Робокубок-7: состязание машин
АрхивПо правилам Кубка, участвующие в нем роботы разбиваются на пять лиг (в зависимости от размеров и особенностей), в каждой из которых зачет идет по своей системе.
Похоже, канули в лету времена, когда нечетные годы не сулили многообещающих зрелищ поклонникам футбола. Порукой тому RoboCup — Кубок мира среди роботов по самой популярной спортивной игре, проводимый с недавних пор ежегодно и успевший завоевать признание во всем мире.
Нынешний, седьмой по счету розыгрыш Робокубка (www. robocup2003.org) проходил со 2 по 11 июля в итальянской Падуе и порадовал небывалым доселе энтузиазмом участников: на соревнования было заявлено около двухсот команд роботов из трех десятков стран. Неожиданностью нынешнего чемпионата стало то, что наибольшее число команд — тридцать восемь — прибыло из отнюдь не блещущего как в футболе, так и в роботостроении Ирана. Общепризнанные «робофутболисты» — японцы прислали тридцать одну команду, а другие фавориты Кубка — немцы и американцы — были представлены соответственно девятнадцатью и двенадцатью электронными дружинами.
По правилам Кубка, участвующие в нем роботы разбиваются на пять лиг (в зависимости от размеров и особенностей), в каждой из которых зачет идет по своей системе. Самое массовое состязание в нынешнем году, как обычно, наблюдалось в лиге симуляторов, собравшей на сей раз более трети всех команд. Здесь футбольные ристалища разворачиваются в недрах памяти игрового сервера, при этом роль каждого из одиннадцати футболистов в команде играет специальная программа-агент, а зрители наблюдают за ходом матча на гигантском дисплее. Хотя продолжительность тайма составляет всего пять минут, результативность матчей (особенно на отборочном этапе) весьма высока: нередко лидеры громили аутсайдеров с перевесом в десять и более голов. Лучшим симулятором по итогам розыгрыша признано детище Амстердамского университета; в онлайновом турнире «тренеров» не было равных посланцам Техаса, а наилучший анализ возникающих на поле ситуаций, по мнению жюри, продемонстрировало чадо иранских программистов.
Еще больший интерес вызвали поединки команд, представленных пятью «реальными» электронными игроками. В турнире «маломерок» высотой до 15 сантиметров сильнее всех оказались роботы из США, а в лиге «тяжеловесов» диаметром до 180 сантиметров блистали посланцы Японии. Среди двух с половиной десятков команд, программировавших электронного пса Aibo, удача улыбнулась австралийцам, чьи питомцы завоевали «золото» и «бронзу». «Серебро» досталось американцам, а японцы неожиданно остались за чертой призеров.
Впрочем, представителям Страны восходящего солнца удалось восстановить статус-кво, взяв впечатляющий реванш в кульминации Робокубка — состязании человекообразных роботов, проводимом в нынешнем году во второй раз. Как и в прошлом году, японские «Homo robotus» оказались вне конкуренции — на их счету два «золота» в категории снайперов и весь пьедестал почета в номинации «Наилучшее передвижение по полю». Правда, следует заметить, что к игрокам предъявляются пока не слишком жесткие требования: вполне достаточно не промахиваться по мячу во время исполнения пенальти и удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Самым стильным игроком признано изделие сингапурских конструкторов, а специальную награду в номинации лучшего человекоподобного робота чемпионата получило изделие компании Honda под именем HITS Dream.
Увы, россиянам, выступавшим на турнире четырьмя питерскими командами, покрасоваться на пьедестале почета не удалось ни разу. После того как компания «Новая Эра» отказалась от борьбы в лиге гуманоидов, единственными посланцами России на чемпионате остались симуляторы. Наибольшего успеха добилась команда Zenit-NewEra — она заняла в общем зачете тринадцатое место. Представленная разработчиками популярного антивируса команда FC_DrWEB за шесть отборочных матчей получила в свои ворота 42 (!) безответных мяча и, оказавшись на последнем месте в группе, выбыла из борьбы.
Впрочем, «не футболом единым» был жив нынешний Кубок: помимо игровых баталий, в его рамках проводились соревнования электронных спасателей и танцоров, а сразу по завершении турнира стартовала двухдневная научная конференция, посвященная вопросам роботостроения и создания искусственного интеллекта. Так что, думается, участники RoboCup 2003 на несколько шагов приблизились к своей сокровенной мечте — победе команды электронных футболистов над соперниками из плоти и крови году этак в две тысячи пятидесятом.