Прописная истина
АрхивКомментарий дняПростая замена шрифта на книжной или веб-страничке способна помочь миллионам читателей и компьютерных пользователей поглощать информацию быстрей.
В нашей повседневной жизни очень много вещей, к которым все мы привыкли и уже как-то не замечаем и даже не приемлем идеи лёгкой перемены их форм. Такова компьютерная клавиатура - альтернатив которой существует как минимум несколько, но подавляющее большинство пользователей всё же придерживаются стандартного серого прямоугольника с раскладкой qwerty. Таковы базовые функции текстовых редакторов и считающаяся стандартом де-факто операционная система. Альтернатив этим и многим другим вещам, однотипность которых возведена в норму, при желании можно отыскать немало. А мы держимся за старую форму - из-за банального страха оказаться в непривычной обстановке, пусть даже она в конце концов и обещает какие-то выгоды. Но ближе к делу. Одна из множества привычных вещиц - печатный шрифт. Символьные наборы, которыми усеяны дисплеи, распечатки и просто книги. Как только Times, Arial или Courier сменяются чем-то необычным (а вот хороший шрифт - Nimbus...), разница режет глаз, который требует немедленного возврата к старой гарнитуре. Между тем популярные шрифты далеки от совершенства и попытки их исправить заслуживают как минимум внимания.
В чём именно проявляется неидеальность массовых наборов символов? Оставим симпатии на потом. Дело в том, что не все из нас способны одинаково хорошо разбирать буквицу на экране и бумажных страницах. Для среднего читателя и компьютерного пользователя сгодится почти любой шрифт - лишь бы он не был явно вычурным. Но есть и такие читатели, для которых разбор символьной вязи - задача не из простых. Речь о дислексии - затруднениях (обычно врождённых), испытываемых человеком при чтении. Дислексия - очень распространённый недостаток: согласно статистике (British Dislexia Association) ею в разной форме страдает до десяти процентов из числа тех, кто пользуется языками романской группы. Проявляется она в возрасте около 8 лет и в дальнейшем сказывается не только на качестве чтения, но и на качестве письма, и произношения. Типичная проблема для дислектика - различение символов, имеющих схожее начертание. Так, для него сложно отличить "n" от "u", "p" от "q", "b" от "d" (есть, конечно же, примеры и в русском языке - возьмите пару "p" и "ь" или близкие по звучанию "с" и "з"). Темп чтения при этом естественно замедляется. Дислексию пытаются лечить медикаментозно и усиленными занятиями, но успех редко когда бывает полным. Между тем помочь страдающим дислексией в наших силах. Нужно всего лишь отказаться от идеи причесать всех под одну гребёнку.
Те, кто учился в советских школах, помнят как левшей принуждали к письму правой рукой. Сегодня, к счастью, это уже позади. С дислектиками ситуация та же самая. Приняв как данность их отличие от среднего читателя, нужно всего лишь изменить стандарту де-факто - предоставив им возможность читать книги, напечатанные отличающимся от обычного шрифтом.
Именно такой шрифт разрабатывает сейчас в Британии дизайнер Наташа Френч (Natascha Frensch). Девушка, окончившая Королевский колледж искусств в Лондоне, сама дислектик, а потому не случайно, что темой своей магистерской диссертации она избрала попытку борьбы с этим заболеванием доступными ей методами. За три года она создала набор символов, построенный по особым правилам, которые должны помочь страдающим дислексией читать быстрей. Впрочем, на первый взгляд, шрифт, названный ReadRegular, очень похож на обычный. Главная его изюминка заключается в отсутствии символов идентичных начертаний. Если в большинстве "нормальных" шрифтов символ "q" может быть образован зеркальным отображением символа "p", то в ReadRegular это правило уже не работает. Такая разница - если верить Наташе, поставившей опыт не только на себе, но и на группе из сотни добровольцев, страдающих дислексией - способна сильно помочь дислектикам. Помимо этого в ReadRegular есть несколько других тонких отличий, преследующих ту же цель: из символьных форм удалены все лишние элементы, а размеры символов визуально увеличены (за счёт увеличения размеров внутренних зазоров - к примеру, дуги в букве "c").
К сожалению, ReadRegular - проприетарный продукт. Завершив работу по учёту пожеланий "тестеров" и решив все юридические вопросы (в том числе и с патентованием), Наташа надеется лицензировать права на использование шрифта заинтересованным организациям, среди которых в первую очередь должны оказаться книжные издательства и учебные заведения. Впрочем, никто не мешает попытаться сделать что-нибудь подобное и на свободной основе. Энтузиасты?