Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Харизма в строю

Архив
автор : Денис Викторов   08.10.2003

Считается, что романтический период развития рынка уже в прошлом. Что за окном — сплошная прагматика, а бизнес — попросту технология. Но есть некоторые основания полагать, что харизма как деловой инструмент не ржавеет. И все еще остается в строю.

Фраза «на заре развития компьютерного рынка» все чаще оказывается проходной (мол, у российской индустрии информационных технологий тоже есть История). Но что и как происходило во тьме минувших лет, уже мало кого интересует. А тем, кто сегодня идет в магазин за первым в своей жизни компьютером, нет ни малейшего дела до всей этой умещающейся в полтора десятилетия древности.

Гении и злодеи, герои и копиисты, возмутители спокойствия и хладнокровные дельцы эпохи становления российского компьютерного бизнеса — они интересны широкой публике не больше, чем восковые фигуры, покрытые музейной пылью. И это прекрасно.

Было бы просто смешно, включая лампу, каждый раз поминать Эдисона; нахваливать изобретательность Попова и Маркони после каждой прослушанной радиопередачи или, прогулявшись по Интернету, бережно смахивать пыль с висящего на стене портретика Тима Бернерса-Ли.
Однако история российского компьютерного рынка еще очень коротка. И «титаны первых пятилеток» живут рядом с нами. Точно так же в греческих легендах и мифах боги, герои и простые смертные преспокойно делят одно и то же пространство.

Один из любопытнейших терминологических артефактов российской индустрии ИТ (существующий, впрочем, лишь в ее недрах) — «харизма». Разумеется, все зависит от точки зрения. Но если собрать воедино высказывания, адресовавшиеся руководителям ИТ-компаний, то окажется: самых что ни на есть настоящих — то есть одаренных магическими задатками лидера, пророка и непререкаемого авторитета — харизматиков у нас с избытком. Хватило бы еще на пару-тройку отраслей народного хозяйства.

Их любят и ненавидят. Причем одновременно. О них с восторгом вспоминают даже те, кого эти самые харизматики увольняли под аккомпанемент чуть ли не площадной брани. Зато принято считать, что именно усилиями этих людей была создана отечественная индустрия информационных технологий. По крайней мере, так гласит легенда.

Да, откуда-то с окраинных болот доносятся предупреждения: дескать, все эти ваши харизматики просто-напросто оказались в нужное время в нужном месте. И вовсе они не развивали рынок, а подстраивали его под себя, под свои частнособственнические корыстные интересы. Но такого рода инсинуации, кажется, только добавляют необходимую долю перца в имеющийся суп.

На днях произошло событие, на первый взгляд вряд ли способное вызвать заметный интерес у кого бы то ни было. Ну, разве что за исключением штатных бытописателей будней ИТ-рынка. Яцек Пахольчик, генеральный менеджер Novell в Польше, странах СНГ и Балтии, объявил о новых шагах по объединению усилий двух подразделений, действующих на территории СНГ, — собственно московского представительства Novell (в чьем ведении находятся продажи продуктов и решений компании) и Novell Professional Services — структуры, занятой в области проектного бизнеса. Так вот, 1 сентября появился новый координационный центр, который, в должности управляющего директора Novell по странам СНГ, возглавил Константин Стоволосов.

Дело как раз в самом директоре. При желании не составит труда найти трех свидетелей, которые под присягой покажут, что Стоволосов — самый что ни на есть натуральный харизматик. И вообще колоритная личность. Семь лет он возглавлял московское представительство Novell. А затем взял да и уселся в кресло вице-президента Alero Software Alliance B.V. — компании, созданной для продвижения российского программного обеспечения за рубежом. Родился Стоволосов в Германии, долгое время жил в США, знает русский язык, держит в рабочем кабинете шикарные электрогитары, на которых порой наигрывает блюзы. Занимаясь бизнесом в области высоких технологий, одновременно владел ресторанчиком тайской кухни в Амстердаме… При этом в его послужном списке всплывают такие легендарные имена, как Control Data Corporation и General Automation.

После длительного периода мучительных поисков своего пути Novell, похоже, снова в форме. Проще говоря, с окончанием шумных баталий на рынке сетевых операционных систем, где на карту ставились не столько даже доли рынка и деньги, сколько имя и престиж, вдруг выяснилось, что компания является держателем широкого и достаточно сбалансированного спектра решений, включая решения для организации групповой работы и многое многое другое. Потенциал есть. Но теперь его надо реализовать на бурно растущем рынке корпоративных заказов, где в последнее время развернулась настоящая драка за все более крупные ИТ-бюджеты.

Харизматик вернулся. Но, сдается, мало кто рискнул бы сегодня поменяться со Стоволосовым местами. Просто потому, что от него ждут решительного прорыва. Возможно, быстрых результатов. И, вероятно, даже чуда.

Считается, что романтический период развития рынка уже в прошлом. Что за окном — сплошная прагматика, а бизнес — попросту технология. Но есть некоторые основания полагать, что харизма как деловой инструмент не ржавеет. И все еще остается в строю.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.