Почем спам для народа?
АрхивКомментарий дняСпам - напасть, преследующая сегодня буквально каждого. Но насколько правдивы заявления о "миллионных потерях" от нежелательной почтовой корреспонденции?
С этой проблемой каждый день сталкиваются десятки миллионов компьютерных пользователей. В том числе (наверняка) и вы. При этом никто не знает точно, во что именно обходится нам её частичное или полное решение. Спам. Обычный и ставший привычным входящий поток электронно-почтовой корреспонденции, десятки и сотни сообщений, что валятся в виртуальный ящик без перерыва. Спам чистят вручную, его фильтруют на серверах, для борьбы с ним организуют общественные акции - и всё это, надо полагать, во что-то обходится. Но как именно оценить ущерб, наносимый спамом рядовым сетянам и компаниям, эксплуатирующим Интернет-ресурсы?
Решение этой задачи логично начать с оценки тех расходов, что несут на отправку своей почтовой массы сами спамеры. Ведь, сколь бы дешева она ни была, отсылка каждого отдельного электронного письма всё равно чего-то стоит. Впрочем, очень мало. Минимизировав размер рассылаемого сообщения, даже через модемное соединение можно отправлять его сотням адресатов ежеминутно. При том, что минута соединения dial-up стоит сегодня около 20 копеек, цена доставки рекламного сообщения адресату исчисляется десятыми долями копейки. Конечно, рассылка миллионов писем будет стоить уже вполне ощутимых денег (тысячи рублей), но для профессиональных спамеров, владеющих большими адресными базами данных, эти затраты окупаются с лихвой: цена за миллионную рассылку обычно не ниже двух сотен долларов.
В расходы рядовых сетян, находящихся по другую сторону почтовой цепочки, затраты на время соединения с почтовым сервером (или превосходящие их затраты на трафик) тоже входят, однако они ничтожно малы. Фактически, каждый пользователь, даже не защищённый почтовым фильтром, получает едва ли несколько десятков спам-сообщений за сутки, так что общая стоимость потерь здесь незначительна. Гораздо большее время тратится на идентификацию спамерских посланий и их удаление. Казалось бы, что может быть проще, чем нажать клавишу "delete", отправив очередной PR-шедевр в небытие? На деле, сегодня приходится вчитываться в заголовок и даже текст письма, прежде чем решиться на его уничтожение - ведь спамеры достаточно хитры, чтобы замаскировать свои творения под обычные письма, а коллеги и друзья часто недостаточно прозорливы, чтобы озаботиться хотя бы заполнением поля Subject.
Проблема здесь в том, что оценки затрачиваемого на чистку спама времени сильно разнятся. The New York Times вчера опубликовала статью, в которой среди прочего были приведены оценки, даваемые аналитиками из разных компаний. Все они сходятся в числе ежедневно получаемых американским компьютерным пользователем спам-сообщений - чуть больше десятка. Но в том, что касается времени, согласием и не пахнет: от 4 до 84 секунд - вот сколько, по мнению нескольких экспертов, требуется на уверенное определение человеком рекламного письма и его удаление. Учитывая такой разброс, не стоит удивляться и широкой вариации денежных затрат, в которые выливается чистка спама: помножив ежедневные потери времени на средний заработок, исследователи получают (для американских реалий) от 50 до 1500 тысяч долларов ежегодно теряемых из-за спама каждым работником.
Конечно, одним лишь воздействием на конечных пользователей спам не ограничивается. У компаний и провайдеров, владеющих почтовыми серверами, свои статьи расходов. Во-первых, здесь уже не получится пренебрегать оплатой трафика, порождаемого спам-корреспонденцией. Во-вторых, необходимо задуматься об уменьшении нагрузки на внутреннюю сеть, к примеру, через использование почтовых фильтров или реализацию каких-то уникальных алгоритмов раздачи почты (так, в AOL с её 90 миллионами почтовых аккаунтов, вместо хранения миллионов одинаковых сообщений обычно хранят только одну копию). В-третьих, нужно выделять консультантов, которые помогли бы пользователям решать проблемы, возникающие в результате неправильной работы фильтров. Всё это стоит денег, хоть конкретные оценки опять же сильно расходятся, варьируясь от тысяч до миллионов долларов на одну компанию.
Впрочем, это всё - там, на Западе. Сколь велики потери от спама здесь, в России, для отдельных пользователей и их сообществ? Вероятно, у нас разброс должен быть ещё больше, но проводил ли кто-то соответствующие изыскания? И что подсказывает ваш личный опыт? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!