Номер, который всегда с тобой
АрхивКомментарий дняКрупные американские операторы сотовой связи готовятся к введению новой услуги: постоянных телефонных номеров, которые клиенты вправе забирать с собой при смене провайдера.
Мобильная связь столь прочно вошла в нашу жизнь, что переносные телефоны кажутся уже не просто полезной вещью, но вещью обязательной. Между тем рынок мобильной связи в России фактически находится на самых ранних ступенях его развития: малое число клиентов тормозит покрытие необъятных территорий сотовыми операторами, в результате чего качество и диапазон предоставляемых услуг не идёт ни в какое сравнение с тем, что имеется у западных коллег. А на диком Западе пользователи мобильной связи поистине жируют, одерживая в борьбе за личные привилегии одну победу за другой. Самая громкая победа последних месяцев принадлежит американским обывателям, 150 миллионов которых, пользующих сотовую телефонию различных стандартов, сумели вместе с государственными органами добиться от своих провайдеров права на cell number portability, иногда именуемое wireless number portability. В переводе на русский литературный - право постоянного номера.
Начиная с 24 ноября нынешнего года, согласно директиве Федеральной комиссии США по связи (FCC) каждый из числа крупных операторов сотовой связи страны должен будет предоставить своим клиентам при переключении на обслуживание другой компанией возможность унести полученный телефонный номер с собой. Попросту говоря, получив номер один раз и известив об этом друзей и близких, человек сможет пользоваться им вне зависимости от того, какой оператор его обслуживает в данный момент. Больше того, владельцы обычных, проводных телефонных аппаратов, также смогут присвоить свой номер сотовому телефону.
Победа далась нелегко: битва с мобильными провайдерами велась на протяжении трёх лет и даже сейчас FCC обязала выполнить требования по поддержке постоянных номеров только самых крупных и успешных операторов, которые займутся предоставлением услуги в ста самых населённых районах страны. Маленькие компании, владеющие локальными сотовыми сетями, получили отсрочку до следующего лета. Причина - дороговизна и техническая сложность реализации идеи, на которые операторы жалуются все как один. По оценкам, выполненным экспертами телекоммуникационных компаний, переоснащение обойдётся американской индустрии в один миллиард долларов (примерно по шесть долларов на каждого клиента).
Впрочем, здравый смысл подсказывает, что на самом деле всё не так страшно. Ведь с точки зрения техники, постоянные номера реализуются так же, как и обыкновенный роуминг. Похоже, операторы упираются не из-за сложностей с реализацией, а из-за банальной лени и боязни резкого ужесточения конкуренции, которые могут стать результатом введения постоянных номеров.
В самом деле, даже сегодня в США около 90% пользователей мобильных телефонов - не новички: они уже имеют опыт работы хотя бы с одним другим оператором и сознательно сменили "подданство". Сменили, заметьте, несмотря на смену номера. В условиях же, когда переход от одного провайдера к другому не будет требовать изменения телефонных номеров, "текучесть кадров" может резко увеличиться. Конечно, операторы постараются удерживать клиентов традиционными способами вроде принудительного подписания многолетних контрактов, и всё же они боятся: ведь малейшее преимущество конкурента сможет привести к массовому оттоку пользователей. Другая проблема, которую предстоит решать операторам, это трудности с процессом регистрации. Нынче, переходя от одного оператора к другому, клиент волен не сообщать о своём уходе. В случае, когда номер будет постоянным, такая вольность теоретически сможет обернуться неприятностями для компании, обслуживавшей клиента. Предположить, какими именно будут эти неприятности, сейчас сложно, но комментарии представителей компаний сотовой связи уже содержат намёки на то, что проблем постараются избежать - заставив клиента уведомлять покидаемого оператора.
Так или иначе, решение принято и начиная с прошлого месяца американские операторы начали подготовку к введению новой услуги. И первым делом обложили дополнительной данью своих пользователей - подняв ежемесячную плату на сумму около доллара. Лишние средства, полученные таким образом, обещают пустить на модернизацию оборудования. Скорее всего, останется эта дополнительная плата и после введения постоянных номеров - чтобы покрывать увеличившиеся расходы: несмотря на появившиеся в прессе заявления о том, что постоянные номера почти ничего не будут стоить операторам, некоторые из последних утверждают, что эксплуатация оборудования и обслуживание клиентов в новых условиях выльется в немалые траты (так, в Cingular говорят о 50 млн. долл. ежегодно). Кто прав - покажет время, пока же предлагаю присоединиться к дискуссии и обсудить, сколь велика потребность в постоянных номерах здесь, в России.