Памяти Novell
АрхивКомментарий дняВ софтверной индустрии - большие перестройки: Novell Inc. приобретает немецкую компанию SuSE Linux, получая шанс на реванш в битве с Microsoft.
В последние недели в компьютерной и околокомпьютерной западной (особенно - американской) прессе только и разговоров, что про начавшуюся оттепель. Растущие расходы на ИТ, осторожный рост акций компьютерных компаний, новые идеи и проекты, и - как венец всего этого - вчерашнее заявление компании Novell о приобретении SuSE Linux. Сделка, которая обещает перетряхнуть всю софтверную индустрию, сказавшись на будущем мира персональных компьютеров и серверов, строго говоря, ещё в состоянии исполнения: пока достигнуто только формальное соглашение между руководителями компаний на слияние, что обойдётся Novell в 210 миллионов долларов живыми деньгами. Сделка требует одобрения со стороны государственных регуляторов и собственных акционеров - и, если всё пройдёт успешно (препятствий, впрочем, аналитиками не предвидится), к январю SuSE войдёт в состав империи Novell.
Кто такая SuSE? Это разработчик второго по популярности в мировом масштабе коммерческого дистрибутива операционной системы Linux. SuSE Linux очень популярен в Европе и в этом плане уступает лишь американскому конкуренту от Red Hat Inc. Novell, думается, представлять не надо: совсем недавно - меньше десяти лет назад! - её основной продукт, Novell NetWare, был первым по значимости на рынке сетевых инструментов. NetWare не выдержала натиска Microsoft и стала жертвой Windows NT.
Связь Novell с Linux - давняя. Сама компания предпочитает называть официальной датой первого контакта с индустрией открытого кода 2000-й год, когда было официально объявлено о намерении перенести под Linux сетевой инструментарий eDirectory. Значительно позже, нынешней весной, Novell решилась копнуть глубже и пообещала наделить Linux-совместимостью весь сервисный программный набор, ранее работавший на ядре NetWare. В августе Novell неожиданно приобрела компанию Ximian - известную своим участием в проектах Gnome (один из самых удобных и функциональных десктоп-пакетов для Linux, на основе которого построено комплексное решение Ximian Desktop) и Mono (свободный вариант платформы .Net). Наконец, ноябрь принёс известие о покупке SuSE. На самом же деле почву в Novell прощупывали задолго до всех этих событий. Ещё в 1994-м году в компании родился проект Looking Glass: персоналки под управлением UNIX (и, в перспективе, возможно, Linux), консультировать который приглашали уже обретшего тогда сравнительную известность Линуса Торвальдса. Впрочем, тогда идея актуальной не показалась и проект свернули, а инициаторы его позже основали собственную компанию Caldera, ныне существующую под именем SCO Group - да-да, ту самую, что терроризирует Linux-сообщество. Возможно, избери Novell иной курс, сегодня всё сложилось бы по-другому...
Впрочем, к теме дня это не относится. Что даст нам слияние Novell и SuSE? Утверждая, что она станет единственной компанией в мире с капитализацией больше миллиарда долларов, владеющей собственным Linux-дистрибутивом, Novell лукавит, стараясь не замечать Red Hat. Но в этом лукавстве - очевидный намёк на грядущую схватку титанов: обзаведясь Ximian (читай: Linux для десктопов) и SuSE (читай: Linux для серверов), присовокупив собственные сетевые инструменты и задействовав обширные каналы продаж, Novell будет в состоянии сделать потенциальным корпоративным клиентам убойное комплексное предложение, неминуемо столкнувшись с Red Hat и получив шанс на реванш в битве с Microsoft. Конечно, слияние американского и немецкого бизнесов обещает немало проблем: географическая удалённость и культурные различия видятся аналитикам серьёзной преградой на пути к запуску органичного производственного процесса. Но рынок и партнёры отнеслись к новости с энтузиазмом: акции Novell заметно подались вверх, пообещала инвестировать 50 миллионов IBM. В любом случае, продукты Novell используются в 80% компаний, составляющих список Fortune 500, и, сделав ставку на Linux, бывший сетевой гигант сильно поспособствует популяризации свободной ОС в мире больших денег. Для индустрии открытого кода и, в конечном счёте, для нас с вами важность этого трудно переоценить: монополию Microsoft наконец-то пошатнут.