Два туза одной масти
АрхивЛет пять назад, отказавшись от услуг сторонних производителей
больших ошибок в своей истории. Да, это решение значительно облегчило контроль за качеством конечных продуктов, но тягаться в количественных показателях с NVIDIA и ее бесчисленными "помощниками" было уже невозможно. =+=+=+=
В последнее время индустрия видеоускорителей не радует нас интересными анонсами. Кроме объявления новой (в большой степени «бумажной») линейки чипов Volari от XGI, о чем «КТ» сообщала в репортаже с Computex 2003 (#514), вспомнить нечего. Информационный штиль заметно потревожило только официальное оформление «двойного гражданства» компанией ASUSTeK Computer.
Лет пять назад, отказавшись от услуг сторонних производителей видеокарт, канадская компания ATI Technologies совершила одну из самых больших ошибок в своей истории. Да, это решение значительно облегчило контроль за качеством конечных продуктов, но тягаться в количественных показателях с NVIDIA и ее бесчисленными «помощниками» было уже невозможно.
Вновь установленные контакты не исправили положения. Низкое качество (такие уж были новые компаньоны) партнерских карт только ухудшало и без того неважную репутацию канадского брэнда Radeon. Из-за различий в рабочих частотах между видеоускорителями, созданными самой ATI и сторонними производителями, а также между видеокартами в OEM- и Retail-упаковках («родные» и боксовые варианты были быстрее), покупатели буквально хватались за голову, пытаясь разобраться, что же за продукт они приобретают!
Ситуация кардинально изменилась лишь год назад. Активные поиски достойных партнеров, новый очень удачный модельный ряд, исчезновение частотной чехарды, а также более основательный подход к качеству выпускаемого софта дали положительные результаты. И вот пришло известие о знаменательной победе в этой сфере. Компания ASUSTeK Computer официально объявила о запуске в производство линейки видеокарт на чипах Radeon.
В общем-то, ASUS производил видеокарты на базе чипов ATI уже давно. Но выходили эти продукты как noname. А сам факт был из разряда «знаем, но не скажем». Таким образом, главное в нынешнем событии именно то, что отныне партнерство оформлено официально.
Пикантность ситуации придают давние и близкие отношения ASUSTeK и NVIDIA. Известно, что американцы всегда оперативно и жестко реагировали на подобные шаги своих партнеров. Но сейчас NVIDIA переживает не лучшие времена, да и давить на такого крупного производителя, как ASUS, практически нереально.
Одновременно с налаживанием новых производственных контактов (сообщается также о «переходе» MSI) ATI объявила новые чипы. На самом деле Radeon 9600 XT (кодовое имя RV360) и Radeon 9800 XT (R360) — лишь ревизии соответственно RV350 и R350, с усовершенствованиями, позволяющими безболезненно поднять рабочие частоты. Конечно, новых имен это не достойно, но во имя маркетинга канадцы решили пойти на этот шаг.
1 октября ASUSTeK объявила о выходе карт на Radeon 9800 XT, Radeon 9600 XT, Radeon 9600 SE и Radeon 9200 SE. (Продукты с маркировкой SE мы обсудим в другой раз, а пока заметим только, что основным изменением в них стало сужение до 64 бит шины памяти. Рабочие частоты тоже снизились, и нетрудно догадаться, что производительностью эти ускорители не блистают.) Выпуск продуктов на чипах ATI вовсе не означает прекращения партнерства с NVIDIA: компания выпускает, по сути, две конкурирующие между собой линейки продуктов. В этом обзоре мы рассмотрим упомянутый Radeon 9800 XT (A9800XT) и недавно поступившую в продажу видеокарту ASUS V9950 Ultra, построенную на базе ускорителя NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra (NV35).
Ядро V9950 Ultra работает на частоте 450 МГц, несет на борту 256 Мбайт DDR-памяти (частота 850 МГц). Горячий NV35 и микросхемы памяти, расположенные на лицевой стороне, охлаждаются массивным медным монорадиатором оригинальной конструкции с двухвентиляторной системой. Несмотря на высокие обороты, нареканий на шум нет. Высота радиатора позволяет установить низкопрофильную карту в соседний PCI-слот, однако в этом случае доступ воздуха к обеим картам будет сильно ограничен. Память с обратной стороны охлаждается обычным медным радиатором. Вся конструкция надежно крепится к плате тремя подпружиненными болтами.
В комплект поставки помимо драйвера входят фирменные программы GameFace (средство для видеочата, окно которого может отображаться поверх игрового действа), DVD XP (предназначение очевидно — программный DVD-плейер) и SmartDoctor (управление рабочими частотами). Игры представлены демо-версиями «Tom Clancy Splinter Cell», «Warcraft III: RoC», «Big Mutha Truckers», «BREED», «Colin McRae Rally 3» и «TOCA Race Driver», а также полноценными «Gun Metal», «Battle Engine: Aquila» и «Delta Force: Black Hawk Down». Набор переходников стандартный: DVI-to-VGA и S-Video-to-RCA.
Но даже на этом фоне Radeon 9800 XT выделяется. Начну с того, что такой большой коробки я еще не видел ни у одной из видеокарт (хотя сама карта меньше). Ее длина достигает полуметра, а ширина — трети. Это вызвано скорее маркетинговой игрой на психологии (внешний вид упаковки и правда солидный), нежели заботой о сохранности содержимого. Хотя одно другому не мешает.
Объем и тип оперативной памяти те же — 256 Мбайт DDR. Рабочие частоты — 410 МГц у ядра, 730 МГц у памяти. Система охлаждения более совершенная: с лицевой стороны — сложный сборный радиатор с испарительной трубкой и двумя вентиляторами (а ведь чипы ATI не такие уж горячие, даже разогнанный Radeon 9800 XT...), отменное подпружиненное крепление и простая медная пластина на чипах памяти — с обратной. Карта позволяет динамически изменять скорость вращения лопастей благодаря технологии Smart Cooling, управление которой осуществляется посредством расширенной программы Smart Doctor II. И разница между режимами ощущается невооруженным ухом! Стоит также отметить, что переходы от одной скорости к другой (минимум четыре ступени) не режут слух, как это было в первых вариантах карт на NV35. Благодаря фирменному чипу ATI Rage Theater карта поддерживает функции VIVO.
«Игрушечная» составляющая идентична описанной выше, но все диски собраны в фирменную коробочку, тогда как GeForce предлагает их порознь, в стандартных slim-боксах. К серьезному софту добавились фирменные Power Director Pro (для работы с видео) и Medi@ Show SE (создание слайд-шоу), а также Cool 3D SE и Photo Express SE от Ulead. Наличие Rage Theater позволяет использовать и стандартные программы ASUS Digital VCR («видеомагнитофон»), и Video Security (автоматическое интеллектуальное наблюдение за местностью). Для захвата и вывода видео имеется выносной блок с гнездами S-Video In/Out и RCA In/Out, подключаемый к гнезду TV-Out.
Платформой для сравнения топ-моделей ASUSTeK в нашем тестлабе служила системная плата ASUS P4G8X Deluxe с процессором Pentium 4 2,53 ГГц и 2х256 Мбайт памяти (TwinMOS), а также жесткий диск Seagate Barracuda IV ATA (ST380021A). Операционной системе Windows XP с установленным SP1 помогали драйверы NVIDIA Detonator 45.23 и ATI Catalyst 3.8.
О последнем нужно сказать несколько слов — произошедшие изменения того стоят. Во-первых, настройки качества изображения в OpenGL и Direct3D находятся теперь на одной закладке, но управляются все еще по отдельности. Тот или иной API выбирается переключателем (см. скриншот). Для доступа к самостоятельному режиму настроек нужно поставить галочку «Use custom settings» и нажать появившуюся кнопку «Custom…». Только тогда открывается панель, аналогичная той, что была раньше на отдельной закладке OpenGL или Direct3D. Такая организация, на мой взгляд, не стала удобнее для обычного пользователя, но заведомо стала менее удобной для продвинутого игрока, часто изменяющего настройки и неудовлетворенного пятью стандартными.
.
Появились и новые функции. Нажатие на вышеупомянутую кнопку «Custom…» вызывает не только закладку с настройками анизотропной фильтрации, полноэкранного сглаживания и прочих привычных функций, но и еще одну, на которой расположен выпадающий список SMARTSHADER Effects. Выбранный в нем эффект будет применен к 3D-приложению, использующему соответствующий API. Можно установить «отсутствие эффектов», «черно-белое изображение», «стилизацию под классический старый фильм» (черно-белые краски с креном в сторону красного), «изменение цвета пикселов на обратный«, «замочную скважину» (видимым остается лишь область, совпадающая с вписанным в экран кругом), «динамически меняющиеся цвета» и «черно-белое изображение с выделяющимися яркими пикселами».
Следующая функция — VPU Recover — позволяет надеяться, что компьютер не повиснет по вине видеокарты. Если акселератор перестает реагировать на команды драйвера, он будет перезагружен. При этом всю систему перезагружать не придется. Начинание хорошее, но во время тестирования несколько глобальных рестартов все же было. Откровенно говоря, пока что надежность нового софта не впечатляет.
И наконец, самое интересное. В версии 3.8 у драйвера появилась возможность автоматически, основываясь на потребности текущего приложения и температурных показателях, динамически изменять рабочие частоты. По непонятным причинам на A9800XT эта вкладка отсутствовала, а соответствующий переключатель в Smart Doctor II затенен. При разгоне видеокарты эта функция включалась и принудительно снижала частоты до стандартных, так что результаты разогнанного Radeon 9800 XT постоянно меняются в зависимости от температуры ядра.
Впрочем, разгон флагманских видеокарт зачастую лишен смысла. Что и доказала ASUS V9950 Ultra. Отличный, казалось бы, разгон с 450 МГц у ядра и 850 МГц DDR-памяти до 510 МГц и 960 МГц соответственно дал лишь 4–6% прироста. Да и то в тех тестах, где видеокарта и так сильна. А там, где активно используются всевозможные шейдеры, и того меньше. Например, Aquamark 3 выиграл от разгона в среднем 1–2%! Утешает одно — производительности этих видеокарт хватает на то, чтобы не задумываясь задирать установки в большинстве нынешних игр до предела и не испытывать никаких проблем со скоростью (конечно же, если вся система хорошо сбалансирована).
Учитывая, что Radeon 9800 XT всего лишь разогнанный Radeon 9800 Pro (напомню, что частоты версии Pro составляют 380 МГц/ 700 МГц), можно догадаться, что картина противостояния топовых конкурирующих чипов, полученная в синтетических тестах 3DMark 2001 SE b330 (см. таблицу), с приходом новинки практически не изменится: заметное отставание от GeForce FX 5900 Ultra в геометрии и столь же безоговорочная победа в шейдерных операциях. Все это уже неоднократно комментировалось (см. например, «КТ» #494).
Наличие шейдеров в игре «Unreal Tournament 2003» почти формальное. Здесь проблемные блоки GeForce FX практически не влияют на результат, а вычислительная мощь дает о себе знать — особенно при включении полноэкранного сглаживания. Анизотропная фильтрация в GF FX работает даже медленнее, чем у конкурента. Да, абсолютные результаты все еще выше, чем у Radeon 9800 XT, но если посмотреть на падение производительности по сравнению с «чистым» режимом, то становится ясно, что канадскому продукту в этой игре анизотропия дается меньшей кровью (во всех тестах обзора ускорители используют максимально доступные режимы: чипы NVIDIA — режим 8хQ, чипы ATI — 16xQ).
Увы, в последнее время нельзя полностью доверять результатам ни одного из популярных тестов. С завидной регулярностью поступают сообщения об обнаружении, мягко говоря, спорных оптимизаций в драйверах производителей чипов. В основном достается NVIDIA (за неоднозначные методы подтянуть до приемлемого уровня производительность шейдеров, а также за странное поведение адаптационных алгоритмов фильтрации), хотя и у ATI рыльце в пушку.
Вот и результаты в «Serious Sam: The Second Encounter» наводят на грустные мысли. Сравните показатели GeForce FX в 1280х1024 при стандартных настройках и при включении анизотропной фильтрации. Как видите анизотропия не только дешевая, но и приплачивающая!!! А вот полноэкранное сглаживание в этой игре, наоборот, быстрее у Radeon 9800 XT.
Наибольшей же интерес представляет тест Aquamark 3 (см. таблицу ниже). В его основе — реальный игровой движок, на котором уже вышло три игры. Не менее важно, что в нем используются пиксельные шейдеры версии 2.0. Конечно, сейчас еще мало игр, в которых эффекты реализованы посредством функций DirectX 9, но покупая видеокарту класса hi-end, пользователь наверняка рассчитывает на достойную производительность не только в сегодняшних играх, но и в будущих. К сожалению поклонников NVIDIA, активное использование в этом тесте шейдерных функций ставит флагмана калифорнийской компании на колени. Конечно, результаты обеих видеокарт тяжело назвать играбельными, и все же чип ATI значительно лучше чувствует себя в этих тяжелых условиях.
Очевидно, Radeon 9800 XT не является чем-то принципиально новым. Он не только функционально не отличается от версии Pro, но и в производительности ушел недалеко. Если вы являетесь счастливым обладателем Radeon 9700 Pro (я уже не говорю о Radeon 9800 Pro), думать о замене своего «старичка» на эту «новинку» можно только в случае прямого обмена без доплаты.
Незначительные отличия R360 и RV360 от своих прямых предшественников выдвинули на первый план вопрос комплектации. Для нашей страны с ее разгулом пиратского программного обеспечения этот вопрос не особо актуален. Но в Западной Европе и за океаном известие о подписании соглашения между ATI и Valve Software на поставку вместе с Radeon 9600 XT и Radeon 9800 XT бесплатной копии игры «Half-Life 2» встретили с большим энтузиазмом. Более того, это считают чуть ли не самой крупной из нетехнологических победой ATI (в противовес слухам о том, что NVIDIA удалось переманить на свою сторону Джона Кармака, создателя DOOM III).
Естественно, официальные лица из Valve заявляют, что «партнерство с ATI объясняется выдающейся производительностью ее продуктов в DirectX 9 — они лучший выбор для игры в наш HL2». Были также опубликованы результаты внутреннего тестирования, по которым GeForce FX 5900 Ultra безоговорочно проигрывает даже Radeon 9600. Результат топовой карты NVIDIA чуть более 30 кадров в секунду при использовании функций DirectX 9 (у RV350 порядка 45) и около пятидесяти при возврате к API DirectX 8.1, что лишь на 5 FPS больше, чем у GeForce 4 Ti 4600! А ведь между ними разница в два поколения, если принимать в расчет откровенно неудачный GeForce FX 5800/Ultra aka NV30.
Конечно, учитывая прямую связь Valve и ATI, эти результаты нельзя считать абсолютно объективными до того, как игра станет доступна общественности для независимого тестирования. Но о подобном порядке вещей можно догадаться хотя бы по данным Aquamark 3 — с DirectX 9 у последних чипов NVIDIA дела обстоят не лучшим образом. Похоже, именно большая гибкость в программируемости оных обернулась у чипов с архитектурой NV3x заметным снижением производительности, что и предрекали многие обозреватели еще при анонсе NV30.
Впрочем, и самая мощная, по мнению Valve, на данный момент видеокарта Radeon 9800 XT при использовании DirectX 9 выдает всего лишь 60 FPS, что является общепринятой нижней границей играбельности. И это при соучастии 2,8 ГГц Pentium 4 на 800-МГц шине! Результат повергает в уныние. Похоже, чтобы насладиться всеми эффектами в игре при сохранении высокой скорости, придется ждать следующего поколения как процессоров, так и видеоускорителей. Правда, и подробности настроек теста не сообщаются.
Ну а теперь о самом важном для нас. Появление Radeon 9800 XT не вызовет заметных изменений в прайс-листах на карты ATI. Скорее всего, он просто заменит очень спорный Radeon 9800 Pro 256 Мбайт, в котором использовалась неоправданно дорогая память DDR II.
С ценообразованием ситуация обстоит следующим образом. На момент написания статьи видеокарта V9950 стоила в Москве порядка 500 долларов. Поступление ASUS Radeon 9800 XT в розничную торговлю ожидается в первых неделях ноября. Рекомендуемая цена — те же полтысячи. Но, как водится, сначала она будет немного выше, и в течение месяца ощутимых изменений ожидать не стоит. Поэтому GeForce FX имеет преимущество — снижение цен (пусть не такое быстрое, как хотелось бы покупателям) продолжается. После ожидаемого в ближайшем будущем появления NV38 (разогнанной версии NV35) оно должно ускориться