Испытание родиной
АрхивЯ уже давно киборг. В том смысле, что вся система моего обеспечения выведена вовне: по рукам и ногам я опутан кабелями, проводами и беспроводными интерфейсами…
Когда-то я писал «Голубятню» про acid test. Изначально так называли химическую пробу на кислотную реакцию, а в наше время — серьезное испытание (а заодно и проверку выносливости с помощью лизергиновой кислоты). Колонка посвящалась программе Fine Reader. Тогда мне — наивняк! — казалось, что можно вот так вот взять и замучить компьютерную программу до бессознательного состояния, когда под воздействием экстремальных нагрузок она начнет выдавать баги и ломаться. С тех пор я повзрослел и поумнел. Сегодня я знаю, что настоящий acid test творится не самопальными компьютерными экзерсисами, а простым географическим перемещением. Настоящий acid test — это выезд из Москвы. Столицы нашей компьютерной родины. Только и всего. Отъехал километров четыреста (как в моем случае), и сразу все приказывает долго жить. Не по одиночке. Не какие-то отдельные программы, а сразу все вместе взятое: и софт, и «железо», и сами технологии.
Мне искренне казалось, что я человек с высокой степенью технического тылового обеспечения. Казалось, что я продумал все до мельчайших подробностей, предусмотрел каждый сбой, запасся всем необходимым. Omnia mea mecum, так сказать, porto. Ну и чо? А ничо: судите сами.
Я уже давно киборг. В том смысле, что вся система моего обеспечения выведена вовне: по рукам и ногам я опутан кабелями, проводами и беспроводными интерфейсами… На бытовом уровне это состояние можно передать фразой: «ни дня без Интернета». Потому что Интернет — это мой Ленин, в смысле, что он моё всё: и хлебушко с маслушком, и эмоции, и дружеское общение, и… и… и… Поэтому я подготовился: покидая столицу нашей родины, я взял с собой ноутбук (один), мобильный телефон МТС с возможностью GPRS-доступа (один), мобильный телефон Билайн с возможностью GPRS-доступа и Bluetooth (один), автомобильный инвертор для преобразования постоянных 12 вольт в переменные 220 (один), ну и дальше по мелочи.
Конечный путь назначения: озеро Пено — третье в череде верхневолжских после Стержа и Вселуга. От местного культурного центра — города Осташкова — 35 километров. Не буду останавливаться на маленьких скромных прелестях отечественной погоды: неповторимое лето, когда +13 в полдень (про ночь вообще умолчу: не нужно о грустном) и ни дня без… думали — «дождя»? Наивные: ни дня без урагана, когда шквальный ветер вырывает с корнями палатки, а проливной ливень гарантирует как минимум скорую ангину. Есть и еще одна природная достопримечательность: местные люди, тепло, почти ласково ненавидящие пришлых туристов, не отвечающие на приветствия, никогда не улыбающиеся и очень трогательно пресекающие любые попытки о чем-то спросить — не дай бог, о том, как проехать туда-то и туда-то. Ни в жисть не ответят, лишь торопливо отскочат от машины и умчатся прочь. Все это — форс-мажор. А вот теперь и acid test. Поначалу сдох Билайн. Он работает только до Осташкова. МТС пробивает до верхневолжских озер, однако GPRS, который вроде бы должен быть всегда и везде, отключается, поэтому единственная возможность связи — через традиционный 0885. Здесь — очередной сюрприз, который называется «МТС Тверь». А расценочки у этого паренька такие, что мало не покажется. В результате вся многообразная гамма сетевого общения свелась к убогому и неэффективному забору почты после полуночи. Даже в таком мазохистском режиме удовольствие обходилось в 10–12 долларов в сутки (в Москве то же самое обходится в полтора-два). Нормальный такой коннект, не правда ли?
Читателю, наверное, интересно узнать, как выдержали acid test и другие ранее описанные в «Голубятнях» игрушки. Например, наладонник. Единственное назначение моего Tungsten T в условиях валдайского экстрима — ридер для чтения электронных книг. Очень удобный, но всего лишь ридер. Все остальные выдающиеся функции Палма тихо отсыхают и отпадают сами собой — достаточно лишь немножко попрыгать.
Ну да ладно. Нагнал тут страха. Главное, что в условиях acid test можно трепыхаться и жить. Даже работать. Я, например, с удовольствием протестировал новую почтовую программу, которая позиционирует себя как прямой конкурент молдавской «Мыши!» (The Bat!). Называется Марлин. Если коротко: очень и очень достойная штуковина. Самое большое впечатление — даже не обилие всевозможных модулей криптозащиты, а аккуратность. Я бы даже сказал, что аккуратный интерфейс, аккуратный (и компактный) код — фирменный знак этой почтовой программы. Хотя в техническом смысле главный козырь Марлина — это, конечно же, высокий уровень защиты от поползновений извне. Предусмотрена даже защита от неожиданных перебоев питания. Так, все файлы базы данных (сообщения, адресная книга, ключи PGP) обновляются сразу же после внесения изменений, поэтому, случись отключение питания компьютера или аварийное завершение программы, данные с высокой вероятностью не будут утеряны. Предусмотрена и такая приятная фенечка, как сохранение сообщения сразу же после его получения — до того, как оно удаляется с почтового сервера.
Что касается защиты от взлома, то, кажется, создатели Марлина защитили диссертацию по этой теме. В хелпе есть даже небольшой трактат о том, кто ломает, почему ломает и как ломает. Не хватает лишь эпилога с ответом на самый главный вопрос: «зачем ломают?».
Очень удачно интегрирован в Марлин и PGP, — на мой взгляд, даже лучше, чем в «Мышке!». Что касается внешнего вида, то принцип аккуратности логическим образом позволил реализовать золотое правило «от добра добра не ищут»: Марлин смотрится как близнец-брат The Bat!, и это, скажу вам, очень правильно!
Резюме: настоятельно рекомендую читателям, у которых зуд новаторства пересиливает ощущение уже обретенного совершенства («Мышка!»), поработать с Марлином. По меньшей мере могу гарантировать, что хуже не будет.
Как обычно, все линки, помянутые в «Голубятне», вы найдете на internettrading.net/beritut.