Assembly 2000
АрхивОкраина Хельсинки. Солнечно, хотя, кажется, только что прошел дождь. Мы стоим перед Hartwall Areena — самым большим крытым стадионом Финляндии. Перед входом спокойно разговаривают, курят люди лет 15–30. У каждого на запястье ленточка-билет, в этом году — бордового цвета.
Окраина Хельсинки. Солнечно, хотя, кажется, только что прошел дождь. Мы стоим перед Hartwall Areena — самым большим крытым стадионом Финляндии. Перед входом спокойно разговаривают, курят люди лет 15–30. У каждого на запястье ленточка-билет, в этом году — бордового цвета.
Термины Assembly — крупнейшая в мире demo party*. Это компьютерный фестиваль, где собираются программисты, художники, музыканты и просто люди, интересующиеся компьютерами, чтобы представить свои работы и пообщаться. В течение четырех дней проходят конкурсы (compo), семинары, встречи. В финале победители конкурсов получают призы. |
На билете можно было бы сэкономить, заказав его заранее, но мы этим не озаботились, и теперь придется покупать по стандартной для «безкомпьютерных посетителей» цене в 35 евро. В тамбуре дежурят несколько человек в синих футболках — служба безопасности. Девушка с дубинкой на поясе просит открыть сумку — ищет ножи и спиртное. У меня оказалась только бутылка с квасом, что девушку настораживает. «Beer?» — спрашивает она. Мой спутник, местный, объясняет ей как называется квас по-фински. Вопрос снят, проходим дальше и даем нацепить на руку билет. Он действителен на все дни мероприятия, а снять его можно, лишь разорвав ленту.
У нас интересуются, будем ли регистрироваться. Вежливо отказываемся и заходим внутрь. Регистрация требуется только тем, кто хочет принять участие в конкурсах, голосовании или работать в жюри.
Сразу за входом небольшое столпотворение — здесь находится Infodesk, где можно получить разнообразную информацию, сдать на хранение вещи, купить футболку с символикой или взять плакат (в этом году — бесплатно). Вправо и влево идут коридоры — «внешнее кольцо», огибающее гигантский зал стадиона на каждом из трех этажей.
Неторопливо идем по коридору. Вдоль стен развешаны плакатики с рекламой спонсоров, стоят их стенды. Спонсоры серьезные — ASUS, Nokia, NVIDIA, HP. Справа торгуют энергетическими напитками, чуть дальше можно перекусить и отдохнуть — прямо на полу навалены кресла-подушки, на которых в самых разнообразных позах спит народ. У некоторых спящих руки так и лежат на клавиатуре ноутбука.
Проходим мимо десятка общедоступных компьютеров, public terminals. Рядом с ними столики, на которых народ демонстрирует и продает разные забавные вещи1 — лампы хитрой формы для подсветки корпусов, холодильный агрегат, незаменимый для разгона процессора, компьютер в корпусе микроволновки с ЖК-экраном в дверце. Под потолком висят мониторы, на которых транслируется AssemblyTV (конкурсы, проходящие в зале, показываются обязательно).
Что ж, «инспекция» завершена, наступает время конкурсов. Отдергиваем плотную штору и из светлого коридора попадаем в темноту зала. Несколько шагов, и перед нами открывается грандиозное зрелище, к которому трудно привыкнуть: внизу мерцают экраны тысяч компьютеров. Доносящиеся снизу звуки сливаются в равномерный гул, сквозь который время от времени прорывается чья-то более мощная, нежели у соседа, аудиосистема. В этом году здесь присутствует почти 5000 человек, в сеть объединены 3500 компьютеров.
Справа от нас висит гигантский экран, транслирующий AssemblyTV. Парочку демомейкеров, отвечающих на вопросы ведущей, сменяет заставка, оповещающая о скором начале очередного конкурса.
Мы спускаемся вниз и усаживаемся в одном из немногих рядов с обычными креслами — с каждым годом обычных посетителей все меньше, а народ с компьютерами уже занял и пару уровней по периметру трибун. Включается сирена, и следует традиционное объявление «KILL ALL LIGHTS AND AUDIO». Видеоролик демонстрирует как непослушный пингвин, символ Linux, получает кувалдой по голове от другого такого же пингвина.
Мониторы и мигалки внизу постепенно гаснут, только светятся лампочки на корпусах компьютеров, да кто-то пытается играть, убавив яркость монитора до минимума.
Конкурсы
Приятно видеть, что люди не забывают о таких машинках, как Commodore VIC-20, С64 (Oldskool demo compo). Даже для калькуляторов Texas Instruments (TI-83, TI-86) на Mobile demo compo были представлены две работы, одна из которых получила первое место и заслуженные овации зала. Были работы и для мобильных телефонов (P800, Series 60), а также для GameBoy Advance.
Из других платформ — ZX Spectrum, Amiga, Flash, Java, Director.
В этом году по инициативе спонсоров появился конкурс Mobile Game Development compo. Понятно, что для производителей мобильных телефонов это шанс лишний раз показать свою продукцию, найти для нее разработчиков игр, однако со зрелищностью у таких конкурсов всегда были проблемы — скучно смотреть, как кто-то минут пять-десять играет в игрушку на большом экране. Зал стонал и свистел.
В перерыве выходим в коридор и поднимаемся на третий этаж, чтобы сделать снимок зала. На третьем этаже сумерки, тишина — на ковриках и в спальниках спит народ. Изредка проходят охранники. Сделав кадр, спускаемся вниз — надо бы посетить хоть один семинар, пусть даже наугад. Семинары ARTtech проходят на Assembly не первый год. Каждый раз в небольшом помещении, где стоит проектор, компьютер да камера с микрофоном, собирается 20–40 слушателей, и перед ними выступает какой-нибудь известный сценер или технарь из компании, производящей «железо», игры, софт. Бывает интересно. Рассказывают о современных технологиях, алгоритмах или что-то общее на тему демо, игр и компьютерного искусства.
Возвращаемся в зал, чтобы присутствовать на главных конкурсах — 4K intro compo, 64K intro compo, Demo compo.
4K intro (ограничение на размер программы — 4 килобайта) запомнилось неожиданно большим количеством работ под Linux — две из них вошли в призовую тройку. И под Linux, и под Win32 встречались весьма оригинальные работы.
В 64K безоговорочно лидировала работа из России (Воронеж) — Zoom3 by And+Cybermag. Первое место.
А на Demo compo очень хотелось спать. Пара работ, впрочем, были неплохими. Просто от этого конкурса всегда ждешь чего-то выдающегося. Да и проходит он в последний день рано утром — к этому времени, после нескольких бессонных ночей, соображаешь уже с трудом.
Есть ощущение, что значение конкурсов на Assembly постепенно снижается. Огромное количество людей приезжает сюда, просто чтобы поиграть в игрушки, слабо вникая или вообще не понимая, что такое демосцена. Однако именно они позволяют проводить Assembly на таком высоком организационном и техническом уровне. Они оплачивают львиную долю расходов, покупая билеты, и именно под них дают деньги фирмы-спонсоры (один лишь призовой фонд в 2003 году составил 40 тысяч евро). Abyss и Pehu неоднократно заявляли, что такая ситуация — результат разумного компромисса. Им можно верить, но в любом компромиссе результат зависит от того, насколько сильны позиции сторон. Из года в год необходимость считаться с экономикой пересиливает представления сценеров о хорошем и плохом.
Assembly по-прежнему интересна, и люди с радостью туда едут, но она постепенно меняется. Организаторы это прекрасно понимают, пытаются принимать меры. Уже несколько лет на Assembly существует так называемая oldskool area — отдельные билеты, отдельная территория на party, в четыре раза больший вес голосов. Иными словами, на геймеров махнули рукой и теперь пытаются изолироваться от них (наоборот — уже не получается).
В этом году «олдскулеров» (а фактически просто сценеров — билет туда заказывается заранее и отказы редки) 500–600 человек из 5000. Что же, будем надеяться что Abyss и Pehu знают, что делают. Все-таки чужие души иностранных сценеров и геймеров для нас — потемки.
История Assembly Главным организатором Assembly уже много лет является Юсси Лааконен (Jussi Laakonen) aka Abyss наряду с Пеккой Аакко (Pekka Aakko) aka Pehu, Moku и еще парой сотен добровольцев. |