Современные цифровые видеокамеры
АрхивМногие из фотолюбителей поневоле начинают задумываться о том, чтобы придать своим воспоминаниям об отпуске больший динамизм и подлинное правдоподобие, и логично переходят к планам по приобретению видеокамеры, причем цифровой.
Снова неумолимо наступает лето, а с ним, как обычно, и сезон отпусков. Природа и вместе с ней трудовое законодательство просто требуют расстаться с душным и пыльным городом и уехать куда-нибудь в глушь, в Италию, как сказано у известного всем классика. И очень часто хочется запечатлеть жизнь даже в этой глуши, вдалеке от городской суеты и шума.
Для этого уже давным-давно существуют фотоаппараты, и относительно недавно, каких-нибудь двадцать лет тому назад, появи лись видеокамеры. Конечно, большинство из нас пользуется фотокамерами, у которых есть несколько несомненных преимуществ. Во-первых, поскольку процесс съемки как на цифровых фотокамерах, так и на пленочных автоматизирован донельзя, фактически надо только повернуть фотоаппарат в правильном направлении и нажать кнопку. Во-вторых, благодаря многочисленным пунктам проявки и печати, как у нас, так и за пределами нас, результат можно получить и, что немаловажно, отдать (подарить) довольно быстро. В-третьих, для демонстрации своих творений не нужно никакого специального оборудования.
Но у всяких достоинств есть продолжения в виде недостатков, и они несколько огорчают отпускников. Самый главный из минусов статичной съемки — отсутствие динамики и некоторая вынужденная банальность сюжетов. «Это мы на Староместской площади, а это площадь уже без нас» и так далее в том же духе. Причины понятны: мы в своей массе не являемся фотохудожниками, и в сюжете снимка постфактум уже ничего изменить нельзя. Пользуясь компьютером, можно лишь подретушировать картинку, придать ей более «профессиональный» вид, но не более того.
Поэтому многие из фотолюбителей поневоле начинают задумываться о том, чтобы придать своим воспоминаниям об отпуске больший динамизм и подлинное правдоподобие, и логично переходят к планам по приобретению видеокамеры, причем цифровой. Наиболее культурные граждане, активно читающие толстые глянцевые «технические» журналы, которые в изобилии появились в киосках в последние годы, вполне серьезно хотят совместить видеокамеру с фотоаппаратом, о чем в каждом из этих журналов также вполне серьезно написано. К сожалению, вынужден со всей ответственностью заявить, что это практически невозможно. Любая пленочная тридцатидолларовая мыльница легко и непринужденно побьет по качеству снимков видеокамеру стоимостью в 50 раз больше. Поэтому о съемках фото на видеокамере для последующей печати надо забыть. Для выкладки на сайт снимки с видеокамеры еще подойдут, но для печати — практически нет, несмотря на миллионы пикcелей, щедро раздаваемые производителями видеокамер.
Итак, решение принято — видеокамеру надо покупать. Мы постараемся по мере своих возможностей помочь вам в этом выборе и попытаемся рассказать о том, как и по каким критериям разумнее всего выбрать цифровую видеокамеру. Сама по себе цифровая камера отличается от своего аналогового предка, строго говоря, только способом записи на ленту и возможностью легко сбросить отснятое видео на компьютер. Так что в цифровой видеокамере все та же магнитная лента, на которую просто записываются данные в цифровой, а не аналоговой форме. Оптическая часть цифровой видеокамеры, ПЗС для приема изображения, управление съемкой и т.п. в цифровой видеокамере совпадают с обычной аналоговой. Именно поэтому те критерии, которые во многих случаях подходят для выбора цифрового фотоаппарата, не подходят для выбора цифровой видеокамеры. Например, при выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев является количество пикселей в матрице фотокамеры (чем больше, тем лучше и дороже), а при выборе цифровой видеокамеры этот критерий просто неприменим в принципе, как бы нас не пытались разубедить в этом производители видеокамер. Различия в подходе к выбору в основном связаны с тем, что разрешение видеокамеры жестко ограничено стандартом телевидения (для PAL — 720x576), а цифровая фотокамера никаких ограничений по разрешению не имеет.
Мы сделаем попытку рассказать вам о реально значимых параметрах при выборе видеокамеры. Фирмы-производители видеокамер, в которых последний год явно командуют парадом маркетологи, а не технические специалисты, в своих рекламных данных о цифровых видеокамерах обычно выделяют один-два наиболее значимых (на взгляд маркетологов) достоинства рекламируемой камеры и именно их продвигают. К сожалению, в большинстве случаев, таким образом рекламируются абсолютно не нужные пользователю вещи, за которые он, тем не менее, должен заплатить вполне нужными себе деньгами. Например, наверняка все помнят рекламную кампанию известной фирмы Sony, которая в качестве основного достоинства своих видеокамер преподносила возможность работы в течение 10 часов от одного аккумулятора. За бортом рекламы осталась информация о том, что за такой аккумулятор надо было заплатить дополнительно более $100, что этот аккумулятор просто огромен и в случае с некоторыми моделями видеокамер из-за этого было трудно снимать, поскольку аккумулятор упирался в щеку, что этот аккумулятор заметно утяжелял камеру и т.д. Кроме того, известно, что девяносто пяти процентам владельцев видеокамер никогда в жизни не потребуется снимать больше двух, максимум трех часов непрерывно в условиях отсутствия электричества. Автору этих строк, например, вполне хватает аккумуляторов на 3 часа для съемок недельного похода по горам. Еще один, совсем свежий пример: в рекламе новых видеокамер Canon главный мотив — возможность прямой печати фотографий с видеокамеры на цветные струйные принтеры (угадайте с трех раз, какой фирмы должны быть принтеры), причем такая возможность есть только у некоторых моделей принтеров. Это преимущество видеокамер может потребоваться только десяткам людей из тысячи и только один или два из них решится купить (или заменить имеющийся) струйный принтер для печати снимков с видеокамеры, не говоря уже о том, что без дополнительной компьютерной обработки снимки с видеокамер печатать просто не стоит. Тем не менее, в рекламных проспектах именно на эту особенность видеокамер сделан основной упор. Поэтому не стоит доверять броским рекламным материалам производителей видеокамер. В них, в качестве достоинств, преподносится что угодно, но только не то, ради чего видеокамеру покупают — качество съемки и удобство ее использования.
Расскажем сначала о форматах цифровых видеокамер. Для любительских камер сейчас существуют четыре формата цифровых видеокамер — Digital 8, miniDV, microMV и DVD. Первые два различаются, по сути, только форм-фактором кассеты и вытекающими отсюда весогабаритными характеристиками. Формат Digital 8 предлагается только фирмой Sony, так как попытки фирмы Hitachi тоже выпускать камеры этого формата коммерческого успеха не имели, и выпуск их был прекращен. Поскольку в них используются большие кассеты, то сами камеры велики по размерам и весят около килограмма. Камеры Digital 8 появились впервые в 1999 году, и в то время их основное преимущество заключалось в невысокой, по сравнению с камерами miniDV, стоимости, как самих камер, так и кассет для них. Сейчас это преимущество уже утрачено и недорогие miniDV-камеры от той же Sony начали конкурировать по цене с камерами Digital 8. Среди камер этого формата нет дорогих камер с хорошими характеристиками, их вес не располагает к их использованию вашими женами и подругами, поэтому мы не рекомендуем приобретать их. Совершенно очевидно, что рано или поздно это направление будет закрыто самой же Sony в силу его тупиковости. К тому же, если на рынке США самая дешевая камера формата Digital 8 стоит менее $400, и с такой ценой она действительно вне конкуренции по стоимости, то в России самая недорогая камера этого же формата стоит на $70-$80 дороже, и вполне сравнима по цене с недорогими miniDV-камерами. Камеры формата MicroMV опять же предлагаются только фирмой Sony и являются полной противоположностью камерам Digital 8. Они очень малы, можно даже сказать, миниатюрны, но сверхминиатюрность для видеокамеры является очевидным преимуществом только для любителей экстремальных путешествий и прыгающих или летающих спортсменов. Снимать в обычных условиях такими камерами неудобно, поскольку рука практически не чувствует веса камеры и постоянно «гуляет» во всех направлениях. Управлять microMV-камерой тоже не очень удобно — пальцы руки человека слишком велики для них. Кроме этого, самый существенный недостаток microMV-камер заключается в нестандартном формате записи видео на ленту — MPEG-2 Transport Stream. Записанное на такой видеокамере видео понимает только специальная программа от Sony и всего несколько видеоредакторов. Несмотря на то, что поддержка microMV-формата будет добавляться и в другие видеоредакторы, проблемы и трудности с редактированием видео от microMV-камер останутся из-за специфики собственно MPEG формата. Кассеты для камер microMV стоят в два раза дороже других кассет для цифровых камер, да и найти в продаже их очень непросто.
DVD-камеры стали продвигаться сначала фирмой Hitachi, затем о выпуске аналогичных камер объявила Sony, потом появились анонсы их выпуска и других фирм. Смысл идеи DVD-камер в том, что снимаемое изображение записывается на mini DVD-диск диаметром 8 сантиметров в формате MPEG-2. У камер DVD-формата, увы, несколько существенных недостатков. Во-первых, запись в формате MPEG-2 не дает возможности комфортно и без потерь редактировать видео на компьютере. Во-вторых, с более-менее приемлемым качеством съемки можно на один диск записать только полчаса видео при стоимости диска более $10. Фактически камеры DVD-формата возвращают нас к аналоговым видеокамерам, поскольку самое главное рекламируемое преимущество DVD-камер заключается в легкости просмотра — снял, вынул диск, поставил диск в DVD-плеер и сразу можно смотреть видео. Вспомните позабытую рекламу старых аналоговых видеокамер — снял, вынул кассету, установил ее в видеомагнитофон и сразу можно смотреть. Похоже, не правда ли? Просто видеомагнитофон заменен DVD-плеером и более ничего. Несомненно, качество воспроизведения на DVD-плеере намного выше VHS-видеомагнитофона, но дальше что? А дальше для редактирования видео на компьютере придется прибегать к ухищрениям, сравнимым с теми, которые требуются от нас для работы с аналоговыми видеокамерами. Поэтому приобретение DVD-видеокамеры разумно только в том случае, если у вас нет желания редактировать видео после съемки, есть DVD-плеер или вы планируете его купить вместе с камерой.
Формат miniDV сейчас стал самым распространенным для любительских цифровых видеокамер. Абсолютно все производители выпускают камеры в этом формате. Никаких проблем со сбросом на компьютер и последующим редактированием видео у камер этого формата нет. Ценовой диапазон для miniDV-камер от $500 до $3400, поэтому среди них можно выбрать подходящую камеру в пределах практически любого, выделенного на эти цели, бюджета. Кассеты к ним продаются повсюду, но если вы собираетесь поехать в отпуск с miniDV-камерой за пределы нашей страны, купите их здесь с запасом. За рубежом miniDV-кассеты (как, впрочем, и другие) стоят в два-три раза дороже. Именно по причине массовости, оптимальности габаритов и веса камер miniDV мы остановимся на критериях выбора для этого формата цифровых видеокамер.
У видеокамер есть своя существенная специфика по сравнению с более привычным для нас компьютерным оборудованием — их качество невозможно описать только цифровыми (количественными) критериями. Без субъективной оценки выбор видеокамеры практически невозможен.
Начнем наше изучение параметров цифровых видеокамер с одного из самых почитаемых:
Оптическое увеличение. Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров видеокамеры. Он характеризует способность камеры «приближать» удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением — объектив с высоким качеством «увеличивает» изображение, и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера увеличивает изображение просто как лупа и качество, конечно, оставляет, мягко говоря, желать лучшего.
Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25. Самые дешевые камеры имеют увеличение в пределах 20–25. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10–12, и только камеры стоимостью от $2000 и выше могут похвастаться и большим значением optical zoom и хорошей оптикой.
При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения — 10 или 12 вполне достаточно для любой съемки. Если же вы планируете провести отпуск в морском круизе, в горах или в других подобных условиях, в которых может потребоваться съемка значительно удаленных объектов, то правильнее будет приобрести к своей камере телеконвертор (который можно использовать по мере необходимости) для увеличения optical zoom своей камеры на время отпуска. Кроме этого, следует купить хотя бы самый легкий и небольшой штатив для съемки, поскольку сделать качественную съемку на большом оптическом увеличении с рук практически невозможно. Никакой стабилизатор здесь, увы, не поможет. Руки человека имеют нехорошее свойство дрожать, и идеально плавно водить камерой на весу может, к сожалению, далеко не каждый любитель, а точнее — никто не может.
Цифровое увеличение. Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от цифрового увеличения нет. Крайне невысокое качество изображения при цифровом увеличении делает его применение для практических целей неприемлемым. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное, если говорить еще точнее — просто врут. На самом деле цифровое увеличение следует отключить немедленно по приобретении камеры, так как камера во время съемки сама переходит в режим цифрового увеличения по исчерпании возможностей оптики объектива и результат съемки после этого уже не исправить. Если же потом все-таки захочется «рассмотреть под лупой» отснятое изображение, то это легко можно сделать в любом редакторе видео или программе редактирования изображений.
Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит обращать внимание — этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.
Тип стабилизатора. Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки — изображение будет дрожать, причем мелко и противно. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор в принципе, но кто из нас поедет в отпуск со штативом? Тип стабилизатора не имеет решающего значения, и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов — оптический и электронный. Рассмотрим очень кратко принципы их работы.
Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме — за счет избыточного размера ПЗС-матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:
Достоинства электронного стабилизатора — невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки — «залипание» изображения, избыточность матрицы, а также артефакты изображения, заметные и мешающие при монтаже фильма на компьютере. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры.
Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной — с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС-матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора:
Достоинства оптического стабилизатора — высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа перемещения камеры, меньшее количество пикселей в матрице, нет «залипания» изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является более высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором, по сравнению с камерой с электронным стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при плохом освещении. Недостатки — высокая стоимость и большее энергопотребление. В последнее время одно из преимуществ оптического стабилизатора, а именно — повышенная чувствительность видеокамер с ним, умелыми руками маркетологов сведено на нет. Маркетологи требуют от технических специалистов дать больше пикселей в ПЗС, и они дают, тем самым ликвидируя один из несомненных плюсов оптического стабилизатора — использование небольшого количества больших по площади пикселей в матрице.
Количество ПЗС. Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который еще год-два тому назад сразу становился понятным класс видеокамеры. Сейчас сам по себе факт наличия трех ПЗС в любительской видеокамере почти ни о чем не говорит. Расскажем о том, как этот параметр рассматривался раньше, в ту эпоху, когда мнения технических специалистов что-то значили в фирмах-производителях.
Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС со светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС-матрица, конечно, всегда черно-белая), то есть анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное цветовое разрешение у 1-ПЗС-камер будет несколько хуже, чем у 3-ПЗС-видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB-фильтры, эмулирующие три ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB-фильтром и 3-ПЗС-камерами.
У 3-ПЗС-камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС-матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС в большинстве случаев используется оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило — камера Panasonic DX100 (снята в настоящее время с производства).
Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном, и далеко не самом лучшем, телевизоре, камера с одним ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с тремя ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video-входом разница заметна, и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на камерах с одним ПЗС и тремя ПЗС. К сожалению, практически все сказанное выше относится к камерам старым или к камерам, стоимость которых выше $2000. Для экономии на производстве видеокамер и снижения их себестоимости, производители стали уменьшать размер матриц с одновременным увеличением количества пикселей на них. Результат не заставил себя ждать — некоторые новые 3-ПЗС-камеры стали стоить около $1000, что плюс, конечно, но и снимать они стали явно не на прежние деньги. Для примера — 1-ПЗС-видеокамера Panasonic MX8, снятая уже с производства, снимает лучше, чем новая 3-ПЗС-камера той же фирмы MX500. При этом MX8 стоила год назад существенно меньше, чем MX500 сегодня.
Количество пикселей у ПЗС (CCD). Споры по оценке важности этого параметра среди любителей вечны. У профессионалов этот вопрос не вызывает никаких дискуссий, поскольку в профессиональных камерах количество пикселей уже многие годы не меняется и меняться для существующих систем телевидения не будет, поскольку профессионалам довольно трудно, точнее невозможно, доказать необходимость увеличения количества пикселей, на то они и профессионалы. Реальность же такова:
Количество пикселей, необходимых именно для фиксации видеоизображения, зависит только от системы телевидения и составляет для PAL-415 000, для NTSC-350 000.
Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно 800 000 и большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере может быть электронным или количество пикселей увеличено ради возможности снимать фото с большим разрешением, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.
Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает, что камера позволяет делать фотоснимки (только фотоснимки!) с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.)
Если в спецификации на видеокамеру указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения количеству (см. выше), то это совершенно определенно говорит о том, что камера имеет оптический стабилизатор.
Выводы достаточно просты — если съемка как можно более качественных (для видеокамеры) фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС. Причем надо понимать, что качество фотоснимков у цифровой видеокамеры с максимально возможным количеством пикселей в ПЗС (на сегодняшний день это 2 миллиона) будет хуже, чем у близкой по параметрам цифровой фотокамеры, не говоря уже о пленочном фотоаппарате. К сожалению, в погоне за ростом рынка сбыта производители видеокамер постоянно увеличивают количество пикселей у ПЗС, но при этом оставляют размер матрицы прежней или даже уменьшают ее размеры, так как увеличение размера матрицы резко увеличивает стоимость камеры. Расчет делается на несведущего покупателя, который действительно в большинстве случаев считает, что чем больше пикселей, тем лучше. Результат, однако, зачастую бывает прямо противоположным. Поскольку площадь матрицы остается прежней, площадь отдельного пикселя уменьшается, уменьшается падающий на него световой поток и также уменьшается чувствительность камеры. Производители, конечно, кокетливо намекают на прогресс в технологиях, улучшающих чувствительность матрицы и уменьшающих ее уровень собственных шумов, но улучшения технологии одинаково влияют на матрицы всех размеров. Почему-то те же самые производители не уменьшают матрицы в профессиональных камерах, несмотря на совершенствование технологий.
Чувствительность. Минимальная чувствительность обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда «забывают» написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.
Размер матрицы. Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. Размер матрицы измеряется в долях дюйма, и чем меньше число в числителе дроби, обозначающей размер матрицы, тем размер больше. Типичные размеры матриц у любительских камер прошлого года — 1/4, нынешнего — 1/6. В последнее время производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращая внимания на уменьшение размера матрицы, стали сплошь и рядом уменьшать матрицы. Эта тенденция стала фактически доминирующей на рынке. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, то есть мы с вами, взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении, съемки в сумерках, у костра на пикнике и т.п. Для экономии на матрице производители прибегают к электронным (и поэтому недорогим) способам обработки изображения — для того, чтобы пользователю не бросалось в глаза плохое качество съемки. Вот типичный пример такого подхода. Сверху приведен снимок старой цифровой видеокамерой Sony DCR-410E, снизу совсем новой — Panasonic DS60EN. Отчетливо видно, что снимок сверху четче, несмотря на большое количество пятен цветового шума:
Panasonic просто применил шумоподавление, но поскольку сама по себе камера справа снимает не лучше камеры слева, то пришлось пожертвовать четкостью картинки. Результат очевиден — и то и то плохо, только по-разному. Такое шумоподавление очень похоже на результат работы обыкновенного фильтра Blur (Размытие).
Карты памяти. Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной, и в рекламных компаниях всех фирм-производителей видеокамер такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на 1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет хоть какой-то смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать.
Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте, разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения. Поэтому, например, нет смысла приобретать из камер одной серии более дорогую модель, поскольку вы заплатите лишние деньги за гипотетическую возможность пользоваться картой памяти. Единственный теоретический плюс в наличии карты — возможность послать кому-нибудь снимок с этой карты, если вы находитесь далеко от своего компьютера. Но для этого вам надо найти место, где бы вам разрешили подключить камеру или кард-ридер к компьютеру. Далеко не во всех интернет-кафе, например, вам позволят это сделать.
Встроенные эффекты. Еще один из параметров видеокамеры, на который не стоит обращать внимание. Мало того, настоятельно рекомендую забыть о существовании в видеокамере возможности наложения эффектов и никогда их не применять. Применение эффектов во время съемки отвлекает оператора и, самое главное, оно необратимо. Если при редактировании на компьютере вы можете посмотреть результат применения эффекта и изменить его или отменить совсем, то после эффектов от видеокамеры ничего уже изменить нельзя. Можно только удалить фрагмент вашей съемки.
Габариты и вес. Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны — если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. местах. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях, да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах.
Существует другая крайность — камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить — ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно «дрожат» в руке оператора, и зачастую никакой стабилизатор в этой ситуации не помогает. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры.
Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600–800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.
Субъективные параметры
Качество съемки. Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки «на глаз». Хороший критерий качества — съемка и внимательное изучение результатов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при плохой освещенности, то она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. Единственное «но» — всегда следует сравнивать ту камеру, которую предполагается купить, с камерой, которая заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе на неопытный взгляд начинающего любая камера покажется хорошей. Конференции в сети забиты сообщениями «я купил камеру ххх, это великолепная камера, снимает отлично, очень удобна и т.д. и т.п.». Случаи объективного отношения владельца к новой покупке крайне редки, поэтому на мнения владельцев стоит обращать внимание только в случае умения читать «между строк».
Удобство работы. Удобство работы является вторым по важности определяющим фактором после качества съемки, на который, к сожалению, обращают внимание только после начала эксплуатации видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это, например:
Управление ручными режимами — фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т.п. только через меню.
Кнопка входа в меню находится под ЖКИ-дисплеем с левой стороны камеры.
Вместо кнопок используется сенсорный экран. Сенсорный экран особенно популярен сейчас у видеокамер от фирмы Sony. Многие из последних моделей видеокамер этой фирмы оснащены именно сенсорными экранами. Такой экран вещь удобная, конечно, но есть одно но — если светит солнце, разглядеть кнопки на таком экране просто невозможно. Забавно, но в сети уже появились способы обхода этого недостатка — надо перевернуть дисплей на 180 градусов, прижать его к камере и, нажимая левой рукой на кнопки экрана, смотреть результат манипуляций в видоискателе камеры. Хороший способ, он отлично развивает координацию движений оператора, тренирует пальцы левой руки, а если серьезно, этот пример показывает, как весьма своеобразно производитель «заботится» об удобстве пользования своим устройством.
Поэтому совершенно очевидно, что выбирая камеру, надо просто проделать операции быстрого перехода с автоматического на ручные режимы (в первую очередь это экспозиция и фокусировка) и посмотреть, насколько быстро это можно сделать при любых внешних помехах, таких, как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию и/или фокус очень быстро, и хорошие кадры потеряны не будут. На удобство управления можно особо не обращать внимания только в том случае, если в ваши планы не входит использование каких-либо ручных режимов, и вы не планируете их осваивать — как снимет на автомате, так пусть и будет.
Также надо обязательно оценить удобство управления трансфокатором (приближением/удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем руки без дерганий и задержек.
Сопряжение с компьютером. По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DVin). Этот вход должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен. Отдельные «умельцы» умудряются продавать в России камеры, предназначенные для поставки в страны ЕЭС с заблокированным DV-входом. Поэтому даю бесплатный, но бесценный совет — никогда не покупайте камеры в Европе, если вы на 200% не убеждены, что в покупаемой вами камере есть DV-вход (выход есть всегда). Риск купить заблокированную камеру в Европе очень велик, а за разблокировку камеры в России с вас возьмут денег, не менее $50, что сразу же омрачит радость от «дешевой» европейской покупки. Кроме этого, недавно Европейское сообщество изменило требования к качеству блокировки цифровых входов, ужесточив их в сторону обязательной аппаратной блокировки DV-входа. Если раньше наш российский умелец снимал блокировку фактически программно, то теперь такой способ может не пройти. Снятие аппаратной блокировки доступно не всем специалистам, да и стоимость снятия аппаратной блокировки намного больше. Про гарантию лучше вообще умолчать, дабы не расстраиваться еще больше. Покупать же камеру в зоне NTSC вещания тоже не имеет смысла, поскольку будут очевидные проблемы с записью NTSC на бытовой VHS-видеомагнитофон, например. К тому же разрешение у NTSC-камер ниже, чем у PAL-камер.
Все это хорошо, скажет любознательный читатель, а что же купить конкретно? Позволю себе дать несколько наиболее оптимальных на сегодняшний день по соотношению цена/качество вариантов приобретения цифровой камеры в зависимости от вашего бюджета. Готовясь к покупке, всегда прибавляйте $60–$100 к стоимости видеокамеры, поскольку обязательно потребуется приобрести второй и более емкий аккумулятор, приличную сумку и защищающий от внешних воздействий объектив ультрафиолетовый фильтр. По сравнению с прошлым годом, ситуация с выбором видеокамеры упростилась для тех, кто ищет недорогую (до $700–$900) видеокамеру, и превратилась практически в тупиковую для тех, кто не стеснен в средствах, но ищет портативную, относительно легкую видеокамеру с высоким качеством съемки.
Для первой категории сейчас выбор прост потому, что маркетинговая политика ведущих фирм-производителей очень похожа одна на другую, поэтому и камеры получаются очень похожими одна на другую по своим параметрам. Можно смело утверждать, что среди видеокамер нижнего и среднего ценового диапазона очевидных лидеров по качеству съемки нет и не предвидится. Происходит практически синхронное уменьшение матриц, диаметров объективов, размеров самих камер и т.д. Мы не рекомендуем приобретать камеры дороже $800, поскольку вы заплатите лишние деньги только за дополнительные «бантики», которые с вероятностью 99,99% вы никогда использовать не будете. Из конкретных моделей можно назвать Panasonic DS60 или Panasonic GS30, JVC GR-DVL320 (спешите, это прошлогодняя камера, новые JVC тоже с уменьшенными матрицами), Sony TRV16, TRV22. По качеству съемки эти камеры приблизительно одинаковы, разница только в нюансах, на которые вряд ли обратят внимание ваши зрители. Поэтому при выборе исходите из удобства использования, из соображений «камера легла в руку» и прочих ваших личных субъективных пристрастий.
Для второй категории, то есть для людей в финансах не стесненных, ответ звучит так — сейчас ни за какие деньги вы не купите легкую (до 800 грамм) и портативную видеокамеру с высоким качеством съемки. Еще год-два тому назад вы могли выбирать между камерами Sony TRV900, Panasonic MX300/350 или Panasonic MX8. Сегодня, благодаря неустанной «заботе» фирм-производителей о нас, грешных, такого выбора нет. Хорошие по качеству съемки miniDV-камеры сегодня — это, например, Canon XM-2 ($2200) и Sony VX2000 ($2700). Но камеры эти большие и тяжелые, брать их с собой в горы, например, где каждый грамм веса на учете, как-то не хочется. К тому же эти камеры обладают заметным энергопотреблением и требуют тяжелых дополнительных аккумуляторов. Поручить же съемку подобной камерой своей жене или подруге это просто жестоко, не говоря уже о возможных выяснениях отношений. Единственная портативная камера в этой ценовой категории, которая еще более-менее прилично снимает — это Sony TRV940, хотя и она уступает своей предшественнице TRV900, да и весит почти килограмм. Но вряд ли Sony нарушит сегодняшние традиции — наверняка выйдет новая камера на смену TRV940, которая будет снимать еще хуже. Искренне надеюсь, что это предсказание не сбудется, но шансов мало. Из новинок этого года стоит отметить только видеокамеру Sony DCR-TRV60 из-за возможности съемки видео с 16:9 без потери разрешения. Все современные камеры умеют снимать в этом режиме, но все делают это за счет уменьшения полезной площади матрицы, используемой для такой съемки. TRV60 имеет матрицу в 1/3,6 и позволяет снимать без потерь в режиме 16:9. Если вы имеете соответствующий телевизор и большое желание снимать в 16:9, то TRV60 альтернативы нет.
Хотелось бы также посоветовать не зацикливаться на выборе единственно правильной видеокамеры. Есть очень верное утверждение, можно считать его аксиомой — интересный фильм, снятый любой цифровой видеокамерой, будут смотреть вне зависимости от нюансов качества съемки; фильм скучный смотреть не будут, даже если он снят великолепной дорогой видеокамерой.
В заключение несколько полезных советов по съемке в долгожданном отпуске. Самый первый и самый важный — никогда не экономьте кассеты. Снимайте больше, снимайте все подряд, снимайте не задумываясь. Помните о том, что вы в отпуске, и, снимая, развлекаетесь; помните, что вы не оператор, который изредка отдыхает от съемок. Постоянные мысли о том, заслуживает ли объект быть снятым, очень часто отравляют все впечатления от того, что вы видите перед собой. Считайте, что любой мало-мальски интересный объект надо снять. Потом, вернувшись домой и сбросив отснятое видео на жесткий диск вашего компьютера, вы легко удалите все то, что не стоит показывать в вашем будущем фильме. Но, согласитесь, если вариантов для выбора больше, то больше и возможностей создать интересный фильм о своем отпуске.