Это — Работа!
АрхивБольшинство российских торговцев компьютерами вышли из энтузиастов. Те, кто продолжал хлопать глазами и в ладоши, быстро вылетели в трубу; чрезмерно увлекавшихся внешними атрибутами успеха подкосил кризис 98-го, а выжившие имеют сегодня как минимум палатку на одном из известных на всю Москву рынков, а как максимум — торговую сеть, известную на всю страну.
Здорово, что только очень узкому кругу известны технические подробности съемки художественных фильмов. Или ресторанной кухни. Или чего-то подобного, связанного в нашем сознании с получением удовольствия. Иначе бы поход в кино превращался из культурного мероприятия в подсчет огрехов сценариста, режиссера и лично вон того актера, который третий справа, а дама, рискнувшая отправиться со «знатоком» в ресторан, рисковала бы весь вечер слушать лекцию о неправильной нарезке огурцов и пошлости поедания мороженого мяса.
Мы (или, по крайней мере, большинство из нас) плохо представляем подробности производства компьютерной техники. Где выгоднее покупать сырье, как наказать ленивую секретаршу, когда ремонтировать корпуса и менять оборудование — все это остается за кадром, и нам остается лишь восхищаться очередным технологическим прорывом, делать большие глаза и хлопать в ладоши. Не забывая, разумеется, предварительно похлопать по карманам и выяснить, достаточно ли толст бумажник для приобщения к очередному таинству. Люди же сведущие в ладоши не хлопают; их горящие глаза полны суровой жизненной правды, а в руках навеки застыл незримый гроссбух с дебетом и кредитом.
Большинство российских торговцев компьютерами вышли из энтузиастов. Те, кто продолжал хлопать глазами и в ладоши, быстро вылетели в трубу; чрезмерно увлекавшихся внешними атрибутами успеха подкосил кризис 98-го, а выжившие имеют сегодня как минимум палатку на одном из известных на всю Москву рынков, а как максимум — торговую сеть, известную на всю страну. Только теперь не ждите от них восторгов по поводу очередной новинки. Они знают модельный ряд каждого брэнда получше «родных» маркетологов и пиарщиков, и первая реакция на его обновление не «Вау! Круто!», а «Стоп! Зачем?». Видите ли, эти люди зарабатывают на приобщении масс к совершенству. От эффективности работы напрямую зависит благосостояние продавца и его семьи, и стоит, поддавшись восторгу, забить склады дорогими новинками, как это благосостояние сойдет на нет. Народ-то у нас консервативный и небогатый, так что сметаются в первую очередь недорогие «железки» с посредственными характеристиками, которые потом народные умельцы разгоняют, перепаивают, охлаждают до абсолютного нуля и, угробив их окончательно, несут на обмен. Значит, надо набирать людей в техподдержку, продумывать — сколько и чего держать на складе для замены брака, как вытрясти деньги из оптовых покупателей, чтобы вовремя заплатить за аренду офиса, где найти продавцов на замену ушедшим в отпуск, как отвязаться от очередной комиссии по контролю за здоровьем крыс и тараканов, как выкроить недели две для поездки в отпуск с семьей и где найти этого чертового пиарщика, который будет искренне торчать от новых приблуд, выплескивая свои эмоции в завлекательных пресс-релизах и рекламных кампаниях. Боссы и сами когда-то могли придумать идею не хуже любого пиарщика, потому что они талантливы, действительно талантливы — иначе у нас не пробиться, — но вот опять надо озаботиться схемой перевода денег из Караганды в Чертановское отделение Сбербанка, почитать свежий номер «Российской газеты» — чего там эти фантазеры в Думе напринимали, подписать пару договоров, найти нового менеджера по кадрам, который наконец-то разыщет этого чертового пиарщика!
В сегодняшней теме обе статьи написаны людьми, тесно связанными с торговлей компьютерами. Отсылая им вопросы мини-интервью, я опасался — вдруг стиль ответов окажется столь ужасным, что для публикации в журнале их придется полностью переписать, отчего ценность материала катастрофически снизится. Я ошибался. Компьютерами в Москве торгуют уникальные люди, талантливые практически во всем — в том числе и в своем ремесле. Видимо, другие просто не выживают…
Обратите внимание и на статью Лёвы, старожила старейшего в России Митинского радиорынка. В ней компьютеры — лишь декорации, на фоне которых разыгрываются коротенькие скетчи, и нам остается лишь восхититься самими собой, столь удачно вжившимися в комическое амплуа.
Floor is your, уважаемые продавцы.