История аутсайдера
АрхивРассказывая об "альтернативных" платформах и возникших вокруг них сообществах, нельзя не упомянуть об отечественной разработке — компьютере БК-0010.
Рассказывая об «альтернативных» платформах и возникших вокруг них сообществах, нельзя не упомянуть об отечественной разработке — компьютере БК-0010. Практически все, происходящее вокруг этой платформы, отличалось некой самобытностью или странностью. Похоже, концепция «мы пойдем другим путем» была заложена в БК изначально.
В период популярности БК на глаза периодически попадались занятные цифры, даты и факты (источники которых сейчас уже трудно вспомнить). Например, утверждалось, что БК-0010 — первый в мире полностью 16-разрядный домашний компьютер. Первые БК’шки продавались в магазинах «Электроника» всем желающим всего за 650 рублей. Кроме того, на базе БК создавались компьютерные классы в школах, домах пионеров и кружках юных техников. Стоимость других отечественных ЭВМ («Агат» — аналога Apple II и ЕС-1840 — аналога IBM XT) была неподъемной для многих образовательных учреждений, а тем более для простого покупателя. Так в середине 80-х БК-0010 вошла в дома и школы.
Еще одна уникальная особенность БК-0010 — практически полное отсутствие ПО. Несколько нехитрых игр, интерпретатор Фокала (чуть позже его заменил Бейсик) да набор тестов — вот практически и все. Других программ просто не было и, видимо, производить их в ту пятилетку никто не планировал. Зато к компьютеру прилагалась весьма пухлая документация — как по командам Бейсика, так и по машинным кодам. Покупатель у нас в то время был неизбалованный, да и вообще народ мы увлекающийся: продали нам компьютер без программ (и без монитора, кстати) — и то счастье, будем сами ковыряться: сначала с подключением к телевизору, а затем и с документацией по машинным кодам. Таким образом, на безрыбье довольно быстро появились «самопальные» игры и даже системные программы: отладчики, ассемблеры-дизассемблеры, графические и музыкальные редакторы и т. д.
БК изнутри |
Особо трудолюбивые первопроходцы быстро заслужили уважение пользователей БК: таким авторам, как Владимир Савин, осчастливленные пользователи пели дифирамбы за каждую новую игру. И неудивительно — когда казалось, что возможности БК уже исчерпаны, следующая игра поражала еще лучшей графикой, динамикой, сюжетом и геймплеем. Затем энтузиасты более чем удачно портировали на БК лучшие игры того времени с других платформ (Digger, Bolder Dash, Arkanoid, Sopwith и т. д.). Фактически, начался бум игрописания. Всевозможные BIL Сorp., SW Сorp., RDA Сorp. и прочие вымышленные «корпорации», каждая из одного человека, завоевали не меньшее уважение среди пользователей БК, чем Ocean, Electronic Arts, Virgin и Activision у владельцев ZX Spectrum. Но «народным компьютером» в итоге стала не БК’шка, а ZX Spectrum — и это было неизбежно. За пять-шесть лет экспериментов на БК энтузиасты создали игровые и системные программы высокого уровня, но время уже ушло. Если бы такой уровень был достигнут сразу — к моменту выхода первой модели БК, — все, возможно, сложилось бы иначе...
Однако были в этом аутсайдерстве и свои положительные стороны. Если для PC, Спектрума и других коммерчески успешных платформ игры тогда создавали серьезные и жадные до наживы большие компании, которые мало кто считал зазорным обмануть (нелегально скопировать игру, взломать защиту, распространить взломанную копию и т. д.), то на БК все было иначе. Игры писали «свои» — ребята в возрасте 14–18 лет, со многими из которых можно было запросто встретиться в «Московском Клубе Пользователей БК». Само собой, писали не за деньги. Игр появлялось действительно много, создавать их считалось весьма уважаемым делом, которое даже превратилось в своего рода состязание: чья игра переплюнет все остальные, кому достанутся восторги БК-сообщества.
Конечно, без коммерции тоже не обошлось. С приходом перестройки появилось множество игровых клубов (один из самых крупных располагался на первом этаже центрального «Детского Мира» в Москве). Владельцы таких клубов старались первыми раздобыть новейшие игры и даже платили за эту привилегию авторам. Затем в игровых клубах стали продаваться кассеты с играми (новинки шли по баснословной цене, между прочим). Но за авторов можно было только порадоваться: их альтруизм, наконец, вознаграждался. Рынок же предъявлял свои требования, и на игры начали ставить разнообразные защиты от копирования. Однако снимать такую защиту считалось делом зазорным, а раздавать взломанную игру — и вовсе подлостью: никто не хотел участвовать в обдираловке коллег. Удивительнейший пример общественной сознательности!
В начале 90-х программисты из Самары всерьез взялись за новую по тем временам БК-0011М и подключили к ней музыкальный сопроцессор AY-3-8912. Они же написали новую операционную систему — CSI-DOS.
А для БК-0010 самым простым и дешевым способом улучшить звук был Covox. Это простейший цифрово-аналоговый преобразователь из пятнадцати резисторов, который подключался к принтерному порту. Схемы Covox’a пришли с PC (где он получил популярность примерно в 1989 году), спаять такую приставку мог каждый.
В 1992–93-х годах демосцена набрала обороты на платформе PC, и информация об этом явлении начала просачиваться в БК-сообщество. По аналогии с легендарным PC’шным Scream Tracker на БК был создан редактор цифровой музыки (Strogino Sound Tracker). К редактору прилагались инструменты и мелодии — переработки одноголосой музыки из известных игр. В новом виде мелодии звучали впечатляюще, и редактор быстро стал популярным. Музыканты получили новое поле деятельности и источник вдохновения. Зашевелились и программисты, ведь к редактору прилагалась маленькая программа-проигрыватель с исходными кодами, что давало возможность использовать новый музыкальный формат в играх и демках. Так и на БК возникла демосцена.
Последним массовым всплеском активности БК-творчества можно считать 1997 год. Другие сферы (разработка игр, системных программ, «железа») даже на тот момент давно уже плавно сходили на нет, и отклонений от этой тенденции не наблюдалось. Однако в памяти многих БК-0010 остается первым шагом в мир программирования, системного проектирования, компьютерных игр, а для кого-то — даже шагом в мир искусства. Нет причин вспоминать о БК с пренебрежением, он был действительно интересным компьютером. Даже отсутствие ПО сыграло позитивную роль: на БК выросло целое поколение талантливых программистов.
Происхождение БК Происхождение процессора ВМ1 окутано тайной. С одной стороны, он слишком похож на DEC’овский LSI-11 из семейства PDP-11, что наводит на мысль о заимствовании. С другой стороны, ВМ1 — однокристальный процессор, в то время как LSI-11 — большая и сложная плата. Рассказывают, что изначально ВМ1 был полностью уникальной разработкой со своей архитектурой и системой команд. Но указанием сверху «самодеятельность» была остановлена, решено было взять курс на PDP. Тогда готовый процессор срочно перекроили — изменили микрокод, процедуру обмена данных по шине и т. д. В результате уникальная разработка повторила печальную судьбу «Минска» и «БЭСМа». |