Ударные темпы
АрхивКомментарий дняКатастрофы космического челнока Columbia можно было избежать: таков главный вывод специальной комиссии, расследовавшей обстоятельства трагедии в небе над Техасом.
Когда 1-го февраля в небе над Техасом развалился на куски космический челнок Space Shuttle Columbia, унеся жизни семерых астронавтов, первая мысль о причине трагедии, что пришла аналитикам, сводилась к техническим неисправностям. Старые корабли, напряжённый график работы, возможно, и какие-то неполадки на орбите: каждая из них могла стать фатальной. Общепринятая теория эта получила первое подтверждение, когда на свет были извлечены видеокадры, запечатлевшие отваливающийся на старте кусок теплоизоляции. Именно повреждения, причинённые левому крылу челнока этим злополучным фрагментом обшивки, и названы самой вероятной причиной катастрофы "Колумбии" в опубликованном во вторник 248-страничном отчёте о расследовании обстоятельств трагедии. Самой вероятной - но не единственной. Не менее важную роль сыграло то, что сегодня все западные СМИ называют "NASA culture" - внутренним стилем работы Агентства по аэронавтике и исследованиям космического пространства: точно так же, как почти два десятка лет назад "Челленджер" пал жертвой бюрократов, "Колумбия" погибла из-за наплевательского отношения руководства к мнению технических специалистов. Проще говоря, виноваты в катастрофе те самые люди, что по сей день вежливо улыбаются нам с телеэкранов.
Согласно отчёту комиссии Columbia Accident Investigation Board (CAIB), у руководства NASA было как минимум три возможности предотвратить гибель корабля и астронавтов. Первая представлялась за несколько месяцев до старта Columbia, когда инженеры, контролировавшие ход запуска одного из "Шаттлов", зафиксировали отпавший от обшивки корабля кусок изоляции. Согласно правилам, данный инцидент следовало классифицировать как серьёзное происшествие, требующее приостановки полётов челноков для проведения детального расследования. Руководство Агентства, однако, приказало причислить происшествие к менее серьёзной категории, так что в следующий раз о нём вспомнили уже только эксперты CAIB. Помните, как в начале лета, проверяя в лабораторных условиях убойную силу куска теплоизоляции, специалисты NASA делали круглые глаза, демонстрируя огромную дыру в панели, имитировавшей крыло челнока? Тот эксперимент мог быть поставлен ещё полгода назад и предотвратить катастрофу.
Впрочем, это был не последний шанс спасти "Колумбию": сразу после её старта, инженеры NASA, опять обнаружившие на кадрах отпавший кусок обшивки, обратились к начальству с просьбой провести фотосъёмку челнока прямо на орбите с помощью спутника-шпиона. И обращались потом ещё дважды - но все просьбы были отклонены, ибо дополнительная операция была чревата задержкой в основном плане работ. Были проигнорированы и пять запросов на проведение других проверок челнока.
Какой смысл проверять корабль на орбите, если спасти его всё равно бы не удалось? Увы, как следует из отчёта CAIB, спасение "Колумбии" в случае обнаружения критического дефекта крыла, было вполне реальным. Запасов пищи, а главное воздуха на борту хватило бы до середины февраля. За это время на земле был бы подготовлен шаттл Atlantis со спасательной командой из четырёх человек. Сама операция по спасению экипажа заняла бы всего один день, а неисправную "Колумбию" могли свести с орбиты и утопить в океане, либо перевести на более высокую орбиту вокруг Земли, где позже подвергнуть предпосадочному ремонту.
Причина, по которой руководство NASA игнорировало мнения своих же специалистов, скрывается в постоянной спешке: стремясь уложиться в поставленные сроки (в частности, закончить постройку ядра Международной космической станции к февралю 2004) из-за боязни дальнейшего уменьшения бюджета Конгрессом, высшие чины Агентства просто пренебрегали вопросами безопасности, дабы избежать лишних задержек. При этом, как и в любой организации, построенной по образу и подобию военной, в NASA царила диктатура: приказ начальства - закон, который не обсуждается. Таким образом первое, что советуют поменять эксперты CAIB, дабы исключить возможность повторения космических катастроф в будущем, это структуру самой NASA. Рекомендуется также организовать также комиссию по безопасности, наделённую всеми необходимыми полномочиями (вплоть до остановки полётов), и обязательно сделать её автономной, не подчиняющейся руководителям Агентства. Работа уже кипит: и американские законодатели, и пока ещё остающееся на своих постах руководство NASA, пообещали заняться реструктуризацией Агентства в ближайшее время.