Тринадцатый ГрафиКон
АрхивЕжегодная конференция «ГрафиКон», прошедшая в Москве, очень точно позиционируется организаторами как (цитирую) «крупнейшая международная конференция по компьютерной графике на пространстве между Европой и Азией».
Ежегодная конференция «ГрафиКон», прошедшая в Москве, очень точно позиционируется организаторами как (цитирую) «крупнейшая международная конференция по компьютерной графике на пространстве между Европой и Азией». Любопытно бегло проследить, как менялся характер этой встречи на протяжении всех этих лет, до скуки послушно следуя за неким усредненным вектором общественного энтузиазма.
Первый «ГрафиКон»–91 стал сенсацией, замеченной далеко за пределами профессиональной тусовки. Он собрал около трех тысяч участников. Прибывшие в Москву из всех (кроме одной) республик СССР энергичные энтузиасты новой отрасли, воодушевленные предвкушением своих блестящих перспектив в наступающей рыночной эпохе, встретились с американскими асами компьютерной графики, не менее воодушевленными посещением сверхмодной тогда на Западе «новой России». Эффект многократно усиливался тем, что это был один из первых за целое десятилетие прямых контактов советской и западной индустрии ИТ — ведь именно в самый героический период компьютерной революции на Западе (1980-е годы) мы были практически лишены прямых связей с тамошней технологией из-за суровых эмбарго, введенных после переброски советских войск в Афганистан в 1979 году. Время было сумасшедшее, падали всевозможные стены и барьеры, а ветер истории прямо-таки свистел в ушах. Некоторые участники мартовской конференции в августе уже стояли в живом кольце вокруг Белого дома, ожидая в любой момент увидеть надвигающиеся на них танки генерала Лебедя, а спустя год все мы жили уже в совсем другой стране, совершенно не склонной к высокотехнологическим революциям (хотя второй «ГрафиКон» был еще весьма крут).
Личных наблюдений за ситуацией на «ГрафиКоне» в середине 90-х у меня нет, но по рассказам участников и организаторов, а особенно по материалам специализированной прессы можно судить, что спад по всем параметрам был очень серьезным. Затем динамика изменилась. В 1999 году я участвовал в «ГрафиКоне» как лектор одного из учебных курсов, одновременно готовя и посвященную конференции тему номера для «КТ». Евгений Козловский до сих пор не может простить мне эту тему («КТ» #316, 1999 г.), считая ее одной из самых плохих за всю историю журнала1; но по ней все-таки можно составить представление о том, что происходило. В сущности, это была еще одна попытка реализовать нечто напоминающе SIGGRAPH, — с конкурсами школьников, студентов, с «индустриальными презентациями» и выступлениями авангардистов компьютерного искусства. Увы, в отличие от SIGGRAPH’а, в котором участвуют все крупнейшие ИТ-компании мира, и даже в отличие от предраспадного СССР, Россия 1999 года просто не могла обеспечить критической массы качественного содержания для такого формата. Тогда я прогнозировал, что благоприятных путей развития может быть два — либо откуда-то появится эта критическая масса, либо конференция станет камерной, резко повысив «концентрацию качества».
Полевые наблюдения за «ГрафиКоном»–03 явно указывают на второй вариант. За подробностями отсылаю к сайту www.graphicon.ru, а здесь только отмечу, что резко возросла роль подросших за последние лет пять молодых талантливых российских специалистов2, со второго-третьего курса активно работающих в международных научных и промышленных проектах и прекрасно понимающих тенденции развития отрасли. Доклады и лекции касались лишь немногих из важнейших направлений развития визуальных ИТ, но зато модных и очень востребованных. Директор Института медиакоммуникаций (входящего в немецкую систему институтов Фраунгофера, что-то вроде Академии прикладных наук) Мартин Райзер (Martin Reiser) прочитал лекцию о перспективах систем виртуальной реальности; один из основных потребителей такой техники — индустрия edutainment (как перевести — образвлечение, разбразование?). Милейший Карл Вильбрандт (Carl Vilbrandt), профессор японского Университета Aizu, рассказывал о мощном проекте компьютерной «консервации» культурного наследия (Карл не только делал виртуальные модели японских и корейских деревянных храмов, но и брал уроки у последних мастеров-строителей храмов). Это к тому, что в какую прагматику ни впадай, а от общекультурной составляющей визуального компьютинга не уйдешь.
Между прочим, «ГрафиКон»–91 уже упоминается как важная веха в обзорах по истории новых форм искусства, обозначаемых термином media art и связанных с художественным освоением порожденных технологической революцией сред (media). Тема этого номера — еще более экзотические (пока) выразительные средства искусства, порожденные биотехнологией.
1 (назад) Имея в виду, конечно, не тематику, а мою редакторскую работу.
2 (назад) Среди которых, кстати, много учеников основателя и бессменного лидера «ГрафиКона» зав. лабораторией (graphics.cs.msu.su) на факультете ВМК МГУ Юрия Баяковского.