Все мы люди
АрхивКомментарий дняВ США, после восьми лет разработки, подготовлен законопроект об охране генетической приватности граждан: генетической дискриминации в Штатах не будет.
Темпы технической эволюции сегодня столь высоки, что мы уже привычно не замечаем тех инноваций, которые способны изменить нашу жизнь, сделав её на шаг ближе к выдуманной реальности, рисуемой фантастами. Их - инноваций - слишком много для того, чтобы останавливаться на каждой. На прошлой неделе - впервые в истории цивилизации - были приравнены к обиталищу террористов веб-сайты радикальной группировки. На этой неделе в космос слетал представитель державы, которая вполне серьёзно планирует основать колонии на Луне и Марсе. Пару дней назад в Штатах был принят законопроект, направленный на охрану генетической приватности граждан. На этом последнем событии остановимся: совсем скоро выгоды очередной свершенной американцами революции станут очевидны для очень многих из нас.
Начать, впрочем, предлагаю издалека. У каждого человека есть свой собственный геном: совокупность генов - своего рода уникальная программа, в соответствии с которой построен организм данного индивидуума. Постепенно расшифровывая человеческий геном - построить его карту мало! - учёные определяют за что именно отвечают те или иные гены. Конечно, в какой-то степени вся эта работа служит удовлетворению врождённого любопытства исследователей, но в гораздо большей - обещает помочь медицине и, в конечном счёте, нам с вами: анализируя структуру генома можно выяснить, чем болеет человек в данный момент, воздействуя на гены можно попытаться вылечить его от некоторых заболеваний, но самое главное - так возможно определить предрасположенность к многим болезням. Полная генетическая карта пациента районной поликлиники, которая заменит карту медицинскую, пока ещё остаётся мечтой. Но частичное генетическое сканирование проводится уже сегодня. Ведь, к примеру, в тех же США пятая часть всех смертей приходится на разные формы рака. А сканирование генома - одно из самых многообещающих средств, которое должно помочь профилактике раковых заболеваний и кардинальному снижению числа смертельных исходов: изучив определённые гены пациента, можно с высокой степенью вероятности предсказать развитие у него раковых опухолей.
И всё бы хорошо, да вот только рядовые американцы боятся проводить генетическое сканирование. Почему? Представьте себе такую картину: приходит человек страховать свою жизнь или устраиваться на работу. А страховая компания или работодатель, обнаружив в генетической карте ген, могущий привести к раку желудка или диабету, ему отказывают. И исправить ситуацию, увы, никак не получится: раз уж ты родился "дефектным" (пусть даже опасный ген так себя никогда и не реализует!), останешься изгоем на всю жизнь. Для нас это пока не актуально. А в США, согласно статистике, составленной учёными, каждый третий кандидат на генетическое сканирование отказывается от него из-за опасений дискриминации со стороны (главным образом) работодателя.
Именно для того, чтобы исключить возможность генетической дискриминации и придуман закон (Genetic Privacy Bill) о котором шла речь в самом начале. Согласно ему, компании, нанимающие человека на работу, не имеют права учитывать информацию из генетической карты кандидата. Генетическое сканирование разрешено только для определения степени воздействия на уже состоявшегося работника условий на рабочем месте (попросту - выявления профессиональных заболеваний в скрытой форме). Страховые компании вообще не имеют права ориентироваться на информацию из генетической карты. Работают над законом несколько групп экспертов и законодателей аж с 1995-го года, но он не принят по сей день: после Сената документ должны рассмотреть несколько комиссий при президенте США, которые обещают сделать это не раньше следующего года. Лоббируют всевозможные задержки - сюрприз! - страховые компании. Впрочем, относительно будущего американского закона сомнений быть не может: в том же Сенате за него проголосовали единогласно, да и в числе сторонников - множество крупных медицинских организаций, представляющих интересы докторов и пациентов. А вот когда о чём-то похожем хотя бы задумаются у нас?