Выбирай сердцем
АрхивКомментарий дняИ в России, и в США подготовка к сражению за президентские кресла уже начата. Разница в используемых приемах фантастическая.
Президентские выборы в России не за горами. И непрестанное мелькание первых лиц государства на телеэкране - несомненная подготовка плацдарма для будущего сражения. Впрочем, сейчас от ситуации в России хотелось бы отойти - давайте вернёмся к ней позже. Сравнив с тем, как обстоят дела за океаном. Да, в Штатах президентская гонка также уже начата. И вот на ней очень хочется остановиться. Последняя оговорка: забудем пока про принадлежность кандидатов к той или иной партии. Всё внимание - на механизмы, которые используются.
А техника и технологии предвыборной компании, взятые на вооружение претендентами на пост номер один в США, нынче весьма оригинальные: наряду с обычными поездками по стране, сборищами активистов, выступлениями в СМИ и прочими традиционными приёмами, каждым из них в обязательном порядке используется Сеть. Строго говоря, к услугам Интернет прибегали и кандидаты на прошлых президентских выборах, три года назад. Тогда Джон Маккейн задействовал электронную почту для пропаганды своей позиции. Но сегодня действия на веб-фронте ведутся куда активней. Может быть и не самый типичный, но уж точно самый замечательный пример здесь - стратегия, избранная отставным генералом Уэсли Кларком (Wesley Clark), который обязан Сети буквально всей своей недолгой политической карьерой.
Кларк, ещё четыре года назад руководивший действиями американской армии в Косово, ушёл в отставку в 2000-м, и, проявляя интерес к большой политике, начал своё продвижение к политическим вершинам с мелких шажков вроде создания ассоциации Leadership for America (некоммерческой организации, занятой проработкой вопросов будущего устройства отечества) и т.п. Ничего особенного. Идея выдвинуть Кларка на место президента родилась нынешней весной, когда бывший генерал занял удачно оппозиционную Бушу позицию (он был против вторжения США в Ирак без поддержки со стороны ООН). Этот момент его группа поддержки использовала в качестве ключевого: был основан сайт (DraftWesleyClark.com), который стал центральным звеном во множестве пропагандистских онлайновых акций - поиске сторонников, создании местных фондов для пожертвований, рассылке писем, сбора публикаций - а также координации оффлайновых акций. На всё про всё было потрачено менее сотни тысяч долларов. В результате же за полгода сторонники Кларка сумели собрать почти два миллиона долларов на будущую предвыборную кампанию и представить своего фаворита как человека, способного управлять страной. Впрочем, это было только начало. Официально объявив в сентябре о своём решении бороться за президентское кресло, Кларк подготовил и запустил настоящий веб-портал Clark Community Network (CCN), разместившийся по адресу forclark.com - сложнейший комплекс для поддержания существования онлайнового сообщества. CCN во многом напоминает большие сайты, всецело полагающиеся на своих пользователей (для примера можете вспомнить Slashdot). Основная масса контента на нём создаётся рядовыми участниками, каждый из которых владеет собственным публичным дневником (блогом). Личные публикации, обсуждение чужих мнений, управление работой сообщества (модерирование, организация групп по интересам и пр.) - всё это делает CCN (на котором политика, конечно, проглядывает, но при желании её можно и не замечать) чертовски привлекательным локальным (насколько это слово применимо к масштабам одной страны) ресурсом для простых американцев. Тем более, что параллельно с ними участие в жизни сообщества принимает и сам Кларк - у которого есть точно такой же блог.
Конечная цель проекта - получение максимального паблисити. И, как считают тамошние социологи, Кларк (а также Говард Дин с его BlogForAmerica и, вероятно, другие кандидаты) движется в правильном направлении. Ведь он сумел заставить своих будущих избирателей проявить активность уже сейчас. И те, кто не пойдёт с плакатами на улицу, напишут свои дневники - и привлекут внимание миллионов. И это достижение бесценно.
Глядя на результаты работы мысли американских кандидатов и их групп поддержки, невольно проникаешься к ним симпатией: в условиях жесточайшей конкуренции они вынуждены бороться за своё будущее место по-настоящему, зарабатывая очки политической карьеры потом и кровью, умея зацепить и столкнуть своих сторонников и оппонентов лбами. Вот она - настоящая демократия в действии. Нас, живущих в условиях, где диктат одного человека с его собственной подачи называют стабильностью, а вся предвыборная борьба сводится к непрерывной демонстрации первых лиц на единственном крупном "независимом" телеканале и грязным разборкам в жёлтой прессе, нас просто жалко...