Архивы: по дате | по разделам | по авторам

20.10.2003

Архив/focus/coment/
автор : Евгений Золотов  

=+=+=+=

Вообще, в лечении фобий виртуальной реальностью нет ничего нового. Хронический страх перед чем-либо лечится в полном соответствии с принципом "клин клином": для пациента искусственно создают ситуацию, в которой он боится оказаться, с каждым разом заставляя проводить в ней всё больше времени, учась контролировать своё состояние. Ситуация может создаваться в реальности - в кабинете врача или на улицах города. Но можно также создать её и в сознании пациента. Последний вариант даже предпочтительней, поскольку реальность всегда чревата непредвиденными обстоятельствами (в ход событий могут вмешаться посторонние, к примеру). Вымышленная же обстановка полностью подконтрольна врачу. Идеальный инструмент здесь - системы виртуальной реальности: дорогостоящие программно-аппаратные комплексы, способные внешне точно воссоздать необходимую среду.

Изюминка работы, проведённой канадцами, в том, что они попытались использовать вместо специализированной системы обычную персоналку с широко доступными программными инструментами в виде компьютерных игр. Единственное необычное обстоятельство - на подопытных надевали головные дисплеи, создававшие эффект присутствия. Игры, о которых идёт речь, известны каждому: это Half-Life и Unreal Tournament. Исследователи использовали собственноручно созданные карты местности для этих игрушек, превратив Half-Life в симулятор здания, кишащего пауками (так предполагалось лечить арахнофобию - боязнь пауков), а Unreal - в конструктор замкнутых пространств (лечение клаустрофобии). Общий смысл вывода, сделанного учёными, сводится к тому, что игры на персоналке пригодны для создания ситуаций, вызывающих у страдающих различными фобиями людей "страх средней интенсивности" - самую полезную реакцию для излечения фобий. Таким образом дешёвые компьютеры (в разы дешевле вышеупомянутых систем виртуальной реальности) могут применяться психологами в повседневной практике.

Конечно, среди нас немного тех, кто боится пауков или глухих помещений. Но ведь этими двумя фобиями дело не ограничивается: расхожее мнение утверждает, что средний компьютерщик - обязательный социофоб, страдающий от страха быть отрицательно оценённым окружающими людьми. Социофобы испытывают большие проблемы в общении с посторонними, стараясь избегать неприятных для них ситуаций или переживая их с большим дискомфортом для себя. Канадцы утверждают, что гейм-терапия таких страхов может быть столь же эффективной, сколь и пресловутой клаустрофобии. Согласитесь, поистине золотая жила для разработчиков компьютерных игр! Вы только представьте себе игру, что поможет преодолеть страх в общении с противоположным полом! Кто напишет её первым?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.