Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Говорите, вас слушают! (Итоги недели с 7.07 по 13.07.2003)

АрхивИтоги недели
автор : Евгений Золотов   13.07.2003

Самые крутые хакеры - От кого шифруетесь? - Ночью нужно спать! - Игры делу не помеха - Как стать наркоманом - Что за клавардак? - Будь проще!

Самые крутые хакеры - От кого шифруетесь? - Ночью нужно спать! - Игры делу не помеха - Как стать наркоманом - Что за клавардак? - Будь проще!

"Всемирный конкурс взломщиков", объявленный неделей ранее и назначенный в аккурат на прошлое воскресенье, завершился ничем: задачи конкурса были громкими (изменение внешнего вида тысяч сайтов зараз), не менее громкой была и шумиха, поднятая прессой - впрочем, местами она подогревалась государственными органами (в частности, московское ГУВД выступило с совершенно параноидальной рекомендацией компьютерным пользователям не выходить в Сеть 6-го июля), так что удивляться здесь нечему. Но список победителей, опубликованный на вновь ожившем сайте defacers-challenge.com откровенно разочаровал. Ни о каких тысячах взломов речи не идёт, всё ограничилось десятком активных участников, испачкавших лицевые страницы едва ли двух сотен веб-сайтов. Соответственно, главный приз (полгигабайта веб-пространства, предназначавшиеся герою, который сумел бы взломать шесть тысяч сайтов), никому не присуждён.

* * *

Интересно, что российская милиция за минувшую неделю успела отметиться в новостных лентах, посвящённых высоким технологиям, как минимум ещё один раз. Ровно на сутки, с вечера вторника по вечер среды, по указанию Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ, все столичные провайдеры сотовой связи отключили шифрование переговоров в своих сетях. Попросту, все переговоры абонентов GSM-сетей Москвы можно было свободно прослушивать прямо в эфире, при наличии соответствующей аппаратуры. Судя по тому, что данная акция была предпринята после теракта в Тушино для предотвращения правонарушений, именно прослушивание телефонных переговоров было её конечной целью. Вообще, о том, что обмен информацией между мобильником и базовой станцией больше не шифруется, можно было узнать по специальным сигналам, появлявшимся на дисплеях телефонов, однако, несмотря на это, отключение шифрования, похоже, является достаточно эффективным средством профилактики преступлений - поскольку это уже не первый случай, когда правоохранительные органы прибегают к такого рода действиям: аналогичным образом поступали они и во время захвата заложников на мюзикле "Норд-ост", и на июньском саммите глав государств в Питере. Случившееся ставит ряд интересных вопросов, на которые нет однозначных ответов: на форуме КТ-онлайн, к примеру, по сей день идёт оживлённая дискуссия на тему того, можно ли считать приемлемым вторжение государства в частную жизнь граждан ради обеспечения их физической безопасности.

* * *

Впрочем, лучше уж одни сутки без права на частную жизнь здесь, в России, чем то, что приключилось в Таиланде, где правительство наложило запрет на работу игровых компьютерных клубов с 10 вечера и до 6 часов утра ежедневно. Запрет, действие которого начнётся 15 июля, будет действовать вплоть до конца сентября, после чего, если он докажет свою эффективность, может быть продлён. Страшная мера призвана послужить благому делу борьбы с гиподинамией, которой страдают компьютерные пользователи, проводящие ночи напролёт за виртуальными баталиями. Смерть в Интернет-кафе в странах Азии и Востока давно уже не редкость, поэтому правительство вынуждено бороться с проблемой всеми доступными средствами. Что любопытно, всю ночь теперь обязаны простаивать не только компьютерные заведения, но и игровые серверы: тайские гейм-серверы подчиняются общему правилу, к заграничным же пользователей с Таиланда должны не допускать Интернет-провайдеры, которым придётся ввести специальную систему блокировок. Днём борьба продолжится: каждые два часа в игровых клубах будут устраиваться перерывы. Возможно, правда, что посетители станут использовать это время для перекуров, но это всё же лучше, чем неподвижно сидеть за монитором, медленно и верно приближая смерть от закупорки вен.

* * *

Совершенно иное отношение к компьютерным играм и их завзятым поклонникам проповедуется в Штатах - по крайней мере, исследователями из фонда Pew Internet & American Life Project, проведшими опрос среди тысячи с небольшим студентов американских вузов и колледжей на предмет поиска подтверждений того, что игры - действительно вселенское зло. Увы, от этой идеи пришлось отказаться: как свидетельствуют результаты опроса, несмотря на то, что больше половины студентов увлекаются игрушками и даже считают, что это увлечение сказывается на их учёбе, на деле всё совсем неплохо. Расписание дня у "игроков" примерно то же самое, что и у их друзей, а игры ещё и помогают находить новых и поддерживать отношения со старыми. Подавляющее большинство опрошенных считает времяпрепровождение за монитором лучшим способом отдыха, нежели поход в кино или вылазку на природу (на сбор компании онлайн требуется гораздо меньше времени) и, что самое удивительное, 60% из признавшихся в слабости к компьютерным играм принадлежат к слабому полу. Как говорят учёные, похоже, что игры не замещают студентам их традиционной повседневной активности (учёба, различные хобби и т.п.), а являются чем-то вроде одной из её составляющих.А что вы думаете об этом?

Самые крутые хакеры - От кого шифруетесь? - Ночью нужно спать! - Игры делу не помеха - Как стать наркоманом - Что за клавардак? - Будь проще!

Впрочем, современного человека, активно использующего электронные устройства, подстерегает масса напастей и помимо игрушек: обитая в информационном океане и пытаясь справиться с как можно большим числом потоков информации одновременно, мы тем самым незаметно превращаем себя в информационных же наркоманов. Зависимость здесь столь же реальна, сколь и у наркоманов настоящих, "подсевших" на иглу: регулярный "впрыск" свежей информации (к примеру, в виде порции электронной почты или SMS-сообщений) отзывается в организме всплеском химических веществ, так что длительное отсутствие "дозы" выливается в физические муки. Называется это маниакальным онлайновым расстройством (online compulsive disorder, OCD) и, помимо ваших собственных страданий, может стать причиной семейных конфликтов: попавшему в информационную зависимость человеку кажется, что даже короткая отлучка от привычных ему источников информации чревата некими страшными последствиями (проигрышем конкуренту, отрывом от прогресса и т.п.), в результате чего он не в состоянии провести выходной на природе или посвятить вечер любимому человеку. Параллельно возникает ещё одно расстройство под названием мнимого синдрома рассеянности (pADD), Последствия его - невозможность длительной концентрации внимания на одном предмете или теме и, в конце концов, неспособность решения больших задач, требующих серьёзных затрат времени. Страдает также качество и производительность труда. Так что же делать? Подключайтесь к дискуссии, обсудим!

* * *

Как бороться с информационной наркоманией? Этого пока никто не знает. Да и вряд ли появятся эффективные медикаментозные средства для лечения этой чисто интеллектуальной "забавы". Помочь, вероятно, сможет лишь проведение политики, направленной на сознательное ограничение объёмов потребляемой человеком информации - примерно так, как это делается сейчас во Франции, где, правда, сознательно решено ограничить граждан не в объёмах, а в качестве: борясь за чистоту французского языка (под патронажем президента Франции работает Высший совет по франкофонии, в который входят 52 государства с франкоговорящим населением), некая государственная комиссия при Министерстве культуры постановила заменить англоязычный термин "e-mail" на сравнительно более простой и понятный местному населению "courriel", произведённый от французского courrier electronique (электронная почта). И это уже не первый случай, когда расхожие английские (а, точнее, американские) словечки из компьютерного жаргона заменяются локальными эквивалентами: до того был спам (pourriel - электронный мусор) и clavardage (клавиатурная болтовня).

* * *

Кстати говоря, технический жаргон, внешне безобидный, на самом деле является очень серьёзной проблемой на пути проникновения индустрии высоких технологий в быт. Неумение объяснить обывателю в понятных для него выражениях назначение, принцип действия, особенности настройки и работы различных новомодных электронных продуктов, выливаются в нежелание этих самых обывателей такие продукты покупать. Да что там новомодных: даже персональные компьютеры, появившиеся на прилавках больше двух десятилетий тому назад, по-прежнему остаются в числе самых непонятных и страшных для непосвящённых в премудрости технического жаргона людей! Таков результат исследования Technology Terminology and Complexity Study, проведённого специалистами компании AMD. Задавшись целью выяснить, сколь хорошо разбирается современный "середнячок" в устройствах бытовой электроники, исследователи обнаружили, что персоналки, цифровые камеры, цифровые телевизионные приставки и прочая мелочь остаётся слишком сложной почти для половины из двух с лишним тысяч человек, попавших в опрос, проведённый в нескольких странах мира. Можно ли упростить работу с компьютером без ущерба для эффективности его использования? Что вы думаете об этом?

Считая, что такая техника должна работать сразу по включении (идеальный пример - микроволновка), половина опрошенных оттягивают поход в магазин за приглянувшейся электронной новинкой, а чуть меньше половины и вовсе отказываются от идеи это приобретать. Так что будьте проще - и люди к вам потянутся! Удачи!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.