Будет ли нанесен империи ответный удар?
АрхивАмстердамский фестиваль next5minutes (www.next5minutes.org) завершил годовую серию Лабораторий тактических медиа и сетевых публикаций, о которой я подробно рассказал в «КТ» #511.
Амстердамский фестиваль next5minutes (www.next5minutes.org) завершил годовую серию Лабораторий тактических медиа и сетевых публикаций, о которой я подробно рассказал в «КТ» #511. Он состоял из мероприятий двух видов: «разговоры» и презентации. К первым можно смело отнести всю концептуальную часть: панельные дискуссии, доклады, лекции, разделенные на четыре концептуальных блока, и т. п. Вторую часть составляли презентации, где можно было своими глазами увидеть, кто что делает в разных странах.
Часто жалуются на скудный и авторитарный медиа-ландшафт России, но ведь итальянцам еще хуже. Премьер Берлускони владеет практически всеми крупными изданиями страны, кроме одного центрального и нескольких региональных! Однако это вдохновляет независимых активистов не только на побоища вроде знаменитых антиглобалистских сражений против G8 в Генуе (2001), но и на масштабные медиа-акции. Наконец-то удалось воочию увидеть знаменитое Candida — тактическое телевидение, вещающее уже более пяти лет (candida. thing.net). Неплохо. Смелые коллажи из акций, флагов, разбитых витрин и озлобленных полицейских, взволнованный репортаж и музыка вроде жесткого рэйва или «Rage against the machine». Голоса улицы, музыка протеста. Кроме Candida, у итальянцев есть еще целая «улица»: www.telestreet.it, от кабельных и спутниковых до сетевых каналов. Не забывайте также, что на Апеннинах живет Тони Негри, написавший совместно с Майклом Хардтом книгу «Empire» («Империя») — главный философский труд антиглобалистов. Участники генуэзских событий, может быть, ее не читали, но любой посетитель фестиваля next5minutes должен знать ее назубок. По утверждению Негри и Хардта, по улицам теперь маршируют не «массы», а «множества» — «multitudes» (очень современное слово; поиск по нему в Google легко поможет вам быть в курсе острых интеллектуальных дискуссий на эту тему). Тем не менее, когда я спросил другого итальянского философа и медиа-активиста Франко Берарди Бифо, «Как вы там держитесь против Берлускони?» — он посерьезнел и сказал: «Hard. Very hard».
Такое же впечатление от Бразилии. С тех пор как там появилась Indymedia и была проведена локальная секция next5minutes (www.midiatatica.org), эта страна третьего мира оказалась в мировом медиа-авангарде. Операторы успевают везде и работают на высоком уровне. Одновременно с фестивалем шли протесты против саммита «восьмерки» в Канкуне (Мексика), и вместе с репортажами оттуда участники фестиваля увидели очень красивый и пафосный фильм о протестах вообще, под названием «Четвертая мировая война началась».
«Конечно, не-западные страны воспроизводят модели, вырабатывающиеся в столицах. Здесь мы можем наблюдать культурную отдачу, увидеть наши старые, но творчески переработанные модели, — сказал многолетний гуру «сетевого Амстердама», теоретик и критик Герт Ловинк, когда я поймал его с диктофоном между заседаниями. — Люди, принадлежащие к независимой и критической культуре, все больше узнают и осваивают освободительный потенциал, присущий информационным и коммуникационным технологиям. Да, действительно, одно время я был разочарован в наших достижениях и в будущем тактических медиа. Но жизнь человеческая коротка, а история изменяется медленно. Мы слишком поспешно делаем выводы…»
Секция, на которой проводились презентации «местных» проектов, носила название «Deep Local», отражающее позицию интеллектуалов, противопоставляющих «глобализации» «локализацию», а «стратегии» — «тактику». Принятие стандарта Unicode поставило под угрозу выживание множества локальных языков, особенно в условиях космополитизма и англофилии правящих местных элит (например, в Южной Азии). Во время дискуссии «Language» иранский активист-линуксоид Араш Зейни продемонстрировал интерфейс KDE на языке фарси, а гватемальские активисты из группы EBI (www.ebiguatemala.org) показали сайт, предназначенный для обучения национальному языку индейцев киче. Проекты такого роды обычно финансируются из тех или иных фондов, и когда другой участник, глава голландской компании, уже несколько лет разрабатывающей арабские шрифты для Unicode, заговорил о необходимости получать от подобной работы какие-то финансовые выгоды, под всеобщие аплодисменты из зала ему заявили: «Любые ограничения, стоящие на пути свободного и бесплатного распространения знания и технологий, должны быть объявлены вне закона».
Конечно, это общая платформа участников next5minutes: свободное знание, свободная информация, технологии, отмена авторского права. Но многие считают, что это специфические темы интеллектуалов. Как говорит наш добрый амстердамский товарищ Наташа Подобед, «сквоттеры сюда не ходят». Да, верно, у них на лэптоп денег не хватит. Что ж, одни готовы быть «пушечным мясом» на демонстрациях, другие вырабатывают концепты. Для них лэптоп — не роскошь, а орудие производства, ведь концепты ложатся в основу деятельности. Например, на фестивале обсуждалось намеченное на декабрь мероприятие в Женеве, посвященное саммиту ООН по информационному обществу (WSIS). Условно оно носит громкое название «WSIS? — We seize!» (что-то вроде «WSIS? — Мы его одолеем!») Антиглобалисты впервые выйдут на улицы, чтобы отстаивать свои принципы информационной политики:
- противодействие информационным технологиям, агрессивно вторгающимся в нашу повседневную жизнь;
- отказ как от обычных, так и от информационных войн;
- регулирование эксплуатации в нематериальном производстве, регулирование информационного труда;
- сопротивление насилию на границах и борьба с нарушением цифровых прав человека.
Были секции и по Wi-Fi (беспроводные коммуникации), и по «возвращению печати», и дебаты по IndyMedia, и даже по ТВ-хакингу (рекомендую книгу Дугласа Рашкоффа «Медиа-вирус!», вышедшую недавно на русском языке в издательстве «Ультра-культура»). Активисты свободного софтвера, выросшие на волне амстердамских автономистских беспорядков 80-х, прошедшие крещение киберпанком и футурологией, забросившие свои «медиа-вирусы» в Восточную Европу 90-х на волне компьютеризации и крушения всех стен, — снова в действии. В Голландии они разрабатывают оборудование для мобильных и беспроводных Интернет-кафе ASCII, работающих на Linux; в Индии — поддерживают медиа-центра Sarai (www.sarai.net); в Бразилии — способствуют организации бесплатных favellas, Интернет-кафе на окраинах. А у нас что?
Одно из заседаний, в которых я участвовал, было посвящено выяснению туманных очертаний нынешней Восточной Европы и называлось «Переживая пост-коммунизм. Эра после Сороса». Там были ребята из Хорватии, Латвии, Польши, Чехии, а также из замечательной сербской арт-группы «Kuda.org». Я рассказывал о московских «бродягах и артистах» и о том, какое богатое событиями, разнообразное и веселое время у нас было в 90-х, сколько мы смогли почувствовать и увидеть и как нам приходится вспоминать об этой свободе теперь, в эпоху похолодания и замерзания. Империя наносит свой удар и не ожидает ответного!