Случайные помехи
АрхивКомментарий дняВирусы и террористы-хакеры - отнюдь не главная угроза для нормальной работы ИТ-отделов современных предприятий. Куда больше проблем доставляют банальные ошибки в софте, отстойное железо и свои же сотрудники...
В последнее время в компьютерной и околокомпьютерной прессе - только и разговоров, что про вирусы, да про хакеров-злодеев, с недавних пор прочно ассоциирующихся с международным терроризмом. Еженедельные открытия "дыр", выпуск и проблемы с постановкой "заплаток", глобальные эпидемии и миллиардные суммы, теряемые в результате всех напастей вместе взятых ежемесячно - кажется, что всё это должно быть для любого предприятия, с компьютерами связанного (а кто нынче с ними не связан?) проблемой номер один. Тем интересней выводы экспертов, утверждающих, что при всей популярности, ни вирусы, ни хакеры-террористы не в состоянии вытеснить с первого места проблем совершенно обыденных, обусловленных причинами чисто внутренними. О чём речь? О рядовых пользователях и "железе", доставляющих непревзойдённо много неприятностей компаниям средней руки
Результаты эти были получены исследователями из агентства Dynamic Markets, по заказу компании Veritas проведшего опрос среди почти тысячи директоров информационно-технических служб и отделов в добром десятке стран мира (главным образом - в Европе). Да, действительно примерно 60% опрошенных согласны с тем, что вирусы мешают нормальной работе вверенных им подразделений, сказываясь и на работе всего предприятия. Но вектор тяги вредительских программ ничтожен по сравнению с суммарным давлением банальных вещей вроде ошибок в софте или находящихся не в настроении работников. Так те же 60% опрошенных директоров указывают на глюки программного обеспечения как на важную причину перебоев в производственном процессе. Половина считает самой большой угрозой поддерживаемому бизнесу (в конце концов, большинство ИТ-отделов не самоценны, а играют всего лишь роль помощников, обеспечивающих течение информационных потоков) случайные ошибки, допускаемые персоналом и намеренное причинение вреда технике и программам этими самыми служащими. Абсолютный же рекорд невменяемости удерживает "железо": на работу аппаратного обеспечения жалуются две трети ИТ-директоров. И всего лишь четверть назвала терроризм во всех его проявлениях проблемой, достойной внимания.
Впрочем, самым интересным в проведённом исследовании стало всё же не определение главного врага информационных технологий в бизнесе средней руки, а демонстрация степени готовности отразить угрозу нападения - со стороны новоявленного ли вируса, очередной ли ошибки в бухгатерском пакете или посыпавшегося винчестера. Ведь что необходимо для гарантированной безопасности бизнеса? Нет, отнюдь не идеальная надёжность, достичь которой невозможно в принципе. Хороший, выверенный и проверенный на практике план отступления - предусматривающий быструю замену отказавшего оборудования, восстановления утерянных данных с резервных копий, запуска источников автономного питания и т.п. и т.д. Такой план, который гарантировал бы быстрое возобновление нормальной работы после любых неожиданностей. Так вот выяснилось, что четверть ИТ-директоров никогда не тестировали бэкап-план на практике. А больше трети из тех, кто этим всё же озаботился, проводят практические проверки лишь раз в год. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев вся полнота власти в вопросе резервирования информационно-технических систем возлагается на ИТ-отдел, без малейшего контроля со стороны других подразделений. Что, вообще говоря, тоже служит дополнительным фактором риска - ведь фанатики-профессионалы в ИТ так же редки, как и в любой другой области человеческой деятельности. Что результатом? 80% респондентов сознались в том, что за прошлый год работа их предприятий по вине ИТ-отдела незапланированно прерывалась хотя бы один раз. Мешает же всесторонней проверке отсутствие времени, тощий бюджет и боязнь помешать персоналу. Будто бы после сбоя не будет только хуже...