Искусство быть честным
Архив«Все искусство государственного управления сводится лишь к одному искусству — быть честным», — говорил когда-то автор проекта Декларации независимости США и третий президент страны Томас Джефферсон.
«Все искусство государственного управления сводится лишь к одному искусству — быть честным», — говорил когда-то автор проекта Декларации независимости США и третий президент страны Томас Джефферсон. Слова, что ни говори, очень красивые, и нет ничего удивительного в том, что одним из важнейших национальных достояний США, да и вообще всей человеческой цивилизации, принято считать принципы народовластия и базовых гражданских свобод, заложенные когда-то Джефферсоном и его соратниками в основу американского государственного устройства.
Поразительно иное: как на этом благородном фундаменте сумел вырасти в корне иной образ типичного современного политика — лживого, продажного, лицемерного и корыстолюбивого. Впрочем, отцы-основатели США здесь скорее всего ни при чем, поскольку «политика как грязное дело» — явление интернациональное и распространенное повсеместно. Но зато именно в Америке есть еще люди, не только хорошо помнящие, но и пытающиеся возродить благородные заветы предков.
В пятницу 4 июля, явно в честь главного праздника страны, Дня независимости, два сотрудника исследовательского центра Media Lab Массачусетского технологического института «вручили» согражданам свой подарок — веб-сайт GIA (Government Information Awareness, или «Информационная осведомленность о правительстве»; opengov.media.mit.edu). Эта инициатива стала своеобразной реакцией той части общества, что крайне встревожена перспективами скорого развертывания мощной федеральной системы TIA, предназначенной для массовой слежки за гражданами США и иностранцами. Разработанная в Media Lab, система GIA позиционирована как «симметричный ответ на TIA». В качестве же главной задачи проекта его авторы называют создание единого, всеобъемлющего и простого в использовании хранилища информации о деятельности властей — конкретных людей, ведомств, организаций и корпораций, имеющих связи с правительством США. База данных, для начала засеянная информацией о более чем трех тысячах государственных деятелей, накапливает и сопоставляет сведения о правительственных программах, планах и политиках, почерпнутые из множества общедоступных онлайновых источников. Кроме того, один из основополагающих принципов функционирования GIA — предоставление возможности самим гражданам добавлять содержательную информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью властей, обеспечив при этом право на анонимность. Одновременно и всем деятелям правительства предоставлена равная возможность принимать участие в данном процессе.
Хочу все знать
Весьма интересен контекст происходящего. В Соединенных Штатах, как и в большинстве развитых (предположительно демократических) стран, давно ширится разрыв между возможностями граждан по надзору за деятельностью правительства и возможностями государства по слежке за гражданами. Обычные люди имеют сегодня крайне ограниченный доступ к важным правительственным документам и плохо представляют, кто именно принимает ключевые решения и влияет на их принятие. При этом доступная гражданам информация зачастую оказывается весьма невнятной. С другой стороны, быстро нарастают устремления и средства государства по надзору за личной жизнью и деятельностью граждан.
У этого процесса нет четких национальных границ или отчетливого начала по времени, однако в США эти тенденции резко усилились после событий 11 сентября 2001 года. Ну а в качестве нагляднейшей иллюстрации происходящего может считаться объявленная в прошлом году программа федерального правительства TIA или «Тотальная информационная осведомленность» (Total Information Awareness, не так давно сменившая вывеску на менее пугающую публику Terrorist Information Awareness). Понимая причины тревоги людей, правительственные чиновники не раз заверяли общественность, что единственная цель TIA — выявление потенциальных террористов путем сравнения данных из множества государственных и частных инфохранилищ. Будучи сведенными вместе, эти данные могут указать на характерные поведенческие структуры-паттерны, свидетельствующие о террористических замыслах и деяниях. Однако многие правозащитники видят в TIA чрезвычайно навязчивую и мощную попытку мониторинга государства за частной жизнью граждан — начиная от расчетов по кредитной карточке или планирования поездок до посещения врачей и обращения за ветеринарной помощью.
В условиях, когда власти расширяют внутренний надзор и наращивают взаимодействие с частными институтами для доступа к персональным данным о населении, начинает расти и потенциал возможных злоупотреблений информацией. А значит, чрезвычайно важным становится обеспечение симметрии, то есть адекватный рост подотчетности правительственных структур перед своими гражданами. Совершенно очевидно, что если базовый принцип демократии — это «правительство, созданное народом, из народа и для народа», то важнейшим моментом является обеспечение общества инструментами, обеспечивающими надзор граждан за правительством. Причем затраты на это должны быть по крайней мере не меньшие, чем для инструментов, помогающих правительству следить за личной жизнью граждан.
От этих принципов и оттолкнулись сотрудники MIT Media Lab, создавшие GIA, — 26-летний аспирант МТИ Райан Маккинли (Ryan McKinley), разработавший основу системы в рамках своей магистерской диссертации, и его научный руководитель Кристофер Чиксентмихайи (Christopher Csikszentmihalyi), доцент группы Computing Culture в MIT Media Lab. Подытоживая суть затеянной работы, Райан Маккинли говорит о ней как о своего рода «гражданском разведывательном управлении», симметричном ответе ФБР и ЦРУ, предоставляющем народу инструменты и техсредства, аналогичные тем, что имеются у властей: «Наша цель — разработать технологию, которая позволит создать собственную разведслужбу, накапливающую, сортирующую и анализирующую информацию, собираемую народом о своем правительстве».
Реализация GIA
Итак, проект GIA — это комплекс программных средств, образующих для граждан некий инструментальный каркас всеобъемлющей базы данных о деятельности властей. Главный же «изюм» тут в том, что система построена на основе тех же самых идей, что и Total Information Awareness. Однако цель GIA прямо противоположна — позволить всякому рядовому гражданину проверить любое лицо в правительстве. Точно так же здесь имеется возможность просмотреть накопленные из разных источников данные, проследить последовательность событий, отыскать в информации скрытые специфические структуры, выстроить «профили риска». Информация об источниках финансирования парламентариев и политических кампаний, корпоративные, студенческие и религиозные связи — все данные подобного рода легко извлекаются из базы. Короче говоря, имеется возможность получить всю доступную о политике, чиновнике или влиятельном бизнесмене информацию для мотивации последующих действий.
Внешне GIA выглядит как стандартный веб-сайт, однако в действительности это комплекс весьма продвинутых инфотехнологий, в рамках масштабируемой базы данных активно перерабатывающих информацию, принимающих новые записи от самых разных источников и рассылающих уведомления о происходящих событиях. (Пока что, правда, нельзя сказать, что система полностью отлажена и успешно справляется с наплывом посетителей.) Центральным моментом в GIA является расширяемая модель данных — здесь все представляет собой либо блок информации, либо ссылку-взаимосвязь. Такая модель позволяет системе расти в любом направлении, вмещая в себя всякие, даже невообразимые на этапе создания базы новые ведомства, должности и исходящие от них потенциальные угрозы обществу.
Создатели GIA с энтузиазмом приглашают всех желающих принять участие в проекте — «программистов, политических активистов, адвокатов и кого угодно еще, кто заинтересован в развитии проекта». Основа подхода — предоставить гражданам среду и инструментарий, с помощью которых они сами будут решать, какая информация заслуживает доверия, а какая нет. Разработчики уверены, что подчеркнуто аполитичный подход к наполнению базы лишь увеличивает степень осведомленности публики о чиновниках и о том, чем они занимаются.
Технология наполнения базы GIA отчасти схожа с принципами работы популярных поисковых машин. Программы-роботы ползают по веб-сайтам, содержащим значительное количество информации о политиках. Основное внимание уделяется независимым политическим сайтам, вроде популярных в США «Раскрытые секреты» (www. opensecrets. org, где, в частности, в соответствии с девизом Follow the Money отслеживаются источники финансирования политиков) или «Голосуй с умом» (www.vote-smart.org, где систематически накапливается «политически несмещенная» информация о кандидатах и ныне действующих народных избранниках). Кроме того, в GIA поступает и всякая содержательная информация с сайтов правительственных ведомств. Еще один важный элемент системы — непрерывное сканирование кабельной ТВ-сети C-Span, где на постоянной основе освещается деятельность всех ветвей федеральной власти. Как только на экране появляется очередной политик, программа считывает в поясняющей надписи его имя и привязывает к нему ссылку на хранящееся в базе досье. Благодаря чему посетитель сайта, кликнувший в окошке с кадром из текущей ТВ-трансляции, еще до окончания речи может получить на выступающего полный «профиль» (если таковой имеется, конечно), включая и данные о том, кто финансировал кампанию по его/ее избранию.
Но помимо информации, накопленной и изначально «засеянной» разработчиками из общедоступных источников, у GIA есть очень важная особенность, аналогичная, так сказать, агентурному получению информации спецслужб. Сайт предлагает публике вносить имеющиеся у нее сведения о представителях власти. Причем эта информация доступна всякому, заходящему на сайт. По мнению разработчика Райана Маккинли, компьютеры сами по себе не способны отслеживать деятельность правительства. Хотя они могут накапливать уже существующие данные, множество ценной информации не хранится в существующих базах, находясь как бы в «коллективном сознании» американских граждан. Так что GIA — это путь к объединению коллективного знания и превращения его в общедоступный ресурс.
Такой подход к формированию Интернет-публикаций, вообще говоря, не нов. По своим принципам он сильно напоминает метод, известный в Сети как Wiki1, когда содержимое сайта постоянно пополняется самими посетителями, добавляющими новую информацию. Самый знаменитый и успешный сайт на основе данного принципа — это онлайновая энциклопедия Wikipedia (www.wikipedia.org), полностью составленная самими посетителями и содержащая более 140 тысяч статей, охватывающих самые разные области — от физики до древнегреческой мифологии. Здесь нет никакого руководящего органа, контролирующего «правильность» статей, однако корректность данных эффективно поддерживается самими пользователями.
Посетители сайта GIA могут и сами анонимно вносить имеющуюся у них информацию о государственных деятелях и правительственных программах. Для обеспечения точности данных, вносимых в базу, система автоматически связывается с соответствующими представителями властей и предлагает им подтвердить или опровергнуть появившуюся в базе информацию. Но, как и в аналогичных файлах-досье ФБР, полученная информация не уничтожается, если источник сомнителен или субъект отрицает ее достоверность. Опровержение просто добавляется в тот же файл. Подобно тому, как правительственные чиновники заявляют, что у честных граждан совершенно нет причин бояться TIA, создатели GIA с ухмылкой заверяют, что и правительственным чиновникам, чья совесть чиста, не стоит опасаться их системы, построенной по тому же принципу.
Естественно, при таком механизме формирования базы данных имеется возможность помещать преднамеренно дискредитирующую информацию (в любую спецслужбу поступают ложные доносы). Однако в системе предусмотрены гибкие механизмы, позволяющие перепроверять надежность и достоверность источника. Как и в обычной жизни, где никто, пребывая в здравом уме, не верит болтовне первого встречного, в базе GIA можно просмотреть и оценить достоверность прошлых вкладов анонимного информатора, привязанных к его псевдониму.
Служить бы рад, отчитываться тошно
Очевидно, что эта затея не может понравиться правительственным чиновникам, которые непременно попытаются задушить проект, прикрывшись стандартными доводами «национальной безопасности и секретности». Однако если вспомнить, что суть власти при демократии — служить народу, то у граждан как «работодателей» имеется гораздо больше прав контролировать правительственных служащих, живущих за счет налогов, нежели у чиновников — прав на надзор за своими работодателями, живущими, отметим, за собственный счет. А потому гражданам любой страны, мнящей себя демократической, было бы очень полезно иметь информационную систему, похожую на GIA (тем более что разработана она на основе принципов свободного ПО). Наверняка не только россиянам, но и жителям всякого государства небезынтересно, в каких домах живут «слуги народа», куда ездят отдыхать их семьи, в каких школах и странах учатся их дети. Подобная информация время от времени мелькает в средствах массовой информации, однако собранная в одном месте и систематизированная, она гарантированно произведет гораздо больший эффект.
Конечно, не случайно последним, самым главным на страничке GIA c «часто задаваемыми вопросами» стоит такой: «А законно ли все это?» И ответ на него очень хорош: «ЭТО должно быть законно». В качестве же морального обоснования своей работы разработчики системы приводят слова четвертого президента США (и одного из соавторов американской конституции) Джеймса Мэдисона, который говорил так: «Знание всегда будет править невежеством, и люди, намеревающиеся править собою сами, должны вооружить себя силой, которую дает знание. Народное правительство без доступной народу информации (либо средств ее обретения) — это ничто, кроме пролога к фарсу или трагедии, а быть может, к тому и другому разом».
1 (назад) Подробнее о Wiki и других похожих технологиях см. статью «Соцобеспечение» в «КТ»#494.