Желаем знать
АрхивКомментарий дняУникальный проект, предусматривавший создание онлайновой машины по предсказанию террористических актов, пал жертвой американских бюрократов. Собственная репутация оказалась для чинуш важней всего, даже человеческих жизней.
Возможно ли предсказание будущего? Вероятно, в ответ на этот вопрос, вы попросите уточнить, о предсказании какого именно события и каких временных рамках идёт речь - ведь, в общем случае, такая проблема сводится к сбору и анализу имеющейся информации. Чем больший её объём будет проанализирован, тем выше шансы предсказать ход событий верно. Всё это кажется логичным пока речь идёт о повседневных вещах вроде цен на продукты или погоде. А сработает ли данный метод в случае, когда предсказать требуется событие необычное - вроде террористического акта? Здесь, вероятно, необходим более ответственный подход к делу, нежели просто беглый просмотр газетных заголовков. Для этого используются группы аналитиков, имеющие доступ к закрытым от общественности источникам информации.
Впрочем, сколь ценными бы ни были информационные источники, количество обрабатываемой информации всегда ограничено физическими возможностями аналитиков, штат которых обычно не слишком велик. А потому качество предсказаний терактов государственными аналитиками (и в России, и в других странах мира) оставляет желать лучшего. Доказательством тому - постоянные сообщения о новых и новых жертвах среди мирного населения. Как быть? Нужна идеальная (или близкая к таковой) машина для предсказаний, включающая тысячи и тысячи человек. И, строго говоря, она уже давно существует. Это - рынки ценных бумаг.
Взгляните на любой подобный рынок (хорошими примерами могут служить NYSE и NASDAQ) . В простейшем случае здесь торгуют акциями - бумагами, цена которых варьируется в зависимости от ожиданий участников в отношении выпустивших их компаний: если участники торгов (трейдеры) полагают, что компанию ждёт всплеск продаж, спрос на её акции повышается и, соответственно, растёт цена (сумма, за которую одни участники соглашаются расстаться с принадлежащим им пакетом акций). Помимо акций существует масса других инструментов (опции, фьючерсы и др.), но все они, вне зависимости от их вида, "работают" на ожиданиях. Используя различные виды ценных бумаг, трейдеры имеют возможность зарабатывать не только на росте, но и на падении цены, и вообще - на её изменениях.
Самое интересное во всей этой механике то, что рынок оказывается чрезвычайно эффективным в предсказании тех или иных событий (к примеру, цен на продукты). Когда в торгах участвуют сотни тысяч и миллионы человек, автоматически учитывается любая крупица информации, так или иначе могущая оказать влияние на цену торгуемых бумаг в будущем. Именно это подразумевают, когда говорят, что "рынок знает всё". Скрупулёзный учёт облегчается большим числом участников, а мотивация тщательного сбора и анализа информации проста - ведь в игру вовлечены личные средства трейдеров. Так почему же не использовать потенциал такого рынка для предсказаний терактов и прочих социально важных событий, могущих повлечь за собой человеческие жертвы? На минувшей неделе в США как раз провалилась одна из таких попыток.
Инициатором проекта под названием Policy Analysis Market (PAM) стали специалисты Агентства перспективных исследований DARPA, что в США. Задумка их предусматривала создание онлайновой биржи, на которой торговались бы несколько видов ценных бумаг, дающие возможность участникам торгов заработать, предсказав то или иное событие в политической или экономической сферах жизни ряда государств (Египта, Ирана, Израиля и др.). Механизм работы PAM, к сожалению, известен, только в общих чертах и сводится к следующим простым моментам. Предположим, ожидается смещение с поста важного политического деятеля Х. На данное событие руководством биржи выпускается (пока что - задёшево) какая-то ценная бумага, которая будет выкуплена по некой высокой цене в случае, если событие произойдёт. Понятное дело, что пока развязка не наступила, приобретённые бумаги можно продать другим участникам - и чем более высоки ожидания, тем более активно будут вестись эти спекулятивные операции. Так что возможностей заработать здесь - море. При этом главное свойство рынка - учёт им всей доступной (легально или нелегально, открытой или приватной - не имеет значения) информации - остаётся в силе, а значит остаётся и замечательный "дар предвидения". Наблюдая за ходом торгов, вероятно, можно было бы с очень высокой точностью предсказывать самые разные события. Среди которых могли бы быть не только отставки и пришествия на политический олимп новых фигур, но и террористические акты, и прочие критически важные для общества происшествия.
Конечно, во всём этом есть масса неясных моментов. К примеру, никто не знает, сколь сильным могло бы оказаться влияние на такую биржу террористов, которые - для введения в заблуждение противника, либо просто с целью заработать - участвовали бы в торгах сами. Никто не знает и как сказалось бы на торгах вмешательство спецслужб, что занялись бы профилактикой, своими активными действиями предупреждая нежелательные события. Вероятно, биржа смогла бы эффективно учесть и эту информацию. Проверить догадку, к сожалению, невозможно: PAM, которая должна была начать свою работу 1 октября, задействовав около тысячи трейдеров, потерпела фиаско задолго до старта, пав жертвой чистоплюев-бюрократов, поставивших свою репутацию выше человеческих жизней. Сенаторы, загубившие проект на корню, уверили своих коллег, рассматривавших запрос на выделение средств (8 млн. долларов) на проектирование и запуск PAM, в гротескности идеи: мол, допустить, чтобы граждане ставили деньги на убийство, к примеру, своего президента, никак нельзя. Сколь успешной могла стать работа такой биржи? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!