Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На суше и на море

АрхивЧеловек и Общество
12.09.2003

Автомобиль, созданный усилиями компании Gibbs Technologies, способен передвигаться как по суше, так и по водной глади. Процесс трансформации занимает всего десять секунд.

"Компьютерра Онлайн" уже писала об этой разработке в новостях.
Сейчас мы предлагаем более подробно с ней ознакомиться.

3 сентября в одном из лондонских доков на Темзе компания Gibbs Technologies продемонстрировала своё детище - автомобиль под названием Aquada. На первый взгляд машина выглядит как вполне обычное авто спортивного типа - симпатичный полированный корпус обтекаемой формы, спортивный дизайн салона и т.д. Правда, несколько смущает отсутствие дверей, довольно необычная форма днища и само название, определённо намекающее на определённую связь с водой. Однако настоящее удивление возникает при виде того, как Aquada спокойно въезжает в воду, а после некоторых трансформаций начинает уверенно бороздить водную гладь не хуже обычного катера. Не удивляйтесь: Aquada - первая серийно выпускаемая машина-амфибия (см. официальный сайт нового авто ).

Gibbs Technologies, главой которой является Алан Гиббс (Alan Gibbs), новозеландец по происхождению, является ведущей в мире компанией, занимающейся разработкой машин-амфибий, а также автором и владельцем прав на технологию HSA (High Speed Amphibian), которая была положена в основу Aquada.
Приводится в движение Aquada 2,5-литровым 175-сильным V6-бензиновым двигателем, который позволяет разогнать автомобиль на суше до 161 км/час, а по водной поверхности - до 48 км/час. По словам разработчиков, машина достаточно мощная, чтобы использовать её в качестве катера для катания на водных лыжах. Авто оборудовано автоматической коробкой передач. Процесс перехода машины от движения по суше к плаванью длится не более 10 секунд и запускается нажатием единственной кнопки, при этом колёса "подгибаются" в специальные ниши. "Складывание" колёс на суше предупреждается работой специальных датчиков и электромагнитных замков. Как видно на снимках, руль у Aquada расположен посредине кабины, спереди находится лишь одно водительское кресло, за ним - ещё 3 кресла для пассажиров.

Одним из важных требований при разработке машины-амфибии было максимально возможное облегчение всей конструкции. Поэтому кузов авто алюминиевый, система опорных элементов спланирована так, чтобы способствовать равномерному распределению нагрузки на корпус во время движения в воде. Чтобы избежать протекания и увеличить его прочность кузова, последний, как уже отмечалось, не имеет дверей, поэтому садится в машину необходимо через "борт" (или то место, где у обычных автомобилей находятся двери).
Aquada является результатом 7-летнего труда коллектива разработчиков, насчитывающего более 70 человек. По словам представителя компании, в ходе создания машины-амфибии было сделано более 60 различных технических усовершенствований, на которые оформлены соответствующие патентные права. Однако ключевыми для создания Aquada всё же были разработки новозеландского изобретателя Терри Ройкрофта (Terry Roycroft).

Ройкрофт загорелся идеей создания автомобиля-амфибии ещё в 80-х годах. Им был разработан механизм "складывания" колёс и усовершенствована система трансмиссии, позволившая значительно повысить скоростные показатели амфибии на воде. В своё время его первый прототип - Sealander - наделал достаточно шуму в прессе. Алан Гиббс, который в своё время также интересовался созданием "земноводного" автомобиля, познакомился с Райкрофтом в Веллингтоне, где на выставке демонстрировался Sealander последнего.

В 90-х годах Райкрофт продал Гиббсу права на использование ключевых технологий, благодаря которым, в конечном счёте, и была создана Aquada. Тем не менее, по словам Райкрофта, он вполне доволен текущим успехом его разработок, и сейчас работает над другими изобретениями у себя дома, в Новой Зеландии.

Нейл Дженкинс (Neil Jenkins), компаньон Гиббса, замечает, что Aquada прекрасно демонстрирует возможности технологии HSA, однако вполне очевидно, что основной удел этой модели - быть средством развлечения (причём весьма недешёвого). По имеющейся информации, сейчас Gibbs Technologies заняты дальнейшими разработками, которые, скорее всего, могут иметь военное предназначение. Более подробно по данному поводу компания не распространяется. В любом случае, если Гиббс рассчитывает представить миру что-нибудь стоящее, его инженерам придётся порядочно потрудится, поскольку ровняться уже есть на что. Advanced Amphibious Assault Vehicle (AAAV) или Специализированное штурмовое земноводное транспортное средство, разрабатываемое компанией General Dynamics Land Systems для десантных войск США, имеет весьма внушительные показатели: при весе 28,6 тонн эта амфибия может перевозить от 3 до 18 десантников в полной экипировке, развивая при этом скорость до 48 км в час по воде, и способна покрыть до 120 км за один рывок. Пока единственным очевидным преимуществом разработок Gibbs Technologies является их относительная "дешевизна", поскольку создание трёх прототипов AAAV обошлось США приблизительно в 216 млн. долларов.

Gibbs Technologies намерены произвести и продать до конца года 100 авто Aquada, каждое из которых обойдётся покупателю в 235 тысяч долларов.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.