Словарь активного ненавистника PR
АрхивНачнем с того, что для обозначения PR в русском языке до сих пор используется целый ряд терминов.
Что такое PR?
Начнем с того, что для обозначения PR в русском языке до сих пор используется целый ряд терминов. Чаще всего встречается оригинальное название, его транслитерация («паблик рилейшенз») или сокращение («пиар»). Однако есть и варианты перевода: «общественные коммуникации», «связи с общественностью», «работа с общественностью» и др. Конечно, главное не имя, а «чтоб человек был хороший».
Ведутся споры по поводу соотношения понятий «PR», «маркетинг» и «реклама». Одни считают PR элементом маркетинга и даже элементом рекламы, другие рассматривают его как совершенно самостоятельный вид деятельности.
Наконец, нет однозначной трактовки по поводу содержания PR. Согласно оценкам экспертов, существует несколько сот определений этого понятия. Разумеется, перечислять их мы не будем, ограничимся парой самых, на мой взгляд, адекватных.
Так, один из известных специалистов в области PR, И. Л. Викентьев, считает, что это, как правило, методы внеценовой конкурентной борьбы, заключающиеся в формировании управляемого имиджа (как положительного, так и отрицательного) идей, организаций, личностей, товаров и/или услуг у властей, партнеров, клиентов и потенциальных клиентов. Ключевые слова этого определения — управляемый имидж и конкурентная борьба. Запомним их.
Согласно другому определению, PR — это совокупность усилий фирмы по созданию благоприятного климата для своей деятельности путем взаимодействия со всеми секторами внешней среды. Здесь ключевые слова — благоприятный климат и все сектора внешней среды (вот она, пресловутая общественность!). Запомним и их тоже.
Оба определения достаточно четко характеризуют необходимость, цель и средства PR. Остановимся на этих трех моментах чуть подробнее.
Автор словаря активного ненавистника PR Юрий Иванович Коробов, доктор экономических наук, профессор Саратовского государственного социально-экономического университета.
Зачем нужны PR?
Необходимость PR связана с усилением конкуренции и эволюцией ее методов от ценовых к неценовым. Манипулирование ценами — самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако ценовая конкуренция имеет ряд ограничений, которые с течением времени существенно сужают сферу ее применения.
Первое ограничение — экономическое. Цену можно снижать только до определенного предела, а именно — до уровня себестоимости. В принципе, крупная фирма может позволить себе опустить цену и ниже этого предела, чтобы обойти финансово менее мощных соперников, однако длительная работа себе в убыток — верный путь к банкротству. К тому же здесь фирма может столкнуться со вторым ограничением.
Второе ограничение — правовое. Антимонопольное законодательство большинства стран (но не России) запрещает демпинг — снижение цен ниже себестоимости с целью разорить конкурентов. Нарушителя, как правило, ждут довольно жесткие санкции, ведь демпинг трактуется как «хищническая конкуренция».
Третье ограничение — психологическое. В представлении определенной (и немалой!) группы потребителей уровень цены тесно связан с уровнем качества («мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи»). Низкая цена в этом случае становится не привлекающим, а отталкивающим фактором.
Поэтому в современных условиях ценовая конкуренция уступает место неценовой, основанной на дифференциации продукта. Дифференциация продукта — это его индивидуализация, придание продукту характеристик, отличающих его в глазах потребителей от аналогичной продукции других фирм. В результате потребитель готов заплатить больше за товар любимой марки даже в случае наличия на рынке более дешевых аналогов. По существу, потребитель в этом случае оплачивает не что иное, как затраты фирмы на формирование имиджа.
Дифференциация (то есть благоприятный имидж) формируется под воздействием многих факторов — высокого качества продукции, длительного присутствия на рынке, поддержки государства, а также целенаправленной деятельности фирмы. Важным элементом этой деятельности как раз и является PR.
Какова цель PR?
Основной целью PR, как мы видели, является формирование имиджа, то есть совокупности сознательных и несознательных образов (представлений), существующих у клиентов и общественности о той или иной фирме.
Но обычно эту цель разбивают на ряд более конкретных целей, а именно:
- позиционирование объекта PR;
- возвышение имиджа;
- антиреклама;
- отстройка от конкурентов;
- контрреклама.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Позиционирование объекта PR
Помимо PR, термин позиционирование также применяется для обозначения одного из приемов товарной политики фирмы. В этом случае имеется в виду определение места данного товара в ряду аналогичных.
Однако в PR (который является элементом коммуникационной политики фирмы) решить задачу позиционирования означает сделать объект PR (идею, товар, услугу и т. п.) понятным потребителю (клиенту). Если речь идет о товаре, то потребитель должен четко представлять, для чего нужен данный товар и почему стоит приобрести его именно у данного продавца.
Традиционный способ — создание фирменного стиля, элементами которого являются фирменный товарный знак, фирменный цвет и фирменный девиз. Фирменный знак — своеобразная визитная карточка, по которой фирма узнается без всякой дополнительной информации. В его изображении, а также в оформлении рекламных объявлений, витрин и внутренних помещений, атрибутики используется фирменный цвет. При этом каждый цвет может нести определенную эмоциональную нагрузку. Так, голубой цвет считается символом традиции и сплоченности, зеленый — приветливости и открытости и т. п. Фирменный девиз, как правило, в дальнейшем находит отражение в печатной и аудиовизуальной рекламе — например, «Think different» (фирма Apple) или «Let make things better» (фирма Philips).
Чрезвычайно важно обеспечить соответствие созданного фирмой имиджа требованиям клиентов к имиджу фирмы. Чем однороднее целевая аудитория, тем легче такого соответствия достичь. Гораздо сложнее обстоит дело при формировании имиджа диверсифицированной компании — например, универсального банка, сферой деятельности которого является крупный регион, а в состав клиентуры входят и предприятия (основные ссудозаемщики), и состоятельные частные лица (предъявляющие спрос на операции с ценными бумагами), и широкие слои населения (основной источник депозитов). Все эти целевые группы предъявляют к имиджу разные требования: главбух компании с международными оборотами ожидает сотрудничества с солидным крупным банкиром, состоятельный клиент отдела ценных бумаг требует индивидуального консультирования тактичного банкира, маленький клиент ищет, вероятно, приветливого банкира, открытого и восприимчивого к его повседневным заботам. Дальнейшая дифференциация требований к имиджу возникает в соответствии с возрастным составом целевых групп: молодежь связывает образ банка с понятиями «молодость» и «динамика», пожилые люди — с понятиями «серьезность» и «солидность».
Возвышение имиджа
Возвышение имиджа (управление репутацией) — вторая цель PR, логически продолжающая дело, начатое в процессе позиционирования. Она предполагает проведение мероприятий, направленных на улучшение репутации объекта PR (фирмы, продукта и т. д.), придание ему повышенного, престижного статуса. В результате, в дополнение к основному мотиву приобретения того или иного продукта — удовлетворению первичных потребностей покупателя — добавляется мотив повышения своего престижа, достижения уважения в глазах окружающих или самоуважения, принадлежности к той или иной референтной группе.
Референтная группа — это совокупность людей, с которых человек берет пример при формировании своих мнений и отношений. Как правило, у каждого потребителя есть несколько таких групп, мнением которых он руководствуется при приобретении товаров и услуг. Это может быть семья, друзья, специалисты соответствующего профиля и т. д. При этом принадлежность самого потребителя к конкретной референтной группе не обязательна, он может лишь стремиться принадлежать к ней. Так, для многих референтными группами являются звезды спорта или кино, просто известные люди. Именно поэтому политические партии стремятся привлечь к проведению своих предвыборных PR-акций известных артистов или спортсменов. Да и производители товаров и услуг постоянно прибегают к услугам знаменитостей. Потребителю же, приобретающему товар, лестно сознавать, что точно такой же покупает, скажем, Зинедин Зидан или Арнольд Шварценеггер.
Иногда в рамках решения задачи возвышения имиджа осуществляется формирование «контролируемого недостатка» (и на Солнце, как известно, бывают пятна!). Данная мера необходима, поскольку в противном случае внимание клиентов может быть привлечено к другим, более серьезным, а главное — неконтролируемым недостаткам. Однако здесь важно не перестараться.
Антиреклама
Антиреклама (снижение имиджа, «черный» PR) — это формирование негативного, отрицательного имиджа конкурента и его деятельности у властей, партнеров, клиентов и потенциальных клиентов. В антирекламе используются как реальные факты (ошибки конкурента), так и вымышленные.
Несмотря на то что проведение антирекламы, как правило, относится к методам недобросовестной конкуренции и запрещается как официальными нормативными актами государства, так и «цеховыми» кодексами PR, в реальной жизни мы с ней нередко сталкиваемся.
Особенно распространен «черный» PR в политической борьбе, причем осуществляется порой весьма изобретательно. Пару месяцев назад, во время местных выборов в Саратове, внимание автора этих строк привлекла листовка, на которой крупными буквами белым по черному (!) было написано: «<Фамилия одного из кандидатов> — негр». Это уже получается не просто «черный» PR, а «черный в квадрате»!
Впрочем, есть немало примеров подобных «грязных технологий» и в экономике. Например, в банковском деле, где крайне важен фактор доверия со стороны клиентов, получил определенное распространение такой метод, как распространение ложной информации о финансовой неустойчивости того или иного банка. Механика здесь очень простая: напуганные слухами клиенты массово бегут в банк снимать деньги, что в лучшем случае приводит к превращению мнимой финансовой неустойчивости в реальную, а в худшем влечет за собой банкротство.
Отстройка от конкурентов
Отстройка от конкурентов (термин введен И. Л. Викентьевым в 1993 году), как правило, представляет собой комбинацию возвышения одного имиджа и снижения другого. Или так: позиционирование своего PR-объекта на фоне конкурентов.
Основными приемами отстройки от конкурентов являются: исключение конкурентов, опережение конкурентов и осложнение действий конкурентов.
При грамотном использовании приемов отстройки, результат сводится к уменьшению потоков, которыми распоряжаются конкуренты, и/или ухудшению управляемости этими потоками.
Контрреклама
Контрреклама (отбеливание, отмыв) предполагает восстановление временно утраченного управляемого и положительного имиджа у властей, партнеров, клиентов и потенциальных клиентов, «сниженного» в результате собственных ошибок или удачной антирекламы со стороны конкурентов.
PR и реклама
Несмотря на то что мероприятия PR и рекламы пересекаются, строго говоря, PR и реклама — это не одно и то же. Фундаментальное различие PR и рекламы — в их целевой аудитории. В то время как рекламные мероприятия ограничиваются рамками рынков сбыта, т.е. нацелены только на реальных и потенциальных потребителей (клиентов, покупателей), PR далеко выходит за эти рамки. Целевая аудитория PR (вспомним одно из приведенных выше определений) — все сектора внешней среды.
Если специалист по рекламе «работает» только с потребителями, то специалист по PR «работает» с общественностью (поэтому «работа с общественностью», на мой взгляд, — наиболее удачный русский аналог термина «PR»). Сутью PR, по образному выражению американских специалистов, является «бизнес по производству друзей» (business of making friends).
Что такое «общественность»?
Понятие «общественности» как целевой аудитории PR весьма широко. Оно включает: клиентов, конкурентов, государственные органы, общественные объединения и организации, средства массовой информации, а также сотрудников и совладельцев.
Работа с клиентами
Помимо традиционных PR-акций — дней открытых дверей, продаж со скидкой, презентаций, конкурсов, лотерей, выставок, вручения рекламных подарков и т. д. — в работе с клиентами могут применяться и методы установления «человеческих отношений».
Например, некоторые банки организуют нечто вроде «общественных советов» из своих клиентов (в основном лиц старшего возраста, пенсионеров). Выгода получается двойная: с одной стороны, члены таких «советов» выступают как источник информации о запросах клиентов, с другой — чувствуя себя сопричастными к деятельности банка, они выступают в качестве «каналов» распространения позитивной информации о банке («ходячей рекламы»).
Вариантом этого метода является создание «клубов клиентов», цель которых — формирование (а затем усиление) потребительских предпочтений. Мероприятия, проводимые в таких клубах, бывают весьма нестандартными. Например, германский «Кельнер Банк» организует для своих клиентов информационные туристические поездки.
Работа с конкурентами
Конкуренция — это соперничество, поэтому традиционные методы «работы» с конкурентами представляют собой совокупность мероприятий против конкурентов (как действующих, так и потенциальных). Их примеры упоминались выше (отстройка от конкурентов, антиреклама и т. п.)
Однако было бы неправильно сводить отношения, возникающие в ходе конкуренции, только лишь к отношениям «взаимного отталкивания» конкурентов. Диалектика конкуренции такова, что ее закономерностью на современном этапе является развитие отношений «взаимного притяжения» между отдельными субъектами конкуренции в форме совместной деятельности, образования разного рода объединений (ассоциаций, союзов и т. п.), организационного слияния и других формах кооперации и интеграции.
Результатом этой закономерности является феномен групповой конкуренции, а все конкуренты конкретной фирмы сегодня делятся на две группы — во-первых, те, с кем фирма соперничает, а во-вторых, те, с кем она сотрудничает. Понятно, что работа со вторыми, «дружественными», конкурентами, носит иной характер, допускает проведение акций в поддержку друг друга, а также совместных PR-акций.
Работа с государством
Поскольку поддержка со стороны государства является важным фактором дифференциации (надеюсь, вы еще не забыли, что это такое?), основная цель PR в данном случае сводится к обеспечению этой поддержки. Спектр средств достаточно широк — от участия в разнообразных акциях, проводимых на государственном уровне, до лоббирования своих интересов с использованием имеющихся связей и т. п.
Работа с общественными объединениями и организациями
Основным методом работы с общественными объединениями и организациями является, благотворительная деятельность. Пожертвования на строительство храмов, оказание гуманитарной помощи, участие в проведении фестивалей, конференций, симпозиумов и т. п. помогают формировать благоприятный имидж как фирмам, так и политикам.
Работа со СМИ
Особое положение в системе PR занимают средства массовой информации (печать, радио, телевидение), которые являются, с одной стороны, объектом PR, а с другой — важным каналом PR. В числе методов работы со СМИ — пресс-конференции, информирование через прессу о событиях личного характера (юбилеи, уход на пенсию, смена руководства), публикация статей на правах рекламы и т. п.
Иногда этим и завершают перечень объектов PR. Действительно, мы уже вроде бы охватили все внешние контактные группы. Однако было бы неправильно обойти вниманием еще две категории «общественности», которые в равной степени можно отнести как к внешней, так и к внутренней среде фирмы. Речь идет о сотрудниках и совладельцах, работа с которыми часто характеризуется как «внутренний» PR.
Работа с сотрудниками
Некоторые специалисты считают, что основу PR составляют прежде всего хорошие отношения с сотрудниками. Очевидно, что своего рода «изустная реклама» множества служащих в своих семьях, в кругу друзей и знакомых может как поддерживать усилия фирмы по завоеванию общественного доверия, так и наносить им ущерб. Причем, ущерб может быть весьма существенным: представьте, что произойдет, если служащие банка в кругу близких или просто знакомых будут выражать сомнение в личных и деловых качествах своего руководства и давать отрицательные рекомендации по поводу размещения вкладов в своем банке.
Создание хороших взаимоотношений между банком и его работниками является, прежде всего, задачей отдела кадров. При этом могут применяться всевозможные методы установления «человеческих отношений» (human relations): встречи и беседы с сотрудниками во внерабочее время, совместные экскурсии, спортивные мероприятия и т. д.
Не последнюю роль играют и меры социального характера. Например, уже более десяти лет в одном из крупнейших банков Германии — «Дрезднер Банке» — проводится программа «Стимулирование возвращения женщин в профессиональную жизнь после рождения ребенка». Согласно ей, сотрудницы банка могут посвятить воспитанию своего ребенка до семи лет с сохранением права вернуться на работу. В течение всего этого периода банк посылает молодым мамам по почте специальные брошюры, информирующие о новых банковских продуктах и об основных изменениях в банковской деятельности, им предоставляется возможность принять участие в различных учебных мероприятиях и семинарах, а в настоящее время готовятся специальные видео- и компьютерные программы для «домашнего обучения». Все это позволяет женщинам поддерживать контакт с банком и впоследствии позволяет легче втянуться в работу. Женщинам, вернувшимся в банк после декретного отпуска, предоставляется аналогичное рабочее место, расположенное поблизости от дома, а при необходимости (и если позволяют возможности банка) — сокращенный рабочий день. Впечатляет, не правда ли?
Работа с совладельцами
Совладельцы — особенно если речь идет об акционерах — также оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения. Их поведение на рынке ценных бумаг является выражением их собственного доверия или недоверия к фирме, которое будет передаваться и другим людям (например, клиентам). А поскольку отношение акционеров к фирме основывается на информации о ее деятельности, PR в этой области охватывает выпуск деловых отчетов, публикацию информации в прессе, проведение пресс-конференций об основных направлениях деловой политики.
Кто занимается PR?
Таким образом, PR — деятельность столь же важная, сколь и масштабная. В связи с этим небезынтересен вопрос — кто должен всем этим заниматься?
В общественном сознании осуществление PR обычно связывают со специалистами-пиарщиками. На самом деле это не совсем верно. Задача пиарщика — разработать стратегию PR. А воплощают ее в жизнь многие люди. Порой они даже не задумываются над этим — сродни мольеровскому герою, всю жизнь говорившему прозой, совсем об этом не подозревая.
Тем не менее, это так. Формирование общественного мнения не есть прерогатива какого-то одного специалиста или должностного лица, оно осуществляется при участии всех сотрудников фирмы — от членов правления до рядовых работников. Все усилия банка по формированию имиджа высокого профессионализма и доброжелательности могут пойти насмарку, если его сотрудники не будут соответствовать этому имиджу при обслуживании клиентов.
PR и информационные технологии
Public relations как общественный феномен возникли давно и развивались достаточно успешно и в «доИТорические» времена. Однако информатизация — это столь масштабный процесс, затрагивающий все сферы жизни общества, что он не может не отразиться и на PR.
На мой взгляд, воздействие ИТ на PR идет по трем основным направлениям:
- каналы PR;
- технологии PR;
- средства разработки PR.
Влияние ИТ на каналы PR
Конечно же, в первую очередь влияние информационных технологий на PR заключается в существенном расширении каналов PR. Даже как-то неловко употреблять слово «канал» применительно к огромному информационному пространству, каковым является Интернет.
Сегодня ни одна серьезная PR-акция уже не осуществляется без Интернет-составляющей. Это и неудивительно, ведь благодаря Интернету охват целевой аудитории может быть увеличен в десятки, сотни и даже тысячи раз. Примерная аудитория среднестатистической презентации — несколько десятков человек. Число участников PR-акции на улицах областного центра — несколько сот человек. Выставку на протяжении недели посетят несколько тысяч человек. А сколько посетителей может собрать вновь открытый Интернет-портал при его грамотной раскрутке? Вот то-то и оно. Конечно, высокие результаты не возникают автоматически (точно так же, как компьютер сам по себе не может «решить все ваши проблемы»), но потенциал имеется огромный.
Разумеется, у этих огромных возможностей есть и оборотная сторона — как и многие другие, автор этой статьи ежедневно получает по электронной почте изрядную порцию спама. Но, видно, так уж устроен мир, что ему необходимо равновесие — добра и зла, плюсов и минусов, преимуществ и недостатков.
Влияние ИТ на технологии PR
Две ключевых характеристики современных технологий PR — мультимедийность и интерактивность. Мультимедийность предполагает комплексное использование практически всех органов чувств человека для облегчения восприятия PR информации и усиления эффективности ее усвоения. Помимо традиционных слуха и зрения, в современных технологиях уже задействуются осязание и обоняние, на очереди — вкус, а дальше… шестое чувство?
Интерактивность означает возможность быстрой (и даже немедленной) реакции целевой аудитории на PR информацию — например, путем заполнения онлайн-формы или просто нажатия на одну из виртуальных кнопок (да — нет, за — против, хорошо — плохо, «Спартак» — «Динамо» и т. п.)
Влияние ИТ на средства разработки PR
Сегодня, когда большинство из нас вместо авторучки и пишущей машинки использует текстовый процессор, а вместо счетов и калькулятора — табличный процессор, да и вообще для многих видов труда (умственного, в первую голову) созданы программные средства, было бы удивительно, если бы не существовало программ для разработки PR. И такие программы, действительно, существуют.
Известным разработчиком таких программ в России является, например, система консалтинговых фирм «ТРИЗ-Шанс». На сайте «Открытые методики рекламы и PR» (www.triz-ri.ru) доступны для свободного скачивания демонстрационные версии программ «Приемы журналистики и Public Relations», «HeadLiner/Заголовщик», «Приемы менеджмента», «EXPO: 1001 Рекламоноситель». Следует отметить, что каждая из этих программ снабжена справочником, в числе прочего содержащим массу интересных сведений о теории и практике PR (некоторые материалы оттуда использованы при подготовке данной статьи).
Оценивая в целом влияние ИТ на PR, его можно сравнить с действием катализатора на протекание химической реакции. И скоро, боюсь, можно будет, не покривив душой, перефразировать классика: «Весь мир — пиар, и люди — в нем…». Смайлик по вкусу.
Постскриптум. PR в Сети
Из русскоязычных Интернет-ресурсов о PR прежде всего следует отметить уже упоминавшийся сайт «Открытые методики рекламы и PR» (www.triz-ri.ru). В соответствии с названием, сайт посвящен методикам и технологиям рекламы, public relations, маркетинга, менеджмента и бизнеса. В его основе — лучшие материалы ежемесячного профессионального бюллетеня «Рекламное Измерение» (1994–2001 гг.), а также последующие разработки. На сайте представлено более четырехсот статей и методик, а также информация о компьютерных программах Системы.
Из других ресурсов можно выделить профессиональный PR-портал SOVETNIK.RU (www.sovetnik.ru) и страницы о PR на сайте «Project Psychology Online Russia» (psycho.all. ru/piar.htm). А на сайте «PR|online» (www.pronline.ru/res.php) есть обширный каталог ресурсов, посвященных PR.
Почитать о PR можно также, подписавшись на бесплатные рассылки SUBSCRIBE.RU (subscribe.ru): «Маркетинг, реклама, PR — теория и практика» (subscribe.ru/catalog/job.careerist.advert), «Информационные войны: искусство побеждать» (subscribe.ru/catalog/marketing.infwars), «365 идей в год по маркетингу, рекламе и PR» (subscribe.ru/catalog/ad.marketidea), «Sostav.ru — ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR» (subscribe.ru/catalog/ad.marketingnews).
А кто информирован, тот вооружен… в том числе и для работы в сфере PR.