Калифорния нам ближе
АрхивЗаконопослушный гражданин из средней полосы знает о городе Благовещенске, пожалуй, только то, что именно там обнаружили первого россиянина с подозрением на атипичную пневмонию.
Законопослушный гражданин из средней полосы знает о городе Благовещенске, пожалуй, только то, что именно там обнаружили первого россиянина с подозрением на атипичную пневмонию. Сдается мне, что в компьютерных кругах известность этого населенного пункта значительно возрастет, по мере того как будет разгораться конфликт между Соболем и «1С». Потому что автор одного из самых распространенных эмуляторов для «1С:Предприятия» Соболь (в миру — Сергей Давыдюк) живет именно в Благовещенске. И несколько тысяч верст, отделяющих этот город от Москвы, не помешали нашим правоохранительным органам завести с подачи «1С» уголовное дело на Давыдюка.
Вкратце расскажу предысторию конфликта. Несколько лет назад в Сети появился бесплатный программный эмулятор HASP-ключа к «1С:Предприятию» за авторством Соболя (справедливости ради надо сказать, что, по меньшей мере, первые версии эмулятора Соболя представляли собой чуть переделанные эмуляторы от Meteo). На протяжении всего цикла существования «1С:Предприятие 7.7» новые версии эмулятора выходили параллельно с новыми билдами от «1С». Разве что с небольшой задержкой. И все были довольны. Соболь — свалившейся на него всероссийской известностью в профессиональных кругах, пользователи — возможностью работать с продуктами «1С» бесплатно и без проблем с «железом» (об этом чуть ниже). Подозреваю, что компанию «1С» происходящее тоже устраивало — в конце концов, не будь на рынке взломанных версий «1С:Предприятия», наверняка армия внедренцев и клиентов была бы не такой внушительной, как сегодня.
Важная особенность программных эмуляторов HASP-ключей заключается в том, что они порой необходимы и легальным пользователям — запустить легально купленную программу удается не всегда, при иных конфигурациях компьютера спасает только эмулятор. И многие внедренцы, чтобы сберечь измотанные клиентами нервные клетки, частенько втихую устанавливали эмулятор, чтобы избавиться от возможных жалоб «ключ не определяется» или «принтер не печатает». А ключ откладывали в сторонку. Так удобней.
И вот все закончилось. На Давыдюка заведено уголовное дело, его компьютер изъят как вещественное доказательство, а самого Сергея все время тягают на допросы (с подробностями и точкой зрения Соболя можно ознакомиться на форуме «Территория 1С»). И, честно говоря, я не удивлюсь, если через пару месяцев он будет осужден. Интересно другое — почему «1С» терпела Соболя несколько лет и только сейчас вспомнила, что «есть такой парень». Вот краткий пересказ того, что сказал Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С».
Понятно, что некорректность работы ключей HASP «1C» комментировать не может по этическим соображениям. В эмулятор как средство продвижения «1С» компания тоже не верит и считает его появление следствием популярности своих программ, а не причиной.
На вопрос, почему «1С» несколько лет не занималась проблемой эмуляторов, практически предоставив Соболю полную свободу действий, удовлетворительного ответа нет. Рассуждения о том, что наши правоохранительные органы усилили борьбу с пиратством и наконец-то добрались до Благовещенска, — это разговоры в пользу бедных, поскольку сами правоохранительные органы реагируют на заявление потерпевшего, которое было подано только в этом году.
Неожиданная кровожадность хорошо объясняется слухами о возможной продаже фирмы (об этом говорят уже больше полугода), однако Алексей Харитонов опроверг эту версию (по крайней мере, в отношении Microsoft как возможного покупателя) и заявил, что у самой «1С» стимулов для борьбы с пиратством не меньше, чем у гипотетических инвесторов.
Ответ на последний вопрос приведу дословно. Меня интересовало, возможна ли мировая с Соболем, и если да, то на каких условиях:
«Согласитесь, что обсуждать такие вопросы через прессу было бы странно. Вообще, фирма «1С» поданных заявлений не отзывает, даже если на нас оказывают давление те, кто «крышует» пиратов. Поступай мы иначе — сложно было бы ожидать в дальнейшем серьезного отношения к нашим заявлениям... Отметим, что г-на Давыдюка предупреждали о возможных последствиях его деятельности — к сожалению, убедить его не удалось».
Но интересно другое. Интересно, как всполошилась наша компьютерная общественность во время конфликта Склярова с Adobe и как спокойно все воспринимается сейчас. Между тем я принципиальных различий между делом Adobe–Скляров и делом Соболь–«1С» не вижу. Кто-нибудь видит?..