Там, где-то там...
АрхивКомментарий дняПосле шести лет разработки и почти годового тестирования распахнул виртуальные двери мир There: очень похожий на реальный, но избавленный от ограничений, накладываемых законами физики.
Общение онлайн по сей день идёт преимущественно с использованием обычных текстовых инструментов. За редкими исключениями в виде хитроумных чат-систем с анимированными персонажами и видеочатов, миллионы и миллионы сетян разговаривают друг с другом в текстовых окошках. При этом вряд ли кто возьмётся спорить с тем, что голый текст - не идеал: да, это эффективно, но привыкшие к оффлайновым формам общения, мы невольно обращаем внимание на каждый альтернативный веб-вариант, который обещает хоть немного приблизить форму ведения дискуссий в Сети к тому, как это делается за пределами виртуальности. Мы собираемся компаниями, пожимаем друг другу руки, строим гримасы - короче, взаимодействуем с другими людьми всеми возможными способами. Возможно ли такое в Сети? Кто-то вспомнит древний проект Active Worlds - но много ли у него поклонников? В этот понедельник виртуальные двери распахнул новый мир: There.
История Деи (буквальный перевод "There" с английского - "Там", но близкое по звучанию "Дея" кажется более симпатичным) началась ещё в 1998-м году, когда двое американских учёных, занимавшихся искусственным интеллектом и компьютерными технологиями вообще, вознамерились построить метавселенную (metaverse) - виртуальный мир, который смог бы предоставить своим жителям возможности коммуникаций, близкие к тем, что есть в мире реальном. Время было горячее, на носу - дот-ком бум, и может быть благодаря этому основателям There Inc. удалось собрать на развитие своего проекта хорошую сумму. 37 миллионов долларов, шесть лет непрерывного труда и девять месяцев бета-тестирования - вот что потребовалось для приведения Деи к тому виду, что можно лицезреть сегодня на официальном сайте проекта there.com
Дея - мир, похожий на настоящий, но лишённый ограничений, накладываемых законами физики. Он очень похож на виртуальные миры компьютерных игр, и всё же это больше инструмент для общения, нежели очередная игрушка. Начало начал здесь, конечно же, люди: каждый пользователь представлен аватаром - проработанной в деталях объёмной фигурой, управление которой ведётся с клавиатуры и мыши. Параллельно с людьми существуют псевдоживые объекты - собаки, птицы, драконы и т.п. Фон составляют объекты неживые - по большей части копирующие виденное в реальности, но порой и уникальные по внешнему виду и принципу действия. Изюминка всего этого - в многообразии возможностей взаимодействия объектов всех видов и полной свободе населения Деи в способах самовыражения и манипуляциях с пространством: говори, играй, исследуй, твори, организуй, торгуй. Одежду можно сменить, на машинах поездить и полетать, газеты прочесть и пр. и пр. Отдельного упоминания заслуживает собственная экономика. В Дее есть свои деньги - therebucks (деябаксы, T$), привязанные к американскому доллару плавающим курсом (впрочем, принцип свободы распространяется и на денежный аспект, так что купить T$ с рук можно дешевле, нежели у эмитента - самой There Inc). Деньги нужны для покупки и продажи вещей, посещения некоторых мест и, вообще говоря, для организации социального неравенства - без которого, что ни говори, даже в виртуальном мире было бы неинтересно. Деньги привносят в виртуальный мир и новую степень свободы, обещая немыслимое число новых форм взаимодействия между жителями Деи.
Описывая Дею, не знаешь, за что взяться в первую очередь - настолько этот мир по своему многообразию приближен к реальному. Но именно взаимодействие игроков между собой считается в нём самой интересной возможностью: вечеринки, совместные походы, показы мод, игры и многое другое - всё это выглядит достаточно натурально, чтобы оказаться полезным. Пользователи от этого откровенно балдеют и мир Деи обрастает массой фанатских сайтов и страничек, на которых размещаются рассказы и "фотографии" о том или ином способе времяпрепровождения и событиях. Первый вечер в виртуальности, новый наряд, первый поцелуй - всё это уже было и будет ещё бесчисленное число раз.
Конечно, за внешней игрушечностью скрываются серьёзные и достаточно хитрые идеи. Так, Дея проектировалась с прицелом на особую привлекательность для слабого пола, поскольку если здесь будут женщины, то потянутся и мужчины (пока, впрочем, эта затея не слишком удалась: почти две трети населения Деи - сильный пол). Вторая идея - открытые исходники. В перспективе весь программный инструментарий Деи предполагается развивать на принципах open source, что должно поспособствовать популяризации проекта. В конечном же счёте всё сходится на вопросах финансовых. There Inc - коммерческое предприятие, успех которого напрямую зависит от популярности его главного продукта. Сейчас в Дее - 27 тысяч бета-тестеров, но окончание тестирования и начало нормальной работы означает необходимость для всех желающих продолжить своё существование здесь оплачивать подписку в размере примерно пяти долларов в месяц. Плата за доступ к виртуальному миру и ежедневные денежные траты в виртуальности (на этапе тестирования каждый житель Деи в месяц тратил сумму, эквивалентную семи долларам) обещают, если к проекту удастся привлечь хотя бы несколько десятков тысяч человек, сделать его прибыльным. Большую помощь в привлечении новых пользователей должны сыграть крупные партнёры: HP и ATI обещают поставлять программу-клиент Деи со своим "железом", а ряд Интернет-провайдеров и развлекательных веб-сайтов посвятить ей специальные разделы и сервисы.
Чем станет Дея для сетян? Возможно, всего лишь игрушкой. Но учитывая, что второй этап развития глобальной информационной сети (этап World Wide Web), очевидно затянулся, скорая популяризация быстрых Интернет-соединений должна перевести Сеть на третью ступень, востребовав новые средства для общения сетян. И сама Дея или миры подобные ей обещают стать приятной находкой.