Смех без причины (Итоги недели с 14.07 по 20.07.2003)
АрхивИтоги неделиХудей, пиратское племя! - Хулиганы против спамеров - Как сделать бомбу - Всем смеяться! - Что сказала киска? - Венера на очереди
Угроза Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), в конце июня пообещавшей начать подачу исков против рядовых пользователей файлообменных систем за распространение нелицензионных копий музыкальных композиций, возымела определённое действие. Согласно отчёту компании Nielsen/NetRatings, количество активных пользователей популярных систем файлового обмена в первой половине июля заметно уменьшилось. Так, в самой популярной системе планеты, KaZaA, клиентов стало аж на 15% меньше. Потеря примерно тех же масштабов постигла сети Morpheus и iMesh. В пересчёте "на людей" цифры впечатляют ещё больше: получается, что только KaZaA покинули около миллиона человек. Между тем поднятая американскими звукоиздателями агрессивная волна не спадает: в Конгрессе озвучено новое предложение по борьбе с пиратами, предполагающее трактовать обмен нелицензионными копиями как уголовно наказуемое деяние с последствиями в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Учитывая такие перспективы, неудивительно, что программисты начали имплантировать в свои продукты функции, позволяющие скрыть IP-адрес пользователя и содержимое жёсткого диска его компьютера от других участников файлообменной сети, возможно, являющихся шпионами RIAA. Первыми такой функциональностью обзавелись альтернативные клиенты для работы в сети KaZaA: KaZaA Lite и KaZaA K++.
* * *
Террор, что устроили рядовым американцам их любимые музыканты, живо перекликается с российской акцией, проводимой в эти чудесные летние денёчки холдингом "Рамблер" и Интернет-провайдером РОЛ. Направлена она, правда, не против пиратов, а против компании "Центр американского английского" (ALC), продолжающей засыпать электронные почтовые ящики российских сетян своей рекламой. Если помните, по весне несколько энтузиастов уже предпринимали попытку накормить ALC её же пирожками - устроив массовую прозвонку телефонов Центра в течение одного дня. Сейчас РОЛ и "Рамблер" повторяют попытку в масштабах куда более крупных: используя телефонные мощности РОЛ, инициаторы акции каждые десять секунд звонят в ALC, воспроизводя угрожающую запись отрывка из интервью замминистра связи РФ Андрея Короткова: последний предлагает Центру изыскать "легальные способы" рекламы своих услуг, обещая в противном случае "предпринять адекватные меры". Какие именно меры имеются в виду, Коротков не уточняет, очевидно, рассчитывая на сообразительность оппонента. Вместе с тем замминистру самому следовало бы обратить внимание на законность предпринятой с его согласия акции: если рассылка нежелательной электронной почтовой корреспонденции в российских законах никоим образом не отражена, то телефонное хулиганство фигурирует давно и определённо.
Во всей этой истории больше всего поражает авторитет её участников: к примеру, Рамблер входит в тройку самых известных брэндов российского сегмента Сети (данные Фонда общественного мнения, проведшего всероссийский опрос, в ходе которого выяснилось, что тремя популярнейшими сайтами Рунета являются порталы Yandex, Rambler и Mail.ru).
* * *
Понятно, что в данном конфликте огласка идёт на пользу и той, и другой стороне - и, вероятно, для кого-то из участников (если не для всех) именно самореклама является главной целью. Между тем, как показывает опыт, чтобы завладеть вниманием сетевой общественности, отнюдь не обязательно рассылать миллионными тиражами спам или бросать целые модемные пулы на глушение телефонов противника. Британец Энтони Кокс, созданная руками которого простецкая веб-страничка посещается ежедневно сотнями тысяч человек, вообще не использовал никакой техники и не вложил в "раскрутку" своего детища ни копейки. Страничка, представляющая собой искусно переработанное сообщение об ошибке веб-браузера Inrernet Explorer, извещает посетителя о "невозможности отыскать оружие массового поражения". Cоздана она была Коксом смеха ради, из желания обыграть длящиеся вот уже который месяц бесплодные попытки США найти на территории Ирака химическое или бактериологическое оружие.
"Если вы Джордж Буш, проверьте правильность написания названия страны в адресной строке (Ирак пишется так: И Р А К)", "Выберите опцию "Бомба" если вы Дональд Рамсфильд" и т.п. и т.д. Страничка, ключевым словосочетанием на которой стало "weapons of mass destruction" (оружие массового поражения), была показана Коксом друзьям, которые поделились ссылкой на неё (вот она: www.coxar.pwp.blueyonder.co.uk) со своими друзьями - и так далее, пока в июне она не попала на первые места в рейтингах большинства поисковых машин. А делов-то - на полчаса!
Вообще, смех - очень полезная штука, которую часто недооценивают. И использовать его можно не только по прямому назначению. Так, австралийские учёные придумали смешную систему идентификации личности, позволяющую компьютеру распознать пользователя по характеру издаваемых им в ответ на удачную шутку звуков. Разработка, получившая название SoundHunters, ориентируется не только на смех, но и на голоса людей, и предназначена для работы одновременно на всех компьютерах отдельно взятой компании: любой пользователь может подойти к любой машине и сразу же, без лишних манипуляций с клавиатурой, получить доступ к своим файлам: копия SoundHunters, работающая на данном компьютере, автоматически распознает личность человека с первых слов или усмешки. Предполагается, что такой механизм будет очень удобным, но до коммерческой его эксплуатации ещё очень далеко: даже несмотря на то, что система ориентируется не только на смех, она пока очень часто ошибается.
* * *
К разряду смешных новинок можно отнести и анонс японским производителем электронных игрушек Takara ориентированного на массовый рынок устройства для перевода... кошачьей речи на японский язык. Takara известна своим "собачьим" интертрепатором Bowlingual, который стал бестселлером, разойдясь в количестве более 300 тысяч экземпляров. Новый продукт японских инженеров, названный Meowlingual, похож на своего предшественника и внешне, и функционально: он умещается на ладошке и извещает пользователя о настроении его питомца, демонстрируя на жидкокристаллическом дисплее мордашку с соответствующим выражением (распознаваться, по всей видимости, как и раньше будут лишь несколько самых основных "выражений" - вроде "хочу есть" и "отпустите погулять"). Смех, да и только: наверное, так можно охарактеризовать новинку. Но японцам не смешно: обещая начать продажи Meowlingual в ноябре, его создатели намерены назначить продукту цену в 74 доллара (это вдвое меньше, нежели просят за Bowlingual) и надеются уже к весне продать триста тысяч устройств.
* * *
Пока японские электронщики развлекаются, их европейские коллеги занялись делом более серьёзным. Специалистами Европейского космического агентства (ESA) совместно с Институтом космических исследований Российской академии наук начата работа над созданием электронного оборудования для межпланетной станции Venus Express, что стартует с космодрома Байконур осенью 2005 года.
Основу Venus Express составит то же "железо", что уже частично доказало свою работоспособность на зонде Mars Express, но, конечно, часть приборов требует создания с нуля или подгонки к задачам новой миссии: ведь Venus Express отправится на изучение Венеры. Главная задача экспедиции - детальное изучение венерианской атмосферы. Учёные надеются сопоставить полученные данные с аналогичными о Земле и Марсе, получив, в конце концов, универсальную планетарную климатическую модель. Впрочем, пока можно говорить только о планах: ещё неизвестно, как поведёт себя Mars Express на подступах к Красной планете. Удачи вам!