Дорога в светлое будущее
АрхивЗабитое публикой, насыщенное вспышками фотоаппаратов, ослепляющее блеском сотен новых автопрототипов пространство — в пригороде Токио стартовала 37-я сессия автошоу Tokio Show Motor, крупнейшего в своем роде события на планете.
Забитое публикой, насыщенное вспышками фотоаппаратов, ослепляющее блеском сотен новых автопрототипов пространство — в пригороде Токио стартовала 37-я сессия автошоу Tokio Show Motor, крупнейшего в своем роде события на планете. Свыше 700 новых автомобилей, мотоциклов и причудливых гибридов от 260 компаний со всего мира встречали посетителей в громадных холлах (по предварительным оценкам, шоу посетили 1,3 млн. человек). Причудливым гибридам и футуристичным концептам нынче уделялось особое внимание и, поскольку охватить всю массу новинок невозможно, имеет смысл остановиться именно на этой «самой продвинутой» категории экспонатов.
Официальный девиз выставки призывает к движению в «лучшее будущее» (The Challenge: Driving toward a Better Future) и участники потрудились на славу, представив несколько десятков экологически чистых автомобилей — работающих на водороде, природном газе, использующих топливные элементы или аккумуляторы. Toyota заворожила публику концептом Fine-N (фото 1), использующим в качестве основного источника энергии батарею водородных топливных элементов. Авто полноприводное, в том смысле, что привод осуществляется на все четыре колеса независимо, а электродвигатели мощностью по 25 кВт в эти самые колеса встроены. Компьютерная система отдельно управляет каждым мотором, подбирая оптимальный режим в зависимости от условий на дороге, состояния самого автомобиля и других факторов. Запас хода составляет 500 км, что почти вдвое больше, чем у конкурентов. Благодаря оригинальному конструкторскому решению, габариты автомобиля невелики, но пространство салона удовлетворяет требованиям к седанам класса люкс.
Kiwami от Honda (фото 2) также причисляется к седанам будущего. Название этого плоского, монохромного чуда переводится с японского как «предельный», что призвано отразить не только минималистичный дизайн в максимально «японском» стиле, но и новаторский подход к обеспечению энергией. Под ногами пассажиров Kiwami скрыта батарея топливных элементов и резервная емкость для сжиженного водорода.
Отдельного упоминания заслуживает водородно-бензиновый гибрид Mazda RX-8 Hydrogen RE. Основным его двигателем является экспериментальный ротационный RENESIS, с прямым впрыском водорода в камеру сгорания. Мотор способен работать и на бензине, так что пока все заправки не обзаведутся хранилищами водорода, водитель сможет нажатием одной кнопки перевести автомобиль на бензиновую диету.
Впрочем, экспонат от Mazda — лишь прототип в ранней стадии, тогда как Toyota, сосредоточившаяся на гибридных бензоэлектрических авто, уже вовсю их продает. Нынче компания показала целую серию машин, основанных на системе Toyota Hybrid System, применяемой в выведенной на рынок модели Prius. Одна из таких новинок, Hybrid Kluger использует бензиновый двигатель для привода двух электромоторов (для заднего и переднего моста). Такое решение позволяет автомобилю быстрее развивать скорость (он разгоняется до 100 км/час на 20% быстрее своего бензинового прототипа), не уступая ему в экономичности (до 1000 км от одной заправки). Гибриды Toyota быстро завоевывают рынок. Prius, ставший самым популярным автомобилем такого рода, выпущен уже во втором поколении, и у его производителя пока не хватает мощностей, чтобы удовлетворить потребности покупателей, в шесть раз превысившие самые смелые ожидания.
Двухколесные друзья человека — отдельная песня. Смахивающий скорее на сверхзвуковой истребитель, нежели на мотоцикл, необычно длинный и низкий
G-Strider от Suzuki (фото 3) — типичный представитель новой плеяды транспортных средств. Кстати, топливные элементы проникли и сюда: Yamaha показала радикальный концепт FC06 (фото 4) — мотороллера, работающего от метанолового топливного элемента. Другой ее электромотороллер, Dolsa Wind (фото 5), мало того что похож на велосипед, так еще и развлекает пассажира приятными мелодиями, которые синтезируются на ходу и воспроизводятся через десять незаметных динамиков, помещенных в сиденье и руль. Из рук специалистов Yamaha вышел и концепт под названием Divide (фото 6), — больше похожий на произведение искусства, нежели на средство передвижения. Необычная форма этого электроцикла соответствует содержанию: двигатель, работающий от аккумулятора, спрятан в заднем колесе, а нажатие кнопки на руле приводит в действие складывающий механизм, делая всю конструкцию максимально компактной и удобной для перевозки или хранения в домашних условиях.
Миниатюрные авто, оптимизированные для переполненных улиц мегаполисов, были представлены практически каждым участником выставки. Малыш R1E от Subaru хорошо иллюстрирует основные особенности новинок этого класса: компактность (впрочем, салон вмещает четверых (японцев)), легкий и надежный электродвигатель, емкая литий-йонная батарея, зарядить которую можно от бытовой электрической сети.
Среди причудливых малышей выделяется Toyota PM (фото 7), которую многие считают «лицом» нынешней Tokyo Motor Show. Название ее образовано от «Personal Mobility», что обусловило и идею конструкции: это «яйцо на четырех колесах» немногим больше самого водителя. Во время движения водитель почти лежит, а при посадке и высадке кабина располагается почти вертикально, за счет сокращения колесной базы. Выдающаяся маневренность достигается возможностью поворота передних колес на 180 градусов. Управление осуществляется с помощью сферического объемного дисплея Space Touch.
Любопытно отношение производителей автомобилей к суперсовременной электронике, без которой сейчас не обходится ни один автоконцепт. Упомянутый объемный дисплей; биометрическая система идентификации водителя по лицу, использованная в Toyota Fine-N; система подготовки автомобиля к неминуемой аварии CMBS от Honda и многие, многие другие электронные помощники — новый источник головной боли для создателей машин. Toyota и Honda, особенно активно использующие электронику в своих моделях, в нынешнем году впервые за последние пятнадцать лет констатируют факт увеличения количества жалоб покупателей на качество. То же самое справедливо для отрасли в целом, а причина кроется все в том же новом оборудовании, требующем на обкатку времени, которого ни у кого нет.
Как нет и лишних денег. В первый же день выставки состоялась закрытая встреча представителей пятнадцати крупнейших автопроизводителей, на которой обсуждался вопрос о необходимости выработки правительствами разных стран единых требований к безопасности автомобилей по отношению к пассажирам и окружающей среде. Если этого удастся добиться, производители авто смогут избежать дорогостоящей доводки своих машин при выводе их на заграничные рынки.