По секрету всему свету
АрхивМало кому (кроме государства и корпораций) нравится идея крупных баз данных, централизованно хранящих персональную информацию о гражданах. Во-первых, это лакомый объект для злоумышленников.
Мало кому (кроме государства и корпораций) нравится идея крупных баз данных, централизованно хранящих персональную информацию о гражданах. Во-первых, это лакомый объект для злоумышленников. Во-вторых — потенциальная угроза злоупотреблений со стороны владельцев базы и обслуживающего персонала. И в-третьих, коль скоро здесь замешан человеческий фактор, надежно защитить подобные хранилища практически невозможно. А значит, сообщения СМИ о компрометации очередной базы данных не иссякнут никогда.
Одна из самых последних новостей подобного рода касается микрочипов радиоидентификации (RFID), которые индустрия в ближайшем будущем намерена встраивать чуть ли не во все потребительские товары — тем самым облегчая себе учет производства и сбыта и попутно отслеживая приобретения отдельных покупателей. Эта тенденция очень не нравится той части общества, которая обеспокоена вторжением корпораций и властей в личную жизнь граждан. Для сопротивления бесконтрольному насаждению RFID создана даже общественная организация CASPIAN (Consumers Against Supermarket Privacy Invasion and Numbering, или «Потребители против вторжения супермаркетов в частную жизнь»). Ее активисты решили проверить, как сторонники RFID, заверяющие всех в надежной защите накапливаемой информации, способны хранить секреты. Был проведен нехитрый тест на сайте Auto-ID Centre (www.autoidcenter.org) — консорциума, который объединяет сотню компаний и пять университетских центров, разрабатывающих инфраструктуру для широкомасштабного внедрения чипов идентификации. Без всякого хакинга, просто введя в окошке поиска «волшебное слово» «confidential», правозащитники получили свободный доступ к целой библиотеке документов (числом около семидесяти), не предназначенных для посторонних глаз.
Среди них оказался, в частности, доклад о мерах по «нейтрализации» противников RFID, в котором приводятся результаты внутреннего социологического исследования, показавшего, что около 78% опрошенных встревожены посягательством чипов-меток на частную жизнь, а 61% обеспокоены влиянием встроенных микросхем на здоровье. В другом документе фигурируют предложения о замене пугающего названия RFID-чипов более дружелюбным — типа «зеленые ярлыки». А уж о документах с расписанием рабочих встреч и контактной информацией функционеров консорциума и говорить не приходится.
Разумеется, это дало повод активистам CASPIAN громко заявить о неспособности консорциума обеспечить конфиденциальность информации. В Auto-ID Centre воздержались от комментариев, однако усилия для более надежного хранения материалов все же приложили. Впрочем, птичка уже выпорхнула из клетки, и конфиденциальные документы можно найти в Сети на множестве сайтов-зеркал (см. cryptome.org/rfid-docs.htm). Интересно также, что буквально на следующий день крупнейшая в мире сеть универмагов Wal-Mart (4700 магазинов по всему миру) неожиданно объявила о сворачивании торгового эксперимента с RFID-чипами в бритвах Gillette. Руководство Wal-Mart не пожелало комментировать причины прекращения этого проекта, получившего название «умные полки» и уже практически готового к запуску в одном из универмагов Бостона. Но можно предположить, что скандал в Auto-ID Centre был сочтен слишком неблагоприятным фоном для представления публике новой технологии.