Pay-2-Play
АрхивКомментарий дняВладельцы файлообменной сети KaZaA известили о планах перевода ее на платную основу. Так они смогут бороться с пиратством, так же - заработать себе и звукоиздательской индустрии миллиарды долларов.
Несколько дней назад одна, сравнительно малоизвестная ассоциация, представляющая несколько молодых Интернет-компаний, сделала заявление, оставшееся сперва массовой прессой незамеченным. Суть сказанного распробовали позже и к настоящему моменту поднятую тему поддержали очень многие: от мелких компьютерных сайтов и гик-форумов до новостных агентств и столпов масс-медиа (есть статья даже в Washington Post). А всё очень просто: Distributed Computing Industry Association (DCIA) в лице своего главного участника, компании Sharman Networks, предложила начать борьбу с пиратством в файлообменных сетях и помочь гигантам звукоиздательского бизнеса заработать новые деньги на классическом контенте - музыке. Sharman, если кто не в курсе, владеет крупнейшей на планете пиринговой файлообменной сетью KaZaA. Из-за чего, собственно, и весь шум.
Идея, которую породили стратеги Sharman, сводится к взиманию денег с пользователей за получение через KaZaA цифровых копий музыкальных композиций, права на которые принадлежат какой-либо звукозаписывающей компании. На первый взгляд ничего нового, но изюминка - в деталях: внеся небольшие изменения в механизм P2P-взаимодействия в своей сети, Sharman введёт принудительное шифрование файлов, которыми обмениваются клиенты сети. Идёт ли речь о всех файлах вообще или только о музыке - не оговаривается, впрочем, нам пока важен только лицензионный звуковой контент: пользователь, отыскавший через KaZaA на чьём-либо компьютере нужную ему композицию и попытавшийся её выкачать, получит шифрованный файл, воспроизвести который сможет лишь заплатив некоторую (очевидно, разумную) сумму владельцу сети. На первом этапе оплату предполагается организовать через кредитные карты, в дальнейшем - сделать её автоматической: клиент подпишется на услуги KaZaA у своего провайдера, скачанная музыка будет расшифровываться программой-клиентом по получении, а счета прибавляться к общему месячному счёту за доступ к Интернет. Заработанные же деньги - делиться между самой Sharman и музыкальными лейблами.
Техническая возможность реализовать такую схему у Sharman без сомнения есть - KaZaA хоть и децентрализована, но P2P-движок Fasttrack, положенный в её основу, коммерческий и позволяет в случае необходимости даже остановить работу всей сети (такое однажды уже случалось - вспомните март 2002-го). Что после? Прогноз, подготовленный экспертами Sharman, рисует самые радужные перспективы. Сегодня, несмотря на констатируемый некоторыми исследователями (Jupiter Research) 40% спад пользовательской активности, к этой P2P-сети в любой момент времени подключены не менее пяти миллионов человек. Это безусловный мировой рекорд популярности и музыкальным компаниям есть смысл поддержать начинание Sharman: начав отчисления за "проданную" музыку, KaZaA уже через четыре года будет продавать более миллиарда цифровых композиций. Подключив же к инициативе конкурирующие файлообменные сети, к 2008-му можно будет достичь ежемесячных доходов в 900 млн. долларов. Понятно, что миллионы технически подкованных пользователей сбегут в бесплатные сети. Понятно, что не у всех будет возможность заплатить. Но для западного простодушного обывательского большинства, в сознании которого KaZaA единственно ассоциируется с файловым обменом, всё останется по-прежнему: они заплатят лишний десяток долларов и поспособствуют общему росту продаж цифровой музыки в мире. Сегодня масштабы торговли файлами невелики и составляют лишь один процент мировых музыкальных продаж.
К сожалению (или к счастью?) звукоиздатели отнеслись к идее прохладно. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), к участникам которой и обращалась Sharman, ограничилась пресс-релизом, в котором заявила о невозможности сотрудничать с компанией, которая потворствует обмену нелицензионной музыкой. Впрочем, переговоры только начались.