Птица-тройка, или Половинка VGA
АрхивОгород КозловскогоЯ уж и не помню, когда чем-нибудь увлекался настолько, чтобы просидеть всю ночь и понять это только по странному изменению цвета света в комнате, когда к электрическому примешивается дневной. Тем более . чем-то компьютерным. А тут на, тебе: принесли мне новую игрушку около шести вечера, а оглянулся я вокруг в половине восьмого утра.
Я уж и не помню, когда чем-нибудь увлекался настолько, чтобы просидеть всю ночь и понять это только по странному изменению цвета света в комнате, когда к электрическому примешивается дневной. Тем более — чем-то компьютерным. А тут на, тебе: принесли мне новую игрушку около шести вечера, а оглянулся я вокруг в половине восьмого утра…
Под словом «принесли» я не подразумеваю представителя вендора или дилера, которые так заинтересованы в продвижении своего нового товара, что готовы разносить его образцы по журналистам, — такое в последнее время встречается почему-то все реже и реже1, — принес курьер из Интернет-магазинчика, адрес которого я обнаружил в верхней (самой дешевой) строчке списка, который сайт price.ru выдал мне по запросу «Tungsten T3».
Должен заметить, что не помню еще одной вещи в смысле «когда»: когда покупал что-нибудь электронное не через Интернет; у меня нет никакой охоты оплачивать аренду торгового помещения, вкладываться в зарплаты блуждающих вялыми тенями по этому помещению девочек-продавщиц и в прочие накладные расходы. Да и лень куда-то там ехать, толкаясь в вечных московских пробках.
Даже если вы устроены так, что, прежде чем приобрести вещь, вам непременно надо подержать ее в руках, что называется — ощупать (или, если так красивее, — ощутить), — и то, пожалуй, стоит съездить исключительно за этим в невиртуальный магазин (или к приятелю, у которого вещь уже есть), а купить ее все равно через Интернет: в самом дешевом специализированном реальном салоне я обнаружил Т3 за 399 баксов, а в Интернете приобрел за 385. Включая доставку. 14 долларов — деньги вроде бы небольшие, но, согласитесь, им можно найти применение и получше.
Итак, Т3, который устроил мне бессонную, но очень приятную ночь. Я не стану рассказывать про него как про карманный компьютер в принципе: надеюсь, необходимым минимумом эрудиции на этот предмет обладает каждый читатель «Огорода», — а танцевать от печки Тангстена просто, как от базовой модели, мимо которой не прошел ни один палмолюбитель. Внешне всё очень похоже, только центральная кнопка и джойстик вокруг нее не круглые, а продолговатые, овальные. Да кнопки быстрого вызова основных приложений тоже идут по овалу вокруг овала джойстика. Эдакие три кольца получаются, а вы — их властелин. И второе: «тройка» чуть длиннее Тангстена просто: примерно на сантиметр. Помните, несколько «Огородов» назад («SmartLegoPhone») я писал «…Если же конструкторы умудрятся, не лишая его ни одной из способностей и не увеличивая ни на миллиметр (ладно, на миллиметр — можно, даже на два)…» — но тут смирился даже с целым сантиметром! Что может свидетельствовать как о моей беспринципности, так и об удивительных дополнительных достоинствах, этим сантиметром принесенным. Выбирайте сами.
Достоинства можно разделить на две категории: аппаратные и программные. Что касается аппаратных, то, сказать честно, повышение частоты процессора до 400 МГц я особо не заметил и не осознал, хоть говорят, что по бенчмаркам «тройка» обгоняет предыдущие Тангстены чуть ли не втрое или вчетверо, — однако Palm OS столь быстрая и легкая система, а приложения под нее столь компактны и оптимизированы, что я практически ни на одном из Палмов, даже на самых первых, скоростных затруднений не испытывал. Если же кто-то пытается писать программы под Palm OS, как под Windows ХР, то тут никакая частота уже не поможет. Последнее — камешек в огород Adobe: они снабдили «тройку» своим «акробатным ридером» (на десктоп устанавливается конвертер в Палм-формат, который, правда, на одном из трех попробованных мною файлов намертво зависает, хотя я, вероятно, за эту примочку долларов пять, включенных в общую цену, отдал), — так вот, мало того что он не ищет русских слов, сам поиск ведет со скоростью страница в две-три секунды… Впрочем, я, кажется, залез в софтовую категорию, потому одергиваю себя и срочно возвращаюсь к харду.2
Второе и главное, собственно, и потрясшее меня новшество — трансрефлективный экран разрешением 320х480, то есть честная половинка VGA. Половинка VGA — в кармане рубашки!! Когда запускаешь слайд-шоу из своих фотографий, они уже выглядят не как прикол, но как вполне серьезная демонстрация: сентиментальные американцы носят в своих бумажниках фотографии жен и детей размером ничуть не большим — приблизительно шесть на восемь сантиметров. А насколько удобнее стало читать книжки! Если располагаешь их вдоль широкой стороны экрана, а не поперек, текста вмещается не в полтора раза больше, чем у предыдущих Палмов, а еще больше, ибо меньше становится пустых пробелов справа: текст укладывается в экран продуктивнее. Да и листать приходится реже, почти как у бумажного покетбука. Еще: при таком разрешении уже, пожалуй, можно и погулять по Интернету, — все равно не слишком комфортно, но уже не комично. Правда, прилагаемый к «тройке» браузер, если выбрать стоящий по умолчанию самый удобный для небольшого экрана small-шрифт, отказывается работать с русским языком, как ни переключай кодировки в PiLoc, выпущенном фирмой Paragon «тройки». Со средними и крупными шрифтами проблем нет.
1(назад) Впрочем, в данном случае такое недонесение, возможно, и оправданно: говорят, что только-только появившаяся в Москве «тройка» и так улетает на ура, без добавочного продвижения.
2(назад) Кстати, «тройка» — настоящее китайское «железо». Хоть моя и из самых первых экземпляров, а уже «Made in China»!
У моего просто Тангстена экран был чуть более вялым, не трансрефлективным. Когда Роман Косячков, старающийся быть на острие Палм-прогресса, поспешил поменять свой Тангстен на Тангстен Т2 (который, кроме небольших изменений в OS, отличался как раз этим самым новым экраном), я только плечами пожал: разница чувствовалась, но только если оба устройства положить рядом. Нынешний же, кажется, из-за его размера и изменившейся подсветки, еще ярче, чем у «двойки». Впрочем, может, и такой же: сравнить случая пока не было. И у «двойки», и у «тройки» подсветка экрана не отключается принципиально (хоть для «двойки» есть специальная утилитка стороннего производителя, которая на «тройке» запускаться отказалась, — ничего, и для «тройки» напишут!), что, наверное, не особо-то и надо, разве при совсем уж ярком солнечном свете, — однако на времени работы от аккумулятора это, естественно, сказывается. Увы, емкость батарей — самое слабое место практически всех нынешних гаджетов, и «тройка» ее тоже не одолела. А яркий и большой экран плюс высокая частота процессора берут энергии столько, что в нагруженном режиме (скажем, слайд-шоу плюс проигрывание музыки на внутренний динамик) КПК подыхает приблизительно через три с половиной часа… Причем минут за сорок до подыхания начинает отказываться от работы с Bluetooth’ом, а предупреждения о необходимости подзарядки начинают назойливо возникать еще раньше, когда энергии остается практически на целый час. Для прежних Палмов существовала утилитка, которая позволяла уменьшать время между предупреждениями и реальным истощением аккумуляторов, не проверял — может, и на «тройке» она заработает. Или — повторюсь — напишут.
Ну, внутренняя память увеличилась до 64 мегов, из которых доступны юзеру чуть больше пятидесяти. Вещь сама по себе всегда приятная, но при падении цен на SD-карточки и возможности запускать с них практически любые приложения — все же не принципиальная.
Еще к харду можно, наверное, отнести откидывающуюся обложку серой качественной кожи с выдавленными областями кнопочного управления (чтобы случайно не нажались), заменившую прозрачную крышку-нашлепку Тангстена просто. Сказать честно, мне прозрачная крышка очень нравилась, я читал сквозь нее книжки, и экран даже не пылился, — но я понимаю, что раздвижная конструкция такое решение запрещает…
И последнее, что я хочу сказать о харде, — в Сети появилось сообщение, что, по неподтвержденным самим PalmOne сведеньям, после не то выключения/включения питания, не то перезагрузки процессор начинает работать на скорости 75% от номинальных 400 Мгц. Так это или нет — проверить трудно, во всяком случае, пока мне в руки должные измерители не попались, — однако тут же появился патчик, который я скачал и на всякий случай установил. Думаю, и без него ничего бы не заметил, но так на душе спокойнее.
Перейдем к софтовым новинкам. Сначала — к новинкам системы, которая на «тройке» носит имя Palm OS 5.2.1. Главное и роскошное, что появилось, — никогда не исчезающая узенькая панель со следующими кнопочками (перечисляю по порядку): «домик», простое нажатие на который приводит в палмовый эксплорер, а длительное — выдает список из последних шести вызванных приложений (раньше эта удобнейшая возможность предоставлялась только сторонними программописателями); «лупа», знаменующая вызов поиска; меню; время (сейчас оно всегда на глазах), при нажатии на эту область получаем не только время большими цифрами, но и диаграмму наполненности внутренней и внешней памяти, а также возможность регулировать уровень подсветки и громкость звука); восклицательный знак, начинающий мигать, когда включается какое-нибудь аларм-напоминание; стандартный значок Bluetooth’а, нажатием на который можно последний отключить-включить (хоть понемногу, а энергию он жрет); далее — эдакий росчерк-каракуля, нажатием на которую инициализируется возможность писать — с эхом — в любом месте экрана (тоже раньше было только от сторонних писателей и работало посредственно; сейчас же замечаний пока не имею); иконка поворота экрана в положение стоя или лежа и, наконец, стрелка, которая либо расширяет экран до этих самых 480 пикселов в длину, либо сужает до 320, стандартных для прежних Тангстенов, и тогда на освободившееся место (прежде — район граффити) можно вызвать либо клавиатуру, либо — граффити-площадку с четырьмя иконками по сторонам (ну совсем как у предыдущих Палмов, — только эти угловые иконки можно задавать по собственному усмотрению), либо расширенную граффити-площадку (уже без иконок), где отдельно, в центре, располагается дополнительная область: ввода заглавных букв (на стандартной заглавные буквы вводятся не как прежде — после росчерка вверх, а в особой области, на границе алфавитной и цифровой). Виртуальная клавиатура (как, впрочем, и многие другие элементы интерфейса) нарисована с особой трехмерной красотой, что не важно, но очень приятно.
Граффити-2, после какого-то скандала с Xerox заменившее традиционное для Палмов просто граффити, довольно удобно, и переобучаешься ему в полчаса; к тому же очень многие символы можно вводить и по-старому: «тройка» их понимает.
В преферациях появилось кое-что новенькое: например, ввод для левшей, блокировка от случайного нажатия (при ношении в кармане) включальной кнопки, а также цветовые темы — их десятка три, и это развлекает. Хоть, сказать честно, умолчальная гамма мне нравится больше всего.
Можно было бы написать о программах, включенных в поставку, но категорически не хватает места. Поэтому на прощанье — только о багах и глюках. Говорили о несовместимости нового Палма со старыми программами. Я ее практически не заметил: какая-то одна утилитка отказалась работать в новой системе, но какая-то неважная, коль я даже и не помню какая, — все остальные программы с просто Тангстена перешли на «тройку» легко. Правда, пара игр, написанных ребятами из Megasoft2000, подвисают, но они поклялись, что выпустят неподвисающие версии со дня на день. Одна из старых программ корректно работает, только если сузить экран до 320х320, а все остальные — идеально в любом состоянии экрана. А вот кнопочка расширения экрана, увы, порою перестает работать, и, чтобы ее оживить, приходится «тройку» перезагружать. Правда, перезагрузка выполняется чрезвычайно быстро, так что не особо и обременяет, однако все же… как-то неаккуратненько. Надеюсь, в самом скором времени на PalmOne появится соответствующий патч.
Всё! Место закончилось. А рассказать еще есть о чем: и о почтовом клиенте со странностями, и о глюках в русской раскладке клавиатуры, и о проблемах (которые разрешились-таки) с выходом в Сеть через Bluetooth—GPRS… Знаете что? — за месяц-другой, возможно, накопятся новые наблюдения, появятся новые программы, и я, возможно, посвящу еще один «Огород» так полюбившейся мне «тройке». А пока — cordially, Евгений Козловский.
Полную версию статьи читайте на www.terralab.ru/mobilis/30333.