Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Только человек

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   11.11.2003

Сегодня будет сыграна первая партия очередного матча между сильнейшими шахматистами мира людей и машин. Каспаров против X3D Fritz: ставки принимаются!

Безудержный оптимизм авторов кинотрилогии "Матрица", скрепивших своими подписями мирный договор человечества с машинами, увы, неприменим к действительности: настоящее сражение человека с холодным электронным разумом, что начнётся сегодня и продлится следующие семь дней, мирного исхода не предусматривает. Сегодня сильнейший шахматист мира среди людей Гарри Каспаров сыграет первую партию из четырёх против сильнейшего шахматиста мира машин - программного комплекса X3D Fritz.

Правила битвы нетривиальны. Четыре игры матча будут проведены с перерывом в день между каждой. Игроки ограничены по времени: у каждого есть в запасе два часа на 40 ходов плюс ещё час на 20 ходов и всего по 15 минут с инкрементом в три секунды на каждый ход до завершения партии. Победа засчитывается за одно очко, ничья - за половину. Таким образом первый, кто наберёт 2.5 очка, автоматически становится победителем и матч прекращается. Победитель получает титул абсолютного чемпиона мира по шахматам среди людей и машин и золотую статуэтку. Каспаров вдобавок к этому - 50 тысяч долларов в случае выигрыша и 25 тысяч в случае ничьей. Впрочем, никто из участников обделённым не останется. Организаторы турнира (X3D Technologies и Team Fritz) получают фантастическую рекламу своим продуктам, Каспаров же - 150 тысяч долларов просто за сам факт участия в турнире. Матч будет проведён в Нью-Йорке и транслироваться в реальном времени онлайн на сайте x3d.com Любопытная деталь: шахматной доски как таковой не будет - диспозиция фигур отображается на дисплее, который Каспаров и счастливчики, присутствующие на матче живьём, смогут наблюдать через стереоочки. Команды на перемещение фигур Каспаров будет подавать голосом - машина (контролируемая человеком) сама займётся их распознаванием.

Оба участника матча хорошо знакомы всем вам. 40-летний уроженец Баку, ныне россиянин Гарри Каспаров, завоевал титул короля мира по шахматам ещё в 22 года (в 1985-м), став самым молодым чемпионом мира в этом виде спорта. Лишь в 2000-м году корона перешла бывшему россиянину Владимиру Крамнику. Сегодня чемпионом мира по версии ФИДЕ является украинец Руслан Пономарёв, но Гарри Каспаров по сей день удерживает за собой звание сильнейшего шахматиста планеты: его комплексный рейтинг, вычисленный по результатам различных международных турниров, составляет 2830 очков, тогда как Крамник "оценивается" в 2777, а Пономарёв только в 2718.

Fritz - компьютерная программа, разработанная в 1991-м году нидерландцем Франсом Морше (Frans Morsch) и развиваемая сегодня небольшой группой программистов, именующих себя Team Fritz. Название Fritz в последние годы ассоциируется с компьютерными шахматами: эта программа (рейтинг которой, кстати, предположительно равен 2807) доступна в форме коммерческой версии для обычных персоналок и широко используется шахматистами в ходе тренировок. Для битвы с Каспаровым создана специальная версия Fritz, работающая на 4-процессорном (Intel Xeon) сервере, способная просчитывать до 3 миллионов ходов в секунду, с доступом к многогигабайтной коллекции записей возможных начал и окончаний шахматных партий. Матч получил громкое название "первого официального чемпионата мира, проводимого полностью в виртуальной реальности" из-за участия в нём компании X3D Technologies, предоставившей упомянутую выше технологию объёмного изображения.

Впрочем, если отбросить все эти декоративные рюшечки, битва "Каспаров против X3D Fritz" предстаёт лишь очередной игрой из серии, уходящей корнями в 80-е. И - увы! - демонстрирующей неумолимое возрастание мощи машин. Первый матч между сильнейшими шахматистами среди людей и компьютеров состоялся в 1989-м: тогда Каспаров столкнулся с Deep Thought и выиграл. В следующие семь лет было проведено ещё немало матчей с участием других игроков и неизменными победами человека вплоть до 96-го, когда уже знакомая вам программа Fritz потерпела поражение от того же Каспарова. Перелом был обозначен в 97-м - победой Deep Blue над Каспаровым. В следующие несколько лет в играх "человек - машина" ни один из соперников не смог продемонстрировать решающего преимущества (ничья Крамника с Fritz в 2002-м, ничья Каспарова с Deep Junior в нынешнем году и другие игры: хорошая антология есть на сайте Chessbase.com). И вот - очередное сражение. Не удивляйтесь проигрышу человека. В конце концов, битва свелась к тому, что давно предполагалось: человек остаётся ограничен в своих возможностях, тогда как машины непрестанно наращивают тупую вычислительную мощь. Добавьте сюда решающее преимущество холодного электронного разума, на поступки которого ни в малейшей степени не влияют внешние факторы (погода, личная жизнь, прошлые поражения, наконец) - и будьте готовы. Впрочем, ставки принимаются: как вы считаете, кто победит в нынешнем матче?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.