Рестарт
АрхивВ последнее время так и тянет на воспоминания. То ли всё поводы такие попадаются, то ли пресловутое природы умиранье виновато.
В последнее время так и тянет на воспоминания. То ли всё поводы такие попадаются, то ли пресловутое природы умиранье виновато. Причем все реже хочется разоряться по поводу новых маркетинговых инициативах участников рынка или новых же устройств и программных продуктов. Слишком уж все это мимолетно и скучно. Тем временем конкретные люди, приводящие в действие весело позвякивающий разноцветными стекляшками калейдоскоп событий, вызывают интерес совершенно особый и искренний…
Однажды Владимир Владимирович назвал его «великим». Нет, будем точнее. Владимир Владимирович Шахиджанян, автор ответов на 1001 вопрос про ЭТО (когда ЭТО еще кого-то интересовало) и знаменитого «Соло на компьютере», в форме журнальных статей публиковавшегося в «Компьютерре» еще до выхода книги, назвал Илью Биллига1 ВЕЛИКИМ. Именно так, большими буквами (1001.vdv.ru/books/ people/mivl06.htm).
Интересно, что будет, если взять да и признать великим кого-то из менеджеров ИТ-компаний сегодня? Думаю, такого рода эмоциональную доминанту одним ударом сшибет редактор издания. А если не сшибет, то пойдут бесконечные пересуды, а публика поделится на два лагеря. Одни будут настаивать на том, что автор безумен и должен быть немедленно заперт в клетке. Другие же с пеной у рта примутся доказывать, что не обошлось без взятки, откровенного подкупа — скрытого (скорее совершенно откровенного!), проплаченного и самого что ни на есть «черного» пиара.
Но это сегодня. А лет восемь назад все было иначе. Компьютерный рынок в стране был молод и наивен, зато на девяносто процентов был представлен энтузиастами и фанатиками с горящими глазами. И каждый из них понимал, что участвует в удивительном процессе возведения новой индустрии. Так что словосочетания «великий программист» или «гениальный маркетёр» никого не смущали.
Так что за личность Илья Биллиг? Новое поколение читателей «Компьютерры» вряд ли помнит его, поскольку в 1997 году Илья был переведен из Москвы в европейский офис Microsoft. А затем — и вовсе в Рэдмонд, в штаб-квартиру компании. С точки зрения личной карьеры это был, конечно же, невероятный взлет. И многие Билигу откровенно завидовали. Но если говорить о публичности, то она была потеряна.
Шесть лет мы не слышали голоса когда-то самого известного и авторитетного менеджера по маркетингу российского компьютерного рынка. Так что вспоминали о «тогдашнем» Биллиге лишь в узких кругах, в разговорах о том, «как все начиналось». В итоге если сегодня дать «Яндексу» понюхать короткий запрос «Биллиг», поисковая машина первым делом принесет ссылки на работы отца Ильи, Владимира Арнольдовича Биллига, известного программиста и автора множества книг.
И все же, чем же был хорош и знаменит Илья Биллиг? Точно объяснить это очень непросто. Как непросто передать словами ощущения. К тому же пришлось бы восстанавливать тот, давно ушедший контекст, вытаскивать из запасников потускневшие и отдающие самодеятельностью декорации, на фоне которых разворачивались события первых актов пьесы и действовали ее герои.
А если коротко, то в ситуации, когда весь рынок, вооружившись не столько даже учебниками, сколько звериной интуицией и чутьем, искал правильные ходы и движения, Биллиг чуть ли не первым показал и молодой индустрии ИТ, и тысячам «пользователей ПК», очарованных технологической магией и рвавшихся на все компьютерные выставки подряд, что такое на самом деле — маркетинговые коммуникации. Вполне вероятно, что нынешнее поколение наших маркетологов куда более зубасто и адаптивно. Но тогда была даже мода «ходить на Биллига», как ходили когда-то на Лемешева, Козловского или, скажем, на Эдуарда Стрельцова.
Да, ходили «свои», преимущественно «тусовка» — представители прессы и ИТ-компаний. В пору, когда Microsoft в России практически ничего не зарабатывала, но уже была терзаема пиратами, пользователями (постоянно требовавшими русификации новых продуктов день в день с их выходом на американский рынок), прессой и собственным начальством, многие специально посещали открытые меропрпиятия Microsoft для того, чтобы послушать, как Биллиг говорит, отвечает на жесткие вопросы. Увидеть, как он держится, оперирует фактами, мгновенно достает из памяти точные цифры. И даже признает: ребята, а вот этого я не знаю. Честно. Но обязательно разберусь и — отвечу. С таким же интересом читались и его (увы, немногочисленные) колонки в «Компьютерре» образца 1997 года. В общем, ветераны помнят.
Что ж, теперь у нас появилась любопытная возможность посмотреть, чего стоят закаленные в боях ветераны на нынешнем российском рынке. На днях компания Luxoft («фабрика кода», входящая в состав холдинга IBS) объявила, что Илья Биллиг назначен на пост вице-президента по маркетингу.
Москва — далеко не Рэдмонд. А Россия — не Америка. Да и времени все-таки прошло немало. Все ли получится? Через некоторое время мы узнаем ответ.
Впрочем, все равно есть что-то патриотическое в том, что рекрутинговая активность российских компаний принимает международный характер.
Хотя дело, конечно же, не в глобализации. Все дело — в людях.
1(назад) В середине девяностых — менеджер по маркетингу российского офиса Microsoft.