Архивы: по дате | по разделам | по авторам

История брошенных вещей

Архив
автор : Дмитрий Ляхов   03.10.2003

Термин abandonware появился позже, чем иные слова, оканчивающиеся на "ware". И не удивительно, ведь он обозначает программное обеспечение, больше не поддерживаемое разработчиком.

Все началось с того, что меня одолела ностальгия по старым временам. По программам, умещающимся на пятидюймовой дискете, по текстовым или условно графическим играм, в которые можно было играть месяцами, и прочим атрибутам компьютерной жизни многолетней давности. Вспомнив несколько самых родных названий, я отправился в Интернет, где легко нашел абсолютно все, что искал. Но занеся курсор мыши над ссылкой, я задумался: а не попахивает ли это пиратством? Таким же, как если бы вы скачали программу, ценой в некоторое количество условных единиц, а к ней — еще одну маленькую программку-лекарство. Однако, пораскинув мозгами, я понял, что ответ на этот вопрос неоднозначен, — я столкнулся с довольно интересным явлением, о котором и пойдет речь ниже.

Какие вещи мы выбрасываем

Термин abandonware, которым определяется описываемое в статье явление, появился позже, чем иные слова, оканчивающиеся на «ware». И не удивительно, ведь он обозначает программное обеспечение, больше не поддерживаемое разработчиком. В чем это выражается? Прежде всего, программа, причисляемая к abandonware, не должна продаваться ни в обычных, ни в онлайновых магазинах. А отсюда традиционно делается вывод о том, что abandonware — это софт, впервые выпущенный более 4–5 лет назад. Но если программа «брошена» и ее нигде нельзя купить, значит ли это, что она больше никому не нужна? Оказывается, нет. Пример тому я нашел в Интернете, где Google по запросу «abandonware» выдает ссылки на сотни, если не тысячи онлайновых хранилищ подобного софта. Несмотря на то что программы, представленные на этих сайтах, раньше продавались, их можно взять абсолютно бесплатно. Чтобы понять, что именно можно взять, рекомендую заглянуть, скажем, на www. the-underdogs.com или на www. oldgames.ru. Помимо этого, существует некое полуофициальное образование — The Abandonware Ring (www.abandonwarering.com). Созданное в 1997 году «кольцо» считается первым Интернет-ресурсом, объединившим некоторые команды, выкладывающие abandonware в свободный доступ. Почему некоторые? Да потому, что в список членов The Abandonware Ring попадают только после специального отбора. В частности, исключаются деятели, предлагающие пиратские продукты.

Львиную долю abandonware составляют игры, что тоже не удивительно: успешные прикладные программы обычно эволюционируют без смены концепции, а неуспешные — благополучно забываются. С играми ситуация иная. Новая версия игрушки представляет собой, как правило, полноценный сиквел с более высокими системными требованиями, новым сюжетом, улучшенной графикой и т. д. Правда, играбельность при этом зачастую страдает (что отчасти напоминает ситуацию в современном кинематографе, когда множество спецэффектов нанизывается на условную и неубедительную фабулу). Отсюда и востребованность старых игр определенной аудиторией.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что прикладные программы порой тоже пользуются спросом даже через десять лет после продажи первой копии.

Почему нельзя подбирать брошенные вещи

Казалось бы, все просто: раз программу нельзя купить в магазине, а фирме-производителю она по большому счету безразлична, значит, активисты The Abandonware Ring делают благое дело, выкладывая некогда популярные программы в свободный доступ. Но есть одно «но». Весь выкладываемый софт все еще защищен копирайтом. По американскому законодательству правообладателем является создатель программного обеспечения, и его авторские права действуют 75 лет (речь идет о юридическом лице; если же создатель программы — физическое лицо, то срок действия копирайта прекращается через 50 лет после его смерти)1. Нетрудно догадаться, что все существующее на сегодняшний день программное обеспечение для персональных компьютеров будет находиться под защитой копирайта еще довольно долго. Следовательно, в строго юридическом смысле, соответствуя «букве закона», распространение любого abandonware без оглядки на правообладателя незаконно2.

Однако, помимо буквы закона, существует и дух закона, призывающий нас руководствоваться еще и здравым смыслом. А здравый смысл подсказывает, что если в случае с abandonware строго придерживаться всех копирайтов, старый софт не будет принадлежать никому и просто-напросто исчезнет. Компании-создателю он не принадлежит уже по факту. Даже если отбросить то обстоятельство, что компания больше не получает прибыли от этого продукта, вполне вероятно, что имеет место и другой факт: компания больше не существует, либо слилась с другой софтостроительной фирмой, либо отделение, создававшее игру, вышло из состава фирмы и работает над другими продуктами. Такова аргументация собственной позиции, популярная среди владельцев онлайновых архивов abandonware. Впрочем, они оставляют себе лазейку — на любом сайте есть маленькое объявление, гласящее, что хозяева готовы убрать программу из общего доступа по первому требованию разработчиков. Статистика показывает, что и просят, и убирают.

Самое забавное, кстати, что общее впечатление об abandonware-ресурсах в Сети, а также о тех, кто их содержит, более благоприятное, чем от «махровых пиратов», содержащих варезные сайты. Действительно, первые, в отличие от вторых, ссылками на порнографию свои страницы не уснащают, программы, не являющиеся abandonware, убирают, необходимость своих действий обосновать пытаются. Но это так, к слову.

Другая статистика показывает, что судебных процессов против распространителей «брошенного софта» очень мало. Еще более скудна информация о процессах, доведенных до логического завершения, то есть до выплаты компенсации. Похоже, подобных прецедентов просто нет. Может быть, игра не стоит свеч? Когда речь идет о массовых кражах копий софта, стоящего несколько сотен долларов, даже как-то нелепо выглядит требование выплатить 15 тысяч долларов за выложенную игру десятилетней давности и полсотни ее несанкционированных загрузок. Свечи действительно обойдутся дороже.

Как решить проблему? Казалось бы, простейшим способом было бы принятое разработчиками программного обеспечения решение официально переводить не поддерживаемые более игры в разряд freeware и сообщать об этом широкой общественности. Но разработчики на это не идут3. Причина, очевидно, кроется в потенциальной возможности софтверных компаний получить дополнительную прибыль из раскрученного некогда брэнда. В случае с играми — это создание сиквела или перевод старой доброй игры на одну из популярных нынче альтернативных платформ, например на J2ME. В случае с офисным и иным прикладным софтом перед создателями и продавцами стоит другая задача — эту прибыль не потерять. При наличии пусть старой, но бесплатной версии, скажем, офисного пакета вполне логичным может показаться использование именно ее, а не покупка нового лицензионного продукта. Тем более неуместным выглядит (все по тем же причинам) призыв к разработчикам отказаться от авторских прав на старый софт. Так и сохраняется по сей день дилемма, возникшая в результате правовой коллизии. Наверное, пришло время подумать о новом законодательном способе защиты авторских прав на ПО, ибо в этой области накопилось слишком много вопросов4.

Эпилог

Написав то, что вы прочитали выше, я попытался запустить одну из самых оригинальных игрушек 1991 года, взятую предварительно у The Underdogs, — «Тринадцатый этаж» (Floor 13). Ответом мне было системное сообщение о том, что объем оперативной памяти моего компьютера идет вразрез с системными требованиями игры — 256 имеющихся мегабайт против необходимого полумегабайта. Как ни странно, это многое прояснило. И тогда я понял, что проблема, которую я затронул, по большому счету не стоит выеденного яйца — ее размах далеко не тот, когда распространителей abandonware можно было бы действительно назвать пиратами. И я отправился играть в Sam and Max Hit the Road, да простят меня поборники чистоты лицензирования.


1 (назад) См., например, www.loc.gov/copyright/title17. Впрочем, аналогичные сроки действия копирайта приняты во всех странах, присоединившихся к Бернской конвенции, в числе которых и Россия.
2 (назад) Эту позицию отстаивает и ESA — Entertainment Software Association, см. www.theesa.com/faq.
3 (назад) Впрочем, есть примеры и обратного. Если посмотреть список предлагаемых игр на сайте The Underdogs, можно обнаружить, что некоторые из них относится к разряду freeware. В частности, носители авторских прав изменили статус игры Zack McCracken.
4 
(назад) См. тему номера «Вокруг колеса» в «КТ» #501–502.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.