Время сверять терафлопсы
АрхивВ конце июня немецкий город Гейдельберг стал центром мира высокопроизводительных вычислений — здесь проходила Международная суперкомпьютерная конференция ISC2003.
В конце июня немецкий город Гейдельберг стал центром мира высокопроизводительных вычислений — здесь проходила Международная суперкомпьютерная конференция ISC2003. По традиции это мероприятие проводится дважды в год и предваряется публикацией новейшего рейтингового листа Top500, ранжирующего полтысячи самых быстрых компьютеров планеты (www.top500.org). Случилось так, что нынешней версии списка достался порядковый номер, совпадающий с текущим столетием, а потому особенно интересно проанализировать тенденции развития мощнейших вычислителей в начале XXI века по 21-му же топ-листу.
Бесспорным и далеко оторвавшимся от всех лидером продолжает оставаться японский векторный суперкомпьютер «Симулятор Земли», собранный компанией NEC год назад в Иокогаме для специально выстроенного под него вычислительного комплекса Earth Simulator Center. «Пиковая» (то есть теоретическая) производительность этой машины составляет 40,96 терафлопса (триллионов операций с плавающей точкой в секунду), а «максимальная» (то есть реально демонстрируемая на контрольном тесте Linpack) — 35,86 Тфлопс. Наверное, это очень хороший признак, что самый лучший на сегодня вычислитель моделирует нашу планету, а не ядерное оружие, как почти все остальные суперкомпьютеры из первой десятки.
Второе место занимает массивно-параллельная система ASCI Q, собранная Hewlett-Packard в Лос-Аламосе на основе компьютеров AlphaServer SC ES45. Здесь результаты по Linpack составили 13,88 Тфлопс (первые две системы в Top500 пока остаются единственными, сумевшими преодолеть рубеж 10-терафлопсной производительности). Впервые в истории в тройку лучших вошел Linux-кластер MCR на 2304 процессорах Intel Xeon (7,634 Тфлопс), собранный компанией Linux Networx в ливерморском ядерном центре им. Лоуренса (отметим, что нынешний рейтинг стал этапным для Linux-кластеров и процессоров Intel, но подробнее об этом чуть позже). Четвертое и пятое места занимают практически идентичные системы, собранные IBM на основе SP Power3 в ядерных центрах Ливермора (8192 процессора) и Беркли (6656 процессоров). Два новичка в десятке лучших — это система PrimePower HPC2500 компании Fujitsu, установленная в Национальной аэрокосмической лаборатории Японии (седьмое место), и кластер на 1540 процессорах Itanium 2 (восьмое место), собранный Hewlett-Packard в американском ядерном центре Pacific Northwest.
Можно говорить, что самых больших успехов за прошедшие полгода добилась корпорация Intel, поскольку количество систем с ее процессорами в Top500 выросло более чем вдвое — с 56 до 119. Это очень заметный сдвиг для столь элитарного рынка, как суперкомпьютеры, где чипы Intel впервые начали составлять серьезную конкуренцию традиционным лидерам, процессорам IBM Power и PA-RISC от Hewlett-Packard. Главным же неудачником следует признать корпорацию Sun Microsystems, которая полгода назад была представлена восьмьюдесятью восемью системами, а ныне в Top500 их осталось всего девять, из-за чего Sun сползла с третьего на десятое место среди основных поставщиков суперкомпьютеров.
Если оценивать компании по суммарной производительности их систем, то бесспорным лидером является IBM, на чью долю приходится 34,9% общей мощи (в прошлом году было 31,8%). На втором месте Hewlett-Packard (24,1%), на третьем NEC (11,7%). По количеству машин всех опережает Hewlett-Packard (159 систем), обошедшая IBM, правда, всего «на полголовы» — у той 158 компьютеров в списке. На третьем месте SGI с 54 машинами. Заметно подросло количество кластерных систем, коих теперь 149 (распределены между двенадцатью фирмами-интеграторами и двадцатью тремя «самоделками»).
Еще один важный момент — это дебют мощной системы Cray Х1, которая представлена в списке десятью машинами, начиная с позиции номер 112. В настоящее время Cray X1 является единственной векторной системой такого класса, собираемой в США. Поскольку ныне суперкомпьютерный рынок прочно завоеван процессорами скалярной архитектуры, а в лидерах числится векторный Earth Simulator, то Cray X1 нередко называют «американским ответом на японский вызов». В целом же США продолжают оставаться главной доминирующей силой в суперкомпьютерной области, поскольку семь систем из Top10 (еще две в Японии и одна во Франции) и 51% из Top500 установлены в этой стране, не говоря уже о том, что 92% процессоров из всей полутысячи систем рейтинг-листа изготовлены американскими брэндами. Что же касается нашей державы, то Россия представлена в Top500 двумя системами: самодельной МВС 1000М Межведомственного суперкомпьютерного центра (734,6 Гфлопс, 97-е место) и HP SuperDome Сбербанка (345 Гфлопс, 357-е место). Этот результат, конечно, лучше, чем у Португалии или Южной Африки, представленных в рейтинге одной машиой, но значительно хуже, чем, скажем, у Китая (пять систем) или Дании (четыре системы). Зато, как говорится, мы делаем ракеты… а также в области балета… В общем, мы еще всем покажем.