Как вы считаете, исчезнут ли «живые» музыкальные инструменты?
АрхивМихаил Турецкий
руководитель Московского муниципального камерного хора, заслуженный артист России
Моя точка зрения — покуда робот не заменил человека, электронные инструменты не заменят «живых». Люди по-прежнему будут нуждаться в акустических музыкальных инструментах, обладающих другой энергетикой, другим воздействием. Я лично категорически против этого «исчезновения», и думаю, что всегда останутся люди, которым будут нужны традиционные инструменты.
Вольф Горелик
дирижер оркестра Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, народный артист России
Думаю и надеюсь, что нет. Хотя мы часто играем на синтезаторах, которые близки к живому звуку. В силу технических причин я использую в оркестре и синтезаторы. Один к одному не получается, хотя обычный человек в большинстве случаев не отличит звук «живых» скрипок от звука синтезированных. Однако специалист разберется, что к чему. Души в «неживом» звуке все равно нет. Может быть, разница проявляется потому, что техника совершенна, а человек нет? Умом-то я понимаю, что «живые» музыкальные инструменты когда-нибудь могут исчезнуть, а душой — нет. Главное — не знаю, нужно ли это…
Subforest
офицер+программист
«Живые» в смысле «с живыми музыкантами» — конечно, не исчезнут, люди все-таки любят посмотреть на работу мастеров, в чьих руках инструмент только и сможет выдать что-то действительно благозвучное. А «живые» в смысле «сделанные из натуральных материалов» — тоже, разумеется, не исчезнут (см. выше про мастеров), но станут малораспространенными, коллекционными.
Александр Вартапетян
младший научный сотрудник
«Живые» музыкальные инструменты всегда будут считаться элитными, даже если исполнители — посредственность. Со временем, думаю, будет цениться сам факт того, что человек отдал предпочтение игре «на какой-то деревяшке», как пел Окуджава. Поэтому они останутся с нами еще долго.
{ALT}.ru-ist
студент ВолГМУ
Нет, не исчезнут. Подобно тому, как живых актеров не вытеснят их виртуальные коллеги, так и традиционные музыкальные инструменты не канут в прошлое под натиском цифровых собратьев. Они могут лишь взаимно дополнять друг друга. Понятие конкуренции здесь не применимо. «Живые» инструменты самодостаточны, и в этом их главное преимущество. Однако, чтобы раскрыть богатство звучания, требуется виртуозно владеющий ими музыкант. Поэтому польза от всевозможных синтезаторов (в широком смысле) хотя бы в том, что они требуют минимальных навыков обращения с ними, прощают многие ошибки техники игры и в результате у новичка появляется вера в свои музыкальные возможности. В тоже время многочисленные ляпы, неизбежные при освоении игры на традиционных инструментах, способны отбить охоту к дальнейшему обучению. «Живой» звук — выбор терпеливых и настойчивых.
Николай
старший менеджер
Прежде всего надо разобраться в термине «живые». Понятно, что скрипки, покрытые синтетическим лаком, не звучат, как «страдивари». А какой тогда это звук — «живой» или нет? Значит, мы уже отошли от музыкальных идеалов прошлого?
Собственно, о чем говорить, когда электрогитара уже стала уже классикой? Хотя, конечно, полностью «живой» звук не вытеснится электронными сэмплами. Правда, тут есть еще одна любопытная особенность. Библиотеки электронных сэмплов гораздо дешевле, чем один инструмент, с ними проще работать. Не нужен многолетний опыт взятия аккордов, подчас и нотной грамоты не надо — достаточно неплохого слуха. Выходит, «неживой» звук — еще и массовый, как гамбургер в закусочной. Придумал — послушал — забыл — слушаю новое. По такой схеме «работать» проще. Эстеты, конечно, останутся, но «живой» музыкальный инструмент в конце концов канет в музейное небытие. Там уже, кстати, много музыкальных инструментов, без которых когда-то музыку и представить было нельзя.
Дарья Гусева
выпускница музыкальной школы по классу классической гитары
Полагаю, нет. Поскольку никакие технические новшества не способны заменить «живого» дерева. Недаром скрипки Паганини со временем лишь возрастают в цене. Причем не только как предметы антиквариата. Сейчас многие вообще констатируют своего рода ренессанс «живых» инструментов. В любом случае, техническое выравнивание уже записанного звука, например, струнных инструментов чрезвычайно сложный процесс, потому и заменять «живые» инструменты нет особого смысла. С другой стороны, ударные или клавишные легче поддаются подобной обработке, что говорит в пользу технизации музыки.
Мне кажется, такой вопрос вообще не должен возникать. Традиционные и электронные инструменты вполне могут существовать вместе. Дети во дворах будут играть на деревянных гитарах, рок-музыканты — выжимать максимум из технической стороны дела. Тем не менее, учиться музыке все же лучше на «живом», хранящим тепло дерева инструменте. Это и сложнее, в конце концов. И требует более бережного отношения к звукоизвлечению, чистоте звука, большего самоконтроля. Даже если предположить, что по техническим характеристикам инструменты обеих категорий скоро сравняются, филармонический оркестр не заменишь одним синтезатором. С точки зрения восприятия.Да и зачем?
Илья Шпаньков
Russian Knoppix Team
Нет, не исчезнут. Просто будут иметь не такое широкое распространение, уступив место вновь изобретаемым или совершенствующимся инструментам.
А вообще, я не делю инструменты на «живые» и «неживые». Разница между скрипкой Страдивари и синтезатором Korg — только в технологии изготовления и способа звукоизвлечения. Музыкант и в том и в другом случае — человек. Таким образом, куда большее значение имеет профессионализм исполнителя, а не материал, из которого изготовлен инструмент.