Первая патриотическая
АрхивДесять лет назад Японию было принято считать этакой Меккой новейшей электроники. В том, что касается производства и внедрения, — так и есть. И все-таки за свою недолгую историю российский рынок ИТ сделал одну очень важную вещь.
Вся почта, приходящая в адрес Business@Rus, легко разделяется на два потока. И после несложной сортировки укладывается в два отдельных ящичка. По логике вещей, между ними должен был бы стоять третий ящичек. Но его нет. Потому что большинство спокойной публики читать-то читает, но писем не пишет.
Первая и самая активная категория авторов писем («Ознакомился с вашей колонкой и вынужден заметить…»), как правило, непоколебимо стоит на позициях вульгарного отраслевого патриотизма. Его сторонники уверены, что недостатки следует не критиковать в форме «циничного высмеивания и публичного издевательства» (цитата), а исправлять мягкостью и терпением. Зачастую такие письма на поверку оказываются завуалированными обидами представителей тех фирм, чья деятельность была оценена нами в тонах, резко отличающихся от бодрого пролеткультовского энтузиазма корпоративных пресс-релизов.
Вторая категория отправителей предпочитает этакий телеграфный стиль: «Привет, старик. Прочитал тут очередную колонку, все правильно. Разве это рынок ИТ? Это базар! Купил на днях принтер, а интерфейсный шнур мне не додали. Хотел жаловаться, но продавца не нашел. По возможности вышлите лишний кабель наложенным платежом по адресу…».
Что же, на сей раз попробуем примирить оба полюса, то есть в меру хвалить и в меру же ругать.
В начале октября выдалась редкая возможность посетить Японию. Целая неделя в стране, насквозь пропитанной хайтеком, — это что-то значит! Скоростные поезда; в метро — кассы с сенсорными экранами, напоминающие приборную доску сверхзвукового истребителя; мобильные видеотелефоны; даже автоматизированные унитазы. Случись такая поездка лет десять назад, и результатом визита стал бы сильнейший технологический шок. Но оказывается, мы уже вовсю пользуемся практически теми же достижениями в области высоких технологий. Так что поражает в Токио вовсе не обилие электронных игрушек на витринах магазинов, а чистота на улицах, вежливость и предупредительность людей и вообще культура. А это, в отличие от цифровых технологий, импортировать невозможно.
С точки зрения покупателя электронной техники, первое, что отличает Токио от Москвы (если закрыть глаза на все остальное), — это полное отсутствие магазинов бытовой электроники и компьютерной техники. И, напротив, любого иностранца, впервые посетившего нашу столицу, в первый же день сражает наповал обилие торговых точек, предлагающих компьютеры, принтеры, мониторы и любого рода комплектующие. Так вот, на третий день пребывания в Токио мы начали приставать к представителям приглашающей стороны с наводящими вопросами. Осторожно расспрашивали о налогообложении торговых точек по продаже ПК. Выясняли, не было ли в городе несчастных случаев в связи с использованием вычислительной техники. Наконец, намекали, что не прочь купить что-нибудь из японской цифровой техники.
Как выяснилось, задачка решена очень даже по-японски, то есть в совершенно системном духе. Существует целый квартал, буквально напичканный магазинами, предлагающими все, что только душа пожелает, — от россыпей радиодеталей до ПК, ноутбуков, наладонников, цифровых видео- и фотокамер. На разграбление токийского электронного рая было отведено полдня драгоценного времени. И, что скрывать, лично я находился в состоянии хорошо знакомого каждому советскому человеку алчного предвкушения.
Вонючие просторы Митинского радиорынка отдыхают. И поскольку Токио — город невероятно чистый и современный, то и вся торговля сосредоточена в многоэтажных магазинах с лифтами и заботливо развешанными табличками: второй этаж — компьютеры, третий — цифровые устройства, четвертый — игры… Но если сравнивать все это с доминирующим в Москве типом компьютерного салона, то радикальных отличий не ощущается. В наших магазинах так же чисто и уютно.
Самое смешное, что спустя два часа я покидал Electronic City… с совершенно пустыми руками. Да, найти можно все. Но все это можно найти и у нас. Да, для иностранцев работает система вычета налогов из стоимости вывозимого товара. Но и за вычетом этих сумм цены на большинство устройств кусаются. Торговаться, в общем-то, можно. Но выторговать можно лишь жалкие крохи — это все-таки Япония, а не рынок кожаных изделий в Турции. Ну и, наконец, честные японцы под каждым товаром честно пишут: «Ограниченная гарантия действует только на территории Японии». Чтобы не было лишних иллюзий.
Десять лет назад Японию было принято считать этакой Меккой новейшей электроники. В том, что касается производства и внедрения, — так и есть. И все-таки за свою недолгую историю российский рынок ИТ сделал одну очень важную вещь. Почти все технологические новинки, любую цифровую технику (с гарантией и русифицированной документацией) и все чаще — день в день с мировой премьерой, можно купить у нас. Дома. Так что узнав о появлении новой цифровой камеры и вчитавшись в результаты тестов, я просто иду за ней в обычный российский магазин. А из Токио привожу невинные сувениры и удовлетворенно приговариваю: все остальное у нас уже есть.
И вот за это нашему рынку ИТ — большое спасибо.