Интервью с Антоном Чижовым
АрхивОчень важно, что индийцы, перебравшиеся в Штаты, изо всех сил стараются задействовать домашние ресурсы. Важно, что переехавшие туда готовы заниматься бизнесом, заниматься sales.
Интервью с Антоном Чижовым
Каков статус индийских команд в Америке?
— Фактически есть три разных вида бизнеса.
- Мелкие команды, имеющие в Штатах своего представителя (или двух), который бегает по территории и ищет заказы. Представителями работают и «окопавшиеся» здесь индийцы. Они очень шустрые, предлагают любые услуги, лишь бы платили. Команды, которые стоят за ними, очень разношерстные, умеют все понемногу, квалификация программистов средняя, менеджмент тоже. Услуги таких команд дешевы, сроки коротки, но качество зачастую оставляет желать лучшего, если не сказать резче. Доверие к ним сильно упало в последний год-полтора, и держатся они пока на очень низкой стоимости часа работы.
- Крупные компании, основывающие в Индии свои отделения. Такие структуры работают по принципу внутреннего аутсорсинга. Задачи, которые им поручаются, могут быть достаточно сложными, иногда требуют высокой квалификации. Но если разделить сложность используемых технологий и нарабатываемую интеллектуальную собственность, результат будет все-таки не в пользу последней. В рамках таких крупных структур индийцы научились делать сложные проекты, использовать современные технологии.
- Крупные индийские компании, ориентирующиеся на крупных и постоянных заказчиков софта. Они очень близки по организации процесса производства к предыдущей группе, только такие слова, как CMM и ISO, там произносятся чаще, а по интеллектуальности задачи немного проще. Отчасти поэтому наметилась тенденция использовать наших программистов как часть производственного процесса — именно не как кодеров, а как генераторов интеллектуальной составляющей. Хотя индийцы постоянно стремятся упростить задачу, сделать все быстрее и не уделяют должного внимания качеству продукта (не качеству кода и тестированию — с этим обычно все в порядке, а именно свойствам).
Какую часть работы над продуктом обычно передают индийцам? Или весь объем?
— Вообще, в аутсорсинг надо отправлять или четко описанный кусок, или отдельную подсистему, или отдельный продукт. Индийским командам больше подходит первый вариант, хотя в последнее время они все чаще работают над независимыми блоками и подсистемами. Весь объем задач им передают крайне редко, именно из-за их недостаточной креативности и сильного желания упростить задачу в ущерб свойствам продукта. За такой командой, как правило, нужен глаз да глаз. Тем самым команде поручается или отдельный кусок, или блок с понятным API и архитектурой (в более традиционном индийском стиле), или с понятными и прописанными свойствами и заданной архитектурой (для современных и продвинутых команд).
Как сами индийцы оценивают перспективы аутсорсинговой деятельности? Свои проекты у них есть?
— Конечно, есть. Как только стали образовываться крупные фирмы, рынок сразу начал меняться. Они постоянно рыщут и отыскивают заказы. В этом смысле они гораздо активнее нас.
А мы?..
Очень важно, что индийцы, перебравшиеся в Штаты, изо всех сил стараются задействовать домашние ресурсы. Важно, что переехавшие туда готовы заниматься бизнесом, заниматься sales. Наш же народ, оказавшийся в Штатах, замыкается в себе, опыта управления проектами, а тем более sales у них нет — откуда же его взять в постсоветской России?
Фактически наших людей в Штатах (тех, кто перебрался туда за последние десять лет) можно разделить на две категории.
- Уехавшие подальше отсюда. Разумеется, они не горят желанием вспоминать прежнее и контактировать с теми, кто остался. Они стараются забыть свои корни. Про таких эмигранты со стажем говорят: «Они уехали из России, чтобы забыть ее, а мы уезжали из России, чтобы сохранить ее». Представители «новой волны» энергичны, легко находят себя на новом месте, но использовать российские ресурсы не хотят.
- Переехавшие в США программисты. По работе или в поисках заработка. Они не шустрые. Они не могут бегать и искать заказы. Они просто не активны и к этому не приспособлены (выделение мое. — Ю.Р.). Так что и эта категория не очень подходит для раскрутки российских команд.
Конечно, классификация очень грубая, но получается, что за океаном наши компании и наших программистов продвигать некому.
Как вы оцениваете перспективы аутсорсинга в программировании?
— Рынок аутсорсинга (в том числе внутреннего, а не только офшорного) не может не расти. Все-таки профессиональные услуги правильнее, чем доморощенное программирование для внутренних целей фирм, не связанных с IT-бизнесом. Я имею в виду, что современная фирма, маленькая или большая, работающая в своей сфере бизнеса (не IT), не может обойтись без компьютеров, Интернета, специального программного обеспечения. Это факт. Делать все ПО для себя усилиями нанятого программиста (в мелких фирмах) или отдельного подразделения (в крупных) зачастую не эффективно. Причин тому много, их надо обсуждать отдельно. В общем, рынок аутсорсинга будет расти.
Рынок внешнего аутсорсинга (офшорного программирования) тоже будет расти, но по другим причинам. Если кратко — мы, конечно, тоже можем делать хорошие программные системы, и Россия все больше входит в русло капиталистического развития экономики. Сейчас нужно укреплять доверие к нашим фирмам, укрупнять их (всё очень мелкое какое-то), распространять опыт. А главное (самое трудное) — привлечь инвестиции и воспитать менеджеров с международным опытом.
Антон, пару слов о себе, если можно…
— В офшорном программировании (в широком толковании этого термина) я уже больше десяти лет, начал работать с Apple в 1990 году. С недавних пор опять тружусь в «ПараГрафе» (день сурка! — если кто помнит этот фильм), отвечаю за контракт с «Боингом» по созданию 3D-иллюстраций для документации по ремонту самолетов. Очень интересное дело, интересные партнеры, хорошая команда.
Спасибо за интервью. Удачи вам!