Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Жесть имею!

Архив
автор : Владимир Гуриев   19.09.2003

По оценке специалистов из Проекта Альфа при USJFCOM, первые автономные

=+=+=+=

Последние военные акции США наглядно продемонстрировали тенденцию, которая, в общем-то, давно свойственна американцам, но наиболее ярко проявилась в последние два-три десятилетия. Обжегшись на вьетнамской кампании, американские военные стали очень бережно относиться к сохранности личного состава.

Конечно, когда нельзя обойтись без непосредственного столкновения с противником, американцы могут вступить и в рукопашную, однако если есть хоть малейшая возможность этого избежать — денег на альтернативные стратегии они не жалеют.

Рассуждения о том, что войнам будущего суждено вестись в киберпространстве, верны лишь тогда, когда оба противника стоят на одной ступеньке технологического развития. На примере Ирака и Афганистана мы видим, что это совершенно необязательно. И вот здесь людей вполне могут заменить роботы, разработкой которых заняты специалисты нескольких научных лабораторий. Причем произойти это может очень скоро. По оценке специалистов из Проекта Альфа при USJFCOM1, первые автономные роботы, способные заменить человека на поле боя, появятся уже в 2005 году. А согласно их же исследованию «Unmanned Effects: Taking the Human out of the Loop», присутствие в 2025 году на поле боя роботов будет не исключением, а нормой.

При этом Гордон Джонсон (Gordon Johnson), руководитель группы, подготовившей отчет Unmanned Effects, признает, что исследования ведутся активно, но бессистемно: «Мы обнаружили, что программы развития в этом направлении есть у военно-морских сил, у ВВС, у армии, но никто в Министерстве обороны не смог объяснить, к примеру, как эти роботы будут взаимодействовать между собой». По словам Джонсона, министерские чиновники просто не понимают, что нынешние технологии действительно позволяют создать роботов, отвечающих предъявляемым требованиям, и что патронировать разработки нужно уже сегодня.

Впрочем, очень многое еще предстоит сделать. Например, с тактикой у роботов дела пока обстоят не лучшим образом. Пропагандируемые Джонсоном тактические автономные бойцы2, которые смогут работать под минимальным управлением человека, по большому счету, дело будущего. Есть проблемы с обеспечением энергопотребления в автономном режиме; системы принятия решений находятся в зачаточном состоянии.

Зачем?

Одним из самых сильных мотивов, вынуждающих американцев вести разработки в этой области, являются опасения, что другие государства могут перехватить инициативу и создать собственные «железные армии» первыми. Насколько это реально, судить трудно. Если опираться на открытую информацию, получается, что никто, кроме США, всерьез разработками в этой области не занимается.

Но выставлять всех американских военных поборниками высоких технологий было бы неверно. Разработчики сталкиваются не только с научными проблемами, но и с инерцией в рядах вооруженных сил. Военные часто не готовы признать, что роботы могут принимать решения самостоятельно, и не готовы положиться на «железки». Так что проблема не только в том, чтобы создать эффективные технологии, но и в том, как их внедрить. Поэтому даже когда речь заходит о системах с высокой степенью автономности, разработчики подчеркивают, что цель этих роботов не заменить людей, а сделать жизнь военных проще. При этом, нахваливая свои детища не на военных выставках, они гораздо менее осторожны в высказываниях. На выставках же речь о том, что роботы в обозримом будущем заменят людей, заходит редко.

Хотя военные роботы и призваны заменить людей на поле боя, отсюда не следует, что будут андроидами. Более того, пока нет ни одной модели, которая внешне напоминала бы человека. Каждому роботу — в зависимости от назначения — придана форма, наиболее подходящая для выполнения поставленных перед ним задач.


1 (назад) U.S. Joint Forces Command — штаб американских объединенных сил, один из девяти главных штабов при Министерстве обороны. Несмотря на грозное название, USJFCOM — скорее, организация, координирующая исследования, целью которых является повышение эффективности военных соединений.
2 (назад)  Tactical Autonomous Combatant (TAC).

Виртуальный солдат

Существует еще один подход повышения безопасности личного состава. И он — несмотря на свою фантастичность — по сути, более традиционен, чем идея замены людей на поле боя роботами. Речь идет о проекте Virtual Soldier3, который выполняется по заказу DARPA. Правда, нужно отметить, что реальными результатами разработчики пока похвастаться не могут, так что защитники «виртуального солдата» и их оппоненты обсуждают «бумажные» планы.

Сотрудники Virtual Soldier исходят из того, что в боевых действиях активное участие будут принимать все-таки люди, которые могут быть ранены или убиты. Чтобы облегчить работу военных медиков, предполагается для каждого солдата создать его виртуальный голографический образ — голомер (holomer) — который физически будет размещен на электронном солдатском жетоне. Сам голомер представляет собой полное голографическое представление человеческого тела, синтезированное на основе результатов тщательнейшего медицинского обследования. Однако это будет не просто трехмерная иллюстрация особенностей «внутреннего устройства» конкретного солдата. При необходимости врачи смогут нанести голомеру такое же ранение, которое получил солдат, и быстро попробовать несколько вариантов операбельного вмешательства виртуально, чтобы посмотреть, какова будет реакция организма. При сложных травмах частенько бывает полезно знать, каким пациент был до ранения.

Этим функциональность голомера не ограничивается. Как заверяет главный вдохновитель проекта Ричард Сатава (Richard Satava) из Университета Вашингтона в Сиэтле, на голомере можно будет быстро и безопасно проверять новые лекарства, новое вооружение (известно, что во время холодной войны эффективность некоторых вооружений проверялась на действительных военных частях). А благодаря тому, что в голомер будут включены алгоритмы прогнозирования, исследователи смогут не только посмотреть на моментальную реакцию организма, но и довольно точно выяснить, какое влияние оказывает новое лекарство в долговременной перспективе. Или полюбопытствовать, как будет выглядеть двадцатилетний солдат, допустим, лет через сорок. В общем, если верить Сатаве, пропагандируемый им голомер столь же чудесен, как чаша Святого Грааля.

И, как полагают противники проекта, столь же недостижим. Дело в том, что Сатава — врач, а не технарь. И это обстоятельство (вероятно, помноженное на неплохие способности к саморекламе) заставляет сомневаться в реалистичности его обещаний.

Так, Вик Спицер (Vic Spitzer), более десяти лет потративший на проект Visible Human, целью которого является создание анатомической графической базы данных, говорит, что для реализации Virtual Soldier потребуются колоссальные суммы. А вычислительная мощность устройств, которые смогут работать с собранной информацией в реальном времени, должна намного превосходить мощность сегодняшних компьютеров. Трехмерные анатомические модели — наподобие тех, что используются для оживления компьютерных анимационных персонажей — слишком примитивны, чтобы их можно было применить на практике. А те модели, которые достаточно подробны, чтобы пригодиться медикам… у команды Вика ушло полтора года на создание достоверной трехмерной модели коленного сустава. А для того, чтобы заставить коленный сустав согнуться, требуются 64-процессорные системы. Кто прав — Спицер или Сатава, — мы узнаем уже через полтора года. Команда Сатавы получила от DARPA грант на создание голомера сердца свиньи.

Еще одна угроза внедрению Virtual Soldier лежит совсем в другой плоскости. При очевидной полезности голомера не только для военных, но и для гражданских, стараниями разработчиков он может быть воспринят общественностью неблагосклонно. Уже сейчас Сатава (вероятно, чтобы повысить в глазах заказчиков ценность своего проекта) говорит, что в перспективе Virtual Soldier может использоваться в качестве технической составляющей в таких начинаниях, как Lifelog. Беда в том, что Lifelog — еще один гипотетический проект от DARPA — получил, наверное, самый плохой пиар, какой только можно придумать. Суть Lifelog — в тотальном фиксировании внешних проявлений деятельности человека. Записывается все: письма, которые вы отправили; телепередачи, которые вы посмотрели; сайты, которые вы посетили. Более того, благодаря специальным датчикам предполагается также записывать все, что видит и слышит человек, в то время как GPS-передатчик позволяет фиксировать его перемещения, а биодатчик отслеживает состояние здоровья. Все эти данные будут помещаться в специальную базу, чтобы позднее можно было суммировать их и попытаться определить неявные шаблоны человеческого поведения.

Поскольку Lifelog находится примерно на той же стадии внедрения, что и Virtual Soldier, никто против разработок в этой области особо не протестует — большинство комментаторов сомневается, что идея «виртуальной памяти» вообще может быть массово воплощена в жизнь в ближайшее время. Однако отношение к Lifelog очень настороженное, и предложение голомера в качестве биосоставляющей проекта вряд ли пойдет на пользу Virtual Soldier.

В любом случае, пройдет еще как минимум полтора года, прежде чем мы увидим, что из этого вышло.


3 (назад)  www.darpa.mil/baa/baa03-02mod4.htm.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.