых вида «законного взлома». Теперь можно ломать программы-фильтры, не дающие доступ к определенным сайтам (в том числе для получения самого списка критериев фильтрации); обходить устаревшие аппаратные средства защиты ПО и данных от несанкционированного доступа, не совместимые с новым «железом»; получать свободный доступ к играм и компьютерным программам, которые распространялись в устаревшем формате или на отжившем свое носителе и уже не производятся и не продаются; а также обходить защиту электронных книг, которая не позволяет «читать их вслух» с помощью программных средств.
Самая интересная часть, конечно, касается игрушек. Огромное количество взломанных игр на старых пиратских сборниках в США теперь считается абсолютно легальным. То же самое относится к цифровым копиям картриджей и эмуляторов для старых игровых приставок, которые давным-давно исчезли с прилавков.

Electronic Frontier Foundation добивается введения еще ряда поправок к DMCA — в частности, возможности обхода средств защиты музыкальных CD, дабы их можно было слушать на ПК,  автомобильных аудиосистемах и др.; взлома региональной DVD-защиты во всех ее проявлениях и обхода Content Scrambling System, шифрующей DVD-контент.

Ну, это-то вряд ли… — Т.Б.

Ссылка за ссылку

Любопытная судебная баталия разыгралась в Австралии вокруг скромного веб-сайта Mp3s4free.net, организованного местным предпринимателем. Как и следует из названия, сайт является музыкальным сервисом: не содержа самих аудиофайлов, он предлагает своим посетителям удобный инструментарий для поиска музыки (проверка ее лицензионной чистоты оставлена на совести пользователей) на других узлах Сети. За последний год его услугами воспользовались свыше семи миллионов человек, и этого оказалось достаточным, чтобы героя заметили. Юристы, представляющие интересы австралийских отделений известных звукозаписывающих компаний (Universal Music, BMG, EMI Music и др.), подали на владельца Mp3s4free в суд, обвинив в пиратстве. Можно ли назвать оказание помощи в поиске нелицензионных копий музыкальных композиций пиратством, истцам предстоит доказать, но изюминка процесса в другом. Соучастниками владельца веб-сайта названа компания Comcen Internet Services — провайдер, на сервере которого размещался mp3s4free, и компания Australian Stephen Cooper (ASC), зарегистрировавшая доменное имя для сайта.

Согласно обвинительным документам, Comcen была кровно заинтересована в успехе mp3-поисковика, поскольку услуга хостинга оплачивалась пропорционально объему порождаемого сайтом трафика. В чем провинилась ASC, непонятно. По-видимому, ей вменяют в вину продажу заведомо «пиратского» доменного имени. Обвинителей не смущает, что история не имеет прецедентов. Больше того, звукоиздатели ставят это на вид другим австралийским провайдерам, обещая в случае успеха в данном процессе предъявить аналогичные иски другим компаниям. — Е.З.

Миллиард китайчонка Ли

Преуспевший в составлении всевозможных бизнес-рейтингов журнал Forbes опубликовал очередной, восьмой по счету хит-парад воротил китайской экономики. Нынешний Top100 стал настоящим триумфом для деятелей местного хайтека, заметно упрочивших свои позиции по сравнению с прошлым годом. Нельзя не отметить и тот факт, что сорок одна строка в списке принадлежит владельцам совместных предприятий. По мнению составителей рейтинга, это свидетельствует о том, что китайские бизнесмены все прочнее интегрируются в мировое сообщество.
Хит-парад богачей Поднебесной возглавляет тридцатилетний Дин Ли (Ding Lei, на фото), в деловых кругах также известный под псевдонимом Уильям Дин (William Ding), основавший китайский Интернет-портал NetEase. com и владеющий 52 процентами акций своего детища. По оценкам экспертов Forbes, на середину октября в распоряжении молодого бизнесмена числилось 1,06 млрд. долларов, так что ему выпала честь стать первым китайским миллиардером. Львиную часть этих денег Дину принесли обожаемые его соотечественниками онлайновые игры, а также веб-сервис по отправке SMS на мобильные телефоны. Судя по всему, эти идеи угодили в «яблочко»: NetEase оказался в тройке самых посещаемых китайских порталов, при этом за 2002 год рыночная стоимость компании увеличилась в двадцать раз, а в нынешнем — возросла еще впятеро. В результате новоиспеченный миллиардер без труда оттеснил на вторую позицию предыдущего триумфатора — владельца гонконгского концерна CITIC Pacific Group Ларри Яна Чи-кина (Larry Yung Chi-kin), чья позиция лидера еще год назад казалась незыблемой.

Как признался журналистам Дин, в онлайновом бизнесе ему больше всего нравится то, что он позволяет «легко зарабатывать деньги, даже если я ничего не делаю и просто валяюсь на диване». Впрочем, будущее его компании отнюдь не безоблачно:  ограничения на онлайновую отправку SMS, которые планирует ввести правительство КНР, способны похоронить сервис, приносящий Ли больше половины прибыли. Между тем в рейтинге Forbes немало хайтек-воротил, желающих сорвать майку лидера со своего удачливого соперника. — Д.К.

Йо, камон в магАзин!

Компания Interscope Music Publishing, на которой записываются такие звезды рэпа, гангста рэпа и хип-хопа, как Eminem, Jay Z, Nas, Rakim, Gangstarr, 50 Cent и др., решила хоть как-то поддержать постоянно падающие объемы продаж CD. Было объявлено, что покупатели нового альбома рэп-группы

G-Unit, который выйдет 18 ноября, получат возможность выиграть бриллиантовый медальон стоимостью 12500 долларов. По словам менеджера фирмы Стива Бэрмана (Steve Berman), такой шаг должен положительно сказаться на продажах альбома Beg for Mercy («Проси пощады») и поможет вернуть поклонников из Интернета в магазины.

Чтобы получить рэпперскую феньку в виде лого группы G-Unit и почувствовать себя реальным «гангста нигга», покупателю нужно купить один из полумиллиона компакт-дисков первого тиража и заглянуть под очень хорошо защищенную обложку. Если там найдется золотой купон — фенька его. Шансы невелики, но при любви американцев к лотереям — успех предприятию обеспечен.

Свой способ поднять продажи компактов попробовала и Warner Music. На CD с новым альбомом рэппера Fabolous звукозаписывающая компания поместила софт, с помощью которого покупатель сможет делать на компьютере собственные ремиксы на композиции рэппера. Тоже дело — а то с такими тенденциями как сейчас, лишившись доходов от продаж компактов, рэпперы обеднеют, распродадут феньки и цэпочки, да возьмутся за старое… — Т.Б.

Сикока-сикока?

Сколько в мире роботов? Ответить на этот вопрос не так уж просто, поскольку система учета электронных тружеников в планетарном масштабе еще оставляет желать лучшего. В самом деле, регулярные «робопереписи» пока не проводятся, а сотрудники «техпаспортных столов» в супермаркетах крайне неохотно поставляют в официальные органы информацию, касающуюся объемов «роста робонаселения». Впрочем, не все так мрачно, и порукой тому — ежегодная «перекличка» (World Robotic Survey), проводимая экономической комиссией ООН совместно с Международной федерацией по робототехнике (International Federation of Robotics).

Согласно 380-страничному исследованию, опубликованному в октябре, в первой половине текущего года мировое «поголовье» роботов выросло примерно на 80 тысяч, достигнув 1,4 миллиона. Темпы прироста впечатляют: всего за шесть месяцев спрос на умные машины вырос на четверть в Европе и более чем на треть в Северной Америке. Правда, такие тенденции прослеживаются не везде: к примеру, в Японии роботы «вымирают». Такое удручающее положение дел сложилось в результате пазразившегося пять лет назад экономического кризиса, после которого многие «робовладельцы» не нашли средств для обновления дорогостоящего оборудования. Отрицательно сказываются на нынешней ситуации и отголоски перепроизводства на стыке 80-х и 90-х годов, когда роботизировалось все, что только можно. Несмотря на сокращение численности электронных подданных, Япония уверенно удерживает титул самой роботизированной державы мира: на предприятиях страны сейчас трудится примерно половина из 770 тысяч промышленных роботов Земли. По мнению экспертов, рободержава номер один очень скоро восстановит былой потенциал, причиной чему является отрицательный рост «белкового» населения, который необходимо как-то компенсировать. С подобными тенденциями уже сейчас начинает сталкиваться и большинство развитых стран Европы.

Весьма радужные перспективы ожидают в ближайшем будущем мир домашних роботов — так, продажи «автопилотируемых» газонокосилок и мойщиков окон в прошлом году составили 33 тысячи устройств, более чем в полтора раза увеличившись по сравнению с позапрошлым годом. Если так пойдет и дальше, то года через три лужайки Земли будет подстригать 125 тысяч «умных» газонокосилок, а по паласам с жужжанием будут ползать 400 тысяч «трилобитов» и «робокингов», до смерти пугая почти полтора миллиона псов AIBO. Впрочем, удивляться тому не стоит: прогресс не стоит на месте, а цены на электронных «членов семьи» неудержимо падают: согласно отчету, за последнюю дюжину лет цены на роботов со сравнимой производительностью упали впятеро. То ли еще будет… — Д.К.

Я — хакер!

Как ни странно, у хакерского племени до сих пор нет своей эмблемы. Это упущение решил исправить известный «мастер кода и сетей», один из основоположников движения Open Source Эрик Реймонд (Eric Raymond).

Идея Реймонда проста и аскетична, как командная строка: на роль хакерского символа предложена легко узнаваемая «посвященными» комбинация пяти точек, под названием глайдер (glider) из математической игры Джона Конвея «Жизнь» (подробнее о ней можно прочитать, например, на famlife.narod.ru). Реймонд считает, что между «Жизнью» и хакерским сообществом можно провести множество очевидных параллелей. И там и там в основу положены несколько простых принципов, способных порождать непредсказуемо сложный результат. Игру и движение хакеров связывают одни исторические рамки (популяризация «Жизни» и возникновение UNIX и прото-Интернета приходится на начало 1970-х годов). Кроме того, «Жизнь» в некотором смысле может считаться символом человеческого гения, научившего машину творить. Короче говоря, точек соприкосновения можно отыскать немало, сам же Реймонд делает ставку на интуицию: большинство его знакомых безоговорочно одобрили идею. В тексте обоснования проекта (www.catb.org/hacker-emblem) Реймонд особо отмечает, что использовать эмблему могут только «хорошие хакеры», но не кибервзломщики. — Е.З.

Глаза боятся, а руки делают

Неожиданное применение популярным компьютерным играм Half-Life и Unreal Tournament нашли канадские психологи из университета Квебека. Их статья в октябрьском номере серьезного журнала «Киберпсихология и поведение» (CyberPsychology and Behaviour) утверждает, что эти игры позволяют успешно лечить некоторые типы фобий, например, водобоязнь или боязнь замкнутого пространства.

В психотерапии для лечения фобий уже давно используются специально разработанные устройства виртуальной реальности. В них пациент в легко контролируемых и безопасных условиях подвергается воздействию среды, вызывающий его патологические страхи. Практика показала, что это весьма эффективный способ терапии. Однако подобные устройства пока очень дороги.

Многие современные игры содержат встроенные редакторы для создания новых виртуальных сцен. Ими и воспользовались ученые для разработки «лечебных уровней» игры. В игру Half-Life для лечения арахнофобии были добавлены разнообразные пауки, а в Unreal Tournament созданы сцены для лечения боязни высоты и замкнутого пространства. Дополнительный эффект погружения в пространство игры давал закрепленный на голове дисплей и датчики, регистрирующие поворот головы.

Эксперименты оказались весьма успешны. По мнению авторов, современные видеоускорители дают настолько реалистичное изображение, что недорогой игры и обычного компьютера оказывается достаточно для эффективного лечения боязни пауков и высоты (однако боязнь замкнутого пространства хуже поддается лечению). В принципе, считают ученые, теперь каждый может создать себе свой виртуальный мир и успешно справиться в нем со своими страхами.

Та же самая терапия может применяться и для борьбы с множеством других расстройств, включая разнообразные социофобии, выливающиеся в проблемы общения с окружающими. Теперь, вероятно, следует ожидать появления на прилавках компьютерных магазинов «корректирующих игр для застенчивых» с рекламными надписями вроде «Преодолей свой страх! Познакомься с ней!» — Г.А., Е.З.

Крючкотворы

Любопытные компьютерные расчеты проделали физики из Университета штата Мичиган, смоделировавшие свойства наноаналога застежки-липучки, которая состоит из множества нейлоновых крючочков и петелек.

У суперлипучки не будет колечек, а только загнутые на концах углеродные нанотрубки. Два таких крючка, закрепленные на разных поверхностях, легко цепляются и крепко держатся друг за друга. Углеродные нанокрючки достаточно гибки для того, чтобы под действием слишком большой силы временно разогнуться и расцепиться без повреждений. Однако сила их сцепления очень велика и достигает трех наноньютон на одну пару крючков. Это значит, что сделанная из них липучка будет примерно в тридцать раз прочнее, чем хороший эпоксидный клей.

Загнутые углеродные нанотрубки получены уже более десяти лет назад, и некоторые группы экспериментаторов умеют выращивать на поверхности густой лес из таких трубок. Но чтобы полностью реализовать потенциал подобного соединения нужно иметь регулярную решетку из трубок, которую пока никто не умеет формировать.

Авторы надеются, что их расчеты стимулируют исследования в этом направлении. — Г.А.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.